Центральный банк объяснил владельцам пластиковых карт, как вовремя распознать телефонных мошенников и не поддаться на их уловки.
Как показывает статистика, чаще всего мошенники звонят на мобильный телефон. При этом они могут представиться сотрудником службы безопасности, службы поддержки клиентов или другого отдела Центрального банка, коммерческого банка, платежной организации или оператора платежной системы.
Отличительная черта разговора с мошенником — психологическое давление. Собеседник может заявить, что мобильное приложение клиента взломано, банковская карта заблокирована, предпринимаются попытки незаконного снятия денег с карты, и если не будут приняты немедленные меры, владелец карты потеряет все средства. Также мошенник попросит сообщить ему одноразовый SMS-код, отправленный на телефон.
Характерные признаки разговора с мошенником:
— звонки или SMS-сообщения поступают со скрытых и незнакомых номеров;
— собеседник требует немедленно принять решение, пытается запутать и использует выражения «быстрее», «сейчас», «я объясню позже»;
— если задать конкретный вопрос, собеседник не дает четкого ответа;
— запрашивается личная информация: паспортные данные, номер карты с указанием срока ее действия, проверочный код, хотя на самом деле для перевода средств на карту достаточно знать только номер карты.
Лица, совершающие телефонные мошенничества, могут вести себя очень уверенно и оказывать давление или, наоборот, мягко убеждать клиента в своей правоте, пояснили в Центробанке. Их главная цель — побудить клиента не сомневаться и принимать поспешные решения, не оставляя возможности для размышлений.
Ещё один признак телефонного мошенничества — интригующие сообщения типа «вы выиграли конкурс», предложение призов, выгодных тарифов, подарков, просьба «доплатить» за них, «внести залог» или перевести деньги другими способами.
Специалисты ЦБ советуют при подобных звонках сохранять спокойствие, не давать личную информацию и не сообщать SMS-коды. Если звонящий требует следовать его инструкциям, нужно попросить время на обдумывание. Состояние карты и данные о денежных средствах можно проверить в персональном кабинете через официальный веб-сайт или мобильное приложение банка. Когда собеседник заявляет, что решение должно быть принято сию минуту, следует сообщить, что вы обратитесь в обслуживающий банк для выяснения ситуации.
Если звонящий представляется сотрудником какой-либо организации, необходимо уточнить телефонный номер отдела по работе с обращениями граждан и проверить актуальность этих номеров на официальном сайте организации.
При сообщении о победе в розыгрыше следует проверить данные об этой акции в интернете и не переводить деньги незнакомым лицам.
Владельцам карт, столкнувшимся с мошенниками, следует немедленно связаться со своим обслуживающим банком по телефону или в письменной форме и заявить о ситуации. Нужно сообщить, с какого номера телефона поступил звонок, кем представился мошенник и какую информацию он запрашивал.
Центральный банк предупредил, что средства с банковских карт могут быть списаны путем различных мошеннических действий. Чтобы этого не произошло, никогда не следует сообщать каким-либо лицам пришедший на телефон одноразовый SMS-код, связанный с банковскими картами, логины и пароли, дающие доступ к мобильным приложениям коммерческих банков, операторов платежных систем и платежных организаций.
Анна НИМ.