back to top
13.7 C
Узбекистан
Четверг, 28 ноября, 2024

О природе человека

Топ статей за 7 дней

Подпишитесь на нас

51,905ФанатыМне нравится
22,961ЧитателиЧитать
7,070ПодписчикиПодписаться

«Человек по природе своей существо политическое», — сказал один из отцов европейской мысли Аристотель и более, чем на две тысячи лет, дал пищу для размышлений всему прогрессивному человечеству.

В прошлый раз, мы попытались подумать на тему человеческих инстинктов и есть ли вообще таковые, где выяснили, что инстинктов у человека в чистом виде почти нет, а есть ряд потребностей, а именно:

— витальные (принимать пищу, спасть, размножаться, экономить силы);

социальные (любить и быть любимым, принадлежать к группе, воевать за своих, бороться с чужими…);

— духовные (самопознание, познание, поиск смысла жизни).

Наблюдая за тем, как формируется в стране гражданское общество, что является естественным стремлением к объединению людей ради блага государства и его граждан, мне показалось интересным выделить из выше обозначенного списка пункт «социальные потребности» в части касающейся «принадлежность к группе». Насколько важно для нас, людей, быть причастными к тем, кто нас окружает, и почему человеку свойственно по природе жить в государстве, в социуме?

Не случайно греческий философ определял человека как общественное животное, наделенное разумом. Человек самой своей природой предназначен к жизни сообща; только в общежитии люди могут формироваться, воспитываться как нравственные существа.

Общество состоит из семей, как малых социальных групп, а из общества состоит государство. «Государство же принадлежит к тому, что существует по природе», говорит Аристотель в своей «Политике», «а человек по природе своей есть существо политическое» (от слова «политика», греч. Πόλις — «город, государство»).

А тот, кто в силу своей природы и вследствие случайных обстоятельств живёт вне государства — либо недоразвитое в нравственном смысле существо, либо Сверхчеловек (имеется ввиду не супермен, а Бог, на которого добродетели не распространяются, он «превыше добра и зла», иначе «добродетель будет выше бога»). Такого «внесистемного» человека критикует и Гомер: «без роду, без племени, вне закона, вне очага. Такой человек по своей природе только и жаждет войны, сравнить его можно с изолированной пешкой на игральной доске».

Человеку свойственно жить в государстве по природе, не по чьей-то воле, не по собственному разумению, а потому что таково его природное свойство, то есть не вследствие случайных обстоятельств, но в силу природы.

Животные, птицы, насекомые тоже имеют свойство организовывать группы, то есть не только человек есть существо политическое, социальное, но он в большей степени, чем остальные существа. Далее Аристотель пишет, что природа ничего не делает напрасно, между тем, один только человек из всех живых существ, одарён речью.

Голос выражает боль, печаль и радость, поэтому он свойственен и остальным живым существам, поскольку их природные свойства развиты до такой степени, чтобы эти ощущения передавать друг другу. Но речь способна выражать и то, что полезно и то, что вредно, равно как и то, что справедливо и нет. Это свойство людей отличает их от остальных живых существ.

В «Нитомаховой этике» (одно из трёх этических сочинений Аристотеля, посвящённых или его сыну, или отцу Нитомаху), автор пишет: «… никто не избрал бы обладания благом для себя одного, действительно, человек – общественное существо и жизнь сообща прирождена ему».

Сегодня мы говорим о самодостаточном человеке, термине довольно новом и в среде политических деятелей, педагогов, юристов он довольно широко используется для обозначения главной цели, к которой стремится общество: воспитать полноценную высокообразованную, уверенную в себе личность, способную продуктивно функционировать во благо всего общества.

Самодостаточный – это не тот, кто ведет одинокую жизнь, а вместе с родителями, детьми, близкими — и этот круг постоянно расширяется. Но если расширять понятие «общество» до предков и потомков, до друзей наших друзей, то придётся уйти в бесконечность. Однако, сегодня расширение этого круга общества до друзей наших друзей – это неплохое описание того политического процесса, который можно назвать прогрессом человечества – он действительно может быть описан, как расширение круга тех, кто нам близок и чьё благо является нашим благом, то есть не только наших родных и друзей, но и гораздо шире.

Практически каждый, кто имеет доступ в интернет, сегодня является членом виртуальных соцсетей, мы вступаем в группы, сообщества, проявляем там активность, просим помощи и стараемся быть полезными сами, а главное, наши новые связи из виртуальных часто переходят в реальные и нередко, именно на основе различных гражданских инициатив.

И здесь возникает вопрос: каким образом природа человека, его биологическое устройство предопределяет его поведение, в том числе, поведение общественное и политическое? Есть ли что-то, что природа нам диктует?

Воспользуемся двумя категориями, обозначенными Аристотелем, это категории потенциального и актуального. Потенциальное – это то, что дано в виде предрасположенности, в антропологии сегодня используют термин «задатки». На уровне биологии известно, что каждый из миллионов сперматозоидов, борющихся в марафоне за первенство «добежать» до яйцеклетки, имеет свой исключительный не повторяющийся набор генов, к этому прибавим неповторимые материнские гены, и в итоге «задатки» у каждого человека являются уникальными, это от природы. Актуальное – это задатки, которые превратились в способности, в то, что сформировано окружающей человека социальной средой.

Но человек – «открытое существо», может из преступника превратиться в праведника, из доброго в злого, и если есть в его жизни детерминация, то не такая строгая, как у животных — мы можем бросить вызов своей природе. К тому же, мы единственные животные, которые знают о своей смертности, отсюда и наша потребность в иррациональном, но это тема другого разговора.

Когда мы слышим, что нечто предопределено генетически или это свойство нашей натуры против которой идти нет смысла, или так было испокон веков — под этими рассуждениями стоит всегда:

— в природе человека есть нечто неизменное;

— есть прямое соответствие между этой нашей природой и тем, как мы себя ведём.

Этот путь опасен, потому что наиболее тлетворные и вредные по своим последствиям учения, которыми увлекалось человечество, они по какому-то странному совпадению стоят ровно на этом:

— женщины такие, а мужчины другие и здесь ничего нельзя поменять. Это сексизм, он предполагает, что мужчины и женщины предназначены для разного;

— представители разных рас неизменяемо отличаются друг от друга. Это расизм, он полагает, что разные расы предназначены для разного. Есть «подразделения» расизма – национализм и сестра его ксенофобия. Ксенофобия — неприязнь к кому-либо или чему-либо чужому; восприятие чужого как неприятного и опасного. Национализм – это идеология и направление политики, он есть гражданский и этнический, последний, определяет нацию с точки зрения общей этнической принадлежности, наследия и культуры, может перетечь в радикальные формы. А гражданский национализм, определяет нацию как гражданскую, с точки зрения общего гражданства, ценностей и институтов;

— жители разных географических широт и климатических условий тоже друг от друга отличаются и ничего с этим не поделаешь: есть жители приморья и они имеют склонность к путешествиям и торговле, а есть жители гор и они имеют склонность к грабежу, а есть жители равнин, им свойственны красивые протяжные песни и безделье, а есть жители лесов и им свойственно охотиться. И конечно, есть жители стран, которые увлечены своими древними традициями, приготовлением плова и нескончаемым потреблением зелёного чая под шошмаком. Об этом много размышляет геополитическая теория: есть народы «внутренних земель», у них одно политическое поведение, а есть народы-мореплаватели – у них другое политическое поведение и некоторые народы враждебны друг другу по своей природе, так как воюют за территорию, например.

С одной стороны, кажется, что такого рода выводы основаны на наблюдениях, ведь действительно, мужчины и женщины отличаются друг от друга, «горные» люди от «луговых», белые от черных… Но опасный момент наступает тогда, когда мы проводим прямое соответствие между тем, кем человек является с тем, как он себя ведёт, а что ещё хуже – чего он должен хотеть, к чему стремиться, а чего избегать.

Эту мысль в очень доходчивой форме далее развивает российский политолог Екатерина Шульман: «Если что-то и говорит нам человеческая натура, если что-то и является следствием, свойством нашей природы, то это бесконечная адаптивность или приспособляемость. Я могу ошибаться, но мне кажется, что из всех живых существ, человек самое разнообразное: по внешнему виду, по цвету, формам тела, типу волосяного покрова, разнообразен по тем климатическим широтам, в которых обитает, по типу питания. Мы живём везде и питаемся всем и выглядим, как угодно. Почему мы такие? Потому что мы приспосабливаемся к окружающей среде и приспосабливаем её под себя. Поэтому мы завоевали Землю и теперь ею владеем, пока климатическая катастрофа не сотрёт нас её поверхности».

А ведь, во времена «исхода» из Африки, этак пару миллионов лет назад, людей ничего не разделяло, выглядели они вполне определённо и образ жизни вели примерно одинаковый для всех. Это в последующем язык, география, климатические условия и различные виды государственного устройства нас разделили. Земледельцы, а потом и монархи увлеклись деспотией, мореплаватели придумали демократию…

И если всю прошедшую историю человечества рассматривать как одни сутки, то где-то за последние полчаса, мы умудрились успешно заселить и загрязнить всю планету, поделив её на суверенные государства и даже придумать атомную бомбу, нам было достаточно для этого примерно 15 тыс. лет и что нас ожидает следующие «сутки», представить трудно даже в рамках первого «получаса». Но есть надежда, что по мере того, как вопросы выживания отодвигаются, человечество действительно становится более гуманным и более терпимым к тем, кто на него не до такой степени похож, а высокие технологии сегодня нам значительно облегчили жизнь, и будем надеяться, помогут нам справиться с экологическими проблемами.

Итак, под словами «человек – существо политическое» Аристотель не имел ввиду, что по природе человеку свойственна монархия или подчинение вождю, (человек не стремится к каким-то определённым формам общественного устройства), или наоборот, что ему свойственно жить вольной жизнью и не хотеть общаться. Он говорит, что человеку свойственно общение, потому что только мы одни наделены речью, а речь нужна для того, чтобы находиться в сообщении с себе подобными. Свойством человека является его стремление к социальности, к коммуникации и совместному действию с себе подобными, то есть гражданина образует участие в общих делах.

Является ли соперничество и агрессия частью природы человека и какие «железные» принципы политологии действуют в любой социальной организации, мы поговорим в следующий раз.

Белла Сабирова

Источники

Аристотель. “Политика”

Аристотель. «Нитомахова этика»

Никонов. И.А. Определение понятия «Самодостаточность личности»

Презентация: Человек как предмет философского познания

Д.Даймонд Коллапс. Почему одни общества приходят к процветанию, а другие – к гибели

Е.Шульман Лекция. Политическое животное: стадное поведение и гражданские потребности человека.

Полянский Д.В. , Савинцев В.И. Лекция.- Природа и сущность человека — Философия для бакалавров

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь

Последние новости

«Россия не приезжает, чтобы учить узбекских специалистов тому, как им надо работать. Мы обмениваемся опытом…»

В Международном пресс-центре Sputnik Uzbekistan состоялась встреча с руководителем представительства Россотрудничества в Узбекистане Ириной Старосельской. В беседе были затронуты...

Больше похожих статей