26 апреля 1966 года в 5 часов 23 минуты утра по местному времени в Ташкенте произошло разрушительное землетрясение. Магнитуда его в очаге М=5.2 (по шкале Рихтера), а сейсмический эффект на земной поверхности (из-за небольшой глубины) в эпицентре превысил 8 баллов.
В результате стихийного бедствия была полностью разрушена центральная часть города, построенная еще в XIX веке; а это свыше двух миллионов кв. м жилья, 236 административных зданий, около 700 объектов торговли и общественного питания, 26 коммунальных предприятий, 181 учебное заведение, в том числе школ на 8 тыс. мест, 36 культурно-бытовых учреждений, 185 медицинских и 245 промышленных зданий. Без крова осталось около 300 тысяч человек.
Ташкент продолжало трясти вплоть до декабря. Сейсмологи всего насчитали 1102 толчка.
В тот же день в Ташкент прилетел Генсек ЦК КПСС Леонид Брежнев с главой правительства Алексее Косыгиным и большой группой специалистов из разных министерств.
А уже на следующее утро состоялось большое совещание, на котором было решено бросить все силы на восстановление Ташкента, принявшего во время войны тысячи и тысячи беженцев, десятки эвакуированных заводов.
На помощь Ташкенту пришла вся страна. Только от простых граждан было собрано более десяти миллионов рублей, чтобы помочь пострадавшим.
По оргнабору в Ташкент прибыли десятки тысячи строителей со всех концов СССР. Город отстроили заново в сроки, которые всему миру показались фантастикой. По решению правительства вместо восстановления разрушенных старых одноэтажных глинобитных домов на их месте были построены новые современные многоэтажные дома.
Уже к зиме 1966 года все семьи, лишившиеся крова, получили крышу над головой, за три года было построено около 1 миллиона квадратных метров жилой площади.
«После того, как были ликвидированы последствия землетрясения, круглосуточная стройка продолжалась, набирая обороты вплоть до конца 1980-х. На карте города на месте пустырей и колхозных полей появились совершенно новые районы – Юнус-Абад, Каракамыш, Сергели, Чиланзар, Алгоритм, в каждом из них проживает нынче от 300 до 500 тысяч человек. Ташкент украсили дворец «Дружбы народов», телебашня, гостиницы «Россия», «Дустлик», «Москва» и «Узбекистан», музей истории, издательство «Шарк», университет, цирк, было пущено красивейшее метро… Достаточно сказать, что группе архитекторов за планировку и застройку центра Ташкента была присуждена Государственная премия СССР«, пишет Кирилл Поздняков.
Для нынешних «градостроителей» Ташкента будет интересно прочитать строки из выступления первого президента Узбекистана, давшему негативную оценку восстановления Ташкента, первым и единственным городом в СССР, где бараки и коммунальные квартиры остались в истории: «…был нанесен большой ущерб неповторимой природе Ташкента, загублено большое количество садов, зарыты арыки и родники, а вместо них бездумно построили предприятия по производству совершенно не приспособленные к нашему климату, похожие друг на друга многоэтажные железобетонные дома».
Могли бы оставить в покое умершего Президента.
Ведь строили Ташкент со всего Союза люди.
Та никто не трогает о чем ты
Ташкент город хлебный!)
Спасибо надо сказать тем тогдашним руководителям страны, что не оставили Ташкент один на один с последствиями землетрясения. Город стал красавцем, пусть и не все дома были с суперпланировкой. Кому сейчас такое под силу (не дай Бог), отстроить за короткое время столько качественного жилья? Был Генплан города, который потом благополучно угробили всякие соглашатели. А арыки то были, так что неправда, что их засыпали. И Комсомольское озеро с парком были для людей бесплатными. И, благодаря предприятиям в городе был крепкий рабочий класс и квалифицированные кадры. Это не масса купи-продай и куча застройщиков. И не было такого расслоения людей. Да многое, что можно хорошего вспомнить с тех времён. Просто тема не про это.
.