Закон — движущая сила любого государства, основа целенаправленных реформ в разных сферах жизни общества. У каждой страны собственный опыт повышения правовой грамотности посредством распространения правовой информации и нормотворчества.
Анализ, изучение и знакомство с зарубежными практиками дают возможность странами взять на вооружение наиболее эффективные механизмы в нормотворческой деятельности.
Сегодня поэтапно реформируется деятельность органов и учреждений юстиции в сфере качественной организации государственной правовой политики, в том числе нормотворческой деятельности, формирования последовательной и единообразной правоприменительной практики, обеспечения эффективности государственного управления, повышения правовой культуры населения, оказания квалифицированной юридической помощи, а также в отрасль повсеместно внедряются цифровые технологии.
Внедрение современных форм и методов обеспечения прозрачности деятельности органов государственного власти и управления, предоставления информации о правах, свободах и законных интересах физических и юридических лиц определены в числе ключевых задач Стратегии действий по пяти приоритетным направлениям развития Республики Узбекистан в 2017—2021 годах. В целях усиления активной гражданской позиции населения в этой сфере, дальнейшего повышения правосознания и правовой культуры в обществе важно обеспечить сотрудничество органов государственной власти и управления, а также международное сотрудничество.
Именно поэтому одна из сессий II Международного юридического форума «Tashkent Law Spring» посвящена анализу проблем в области распространения правовой информации и изучению перспектив развития. В ходе сессии планируется обсудить следующие актуальные вопросы:
– распространение и использование правовой информации в процессе цифровизации правовых сфер;
– эффективные средства обеспечения прозрачности деятельности и доступности информации в государственных органах;
– современные механизмы обеспечения всеобщего доступа к государственным информационным услугам;
– распространение правовой информации, обмен опытом в этой сфере и информирование международного сообщества о реализуемых реформах для укрепления сотрудничества с соответствующими организациями зарубежных стран.
В дискуссиях ожидается участие представителей авторитетных зарубежных организаций с большим опытом распространения правовой информации в процессе цифровизации государственного управления и государственных слуг. В частности, представители Научного центра правовой информации при Министерстве юстиции Российской Федерации, Национального центра правовой информации Республики Беларусь, Института законодательства и правовой информации Республики Казахстан, Управление адвокатуры и правовой пропаганды Министерства юстиции Республики Кыргызстан, Центра развития законодательства и правовых исследований Министерства юстиции Республики Армения и юридического факультета Университета Торонто.
Отдел по связям с общественностью Министерства юстиции
Пользователи очень благодарны Минюсту за работу сайта lex.uz!
Вместе с тем, хочется высказать пожелания по дальнейшему совершенствованию сайта. Крайне желательно:
1.Давать переводы важных документов (не только законов) с государственного языка на русский и английский, что значительно повысит уровень распространения правовой информации и овладения ею гражданами, послужит развитию и укреплению международных связей, повысит рейтинг Узбекистана в части соблюдения прав человека.
2. Отладить поиск на сайте так, чтобы документы открывались путем введения одного или нескольких ключевых слов, аналогично работе крупных поисковых систем в интернете. В настоящее время часто даже введение именования документа не дает результата.
3. Создать раздел «Правоприменение: вопрос-ответ», в котором — соответственно заданным вопросам — давать разъяснение о применении норм законодательства, о правовом значении терминов и понятий. Дело в том, что рядовые граждане практически всегда толкуют их в обобщенном, бытовом понимании, а это препятствует единообразию правоприменения, приводит к конфликтам между населением и государственными органами, увеличивает число повторных обращений в госорганы и суды. Для ограждения от обращений по поводу отдельных частных споров в разделе можно дать предупреждение о том, что таковые не рассматриваются и ответы на них не даются. 4.Очень хорошим примером для расширения работы сайта может служить недавнее разъяснение Минюста по поводу неправомерного применения судом в делах о выселении граждан норм относящихся к муниципальному, ведомственному и коммунальному жилищному фонду для выселения из частного жилфонда. Было бы весьма полезно регулярно рссматривать аналогичные случаи в правоприменении не только судами, но и другими органами и организациями и публиковать на сайте соответствующие материалы.
5. Хотелось бы видеть на сайте и «Дежурного юриста», для интернет-обращения к нему за консультацией, что широко практикуется другими сайтами и что граждане считают очень нужным и полезным.
Думаю, что польза от внедрения предложенного стократно оправдает затраты государственных средств на это. Государственных, потому что все должно оставаться для пользователей БЕСПЛАТНЫМ. Иначе, как говорится, «незачем огород городить».