Я́ков Ио́сифович Шапи́ро родился в городе Олевск Житомирской области в 1937 году. В первый год Великой Отечественной войны вместе с семьей был эвакуирован в Узбекскую ССР. Жил в Маргилане, потом с родителями переселился в Ташкент. В 1944 году вернулся назад на родину и получил художественное образование, поступив в среднюю художественную школу при фарфоровом заводе. Закончил киевское художественное училище, а после поступил в Государственный академический институт живописи, скульптуры и архитектуры имени И. Е. Репина в Санкт-Петербурге. Во время учёбы много ездил по миру. Позже переехал в Ташкент, продолжая учёбу в институте.
Его работы установлены в Узбекистане, России, США, Франции, Италии, Израиле, Японии и других странах мира. В Ташкенте Яков Шапиро выполнил художественные панно для пяти станций метро, памятники Максиму Горькому, Шота Руставели, Хамиду Алимджану, Шарафу Рашидову, Лалу Бахадыр Шастри, Батыру Закирову, скульптура национальному герою Ходже Насреддину.
На счету художника ряд архитектурно-скульптурных ансамблей. Поскольку он был хорошим знакомым Владимира Джанибекова, в этом ряду и композиция на «звездную» тему: с фигурами Матери-Земли, Икара, Улугбека, Циолковского, Королева, Гагарина и с бюстом космонавта, дважды Героя Советского Союза Владимира Джанибекова.
В том числе по этой причине, редакции кажется важным вспомнить статью Рустама Шагаева, размещенную на сайте nuz.uz 19 ноября 2018 годя.
Космонавт готовит плов
Владимир Александрович Джанибеков перед отлётом в Москву готовил прощальный плов. Собрались его близкие и друзья. А за день до этого они побывали в Чарваке, где живет отец космонавта. Ему исполнился 101 год, и этот почтенный возраст он встречал в добром здравии.
Во дворе мастерской скульптора Якова Иосифовича Шапиро стоял чудный осенний день. Среди голубых елей в багрянце и золоте росли кусты граната, и на его ветках висели огромные, перезревшие плоды.
А вот из-за куста лукаво выглядывал Насреддин Афанди. Его скульптурный портрет на забавном ослике, украшающий знаменитый Ляби-хауз в древней Бухаре и сегодня радует взрослых и детей.
Я как-то читал забавный очерк известного ташкентского журналиста Шахоба Зайнутдинова о том, как Шапиро работал над образом этого ослика. На две недели вьючное животное поселилось в этой мастерской. Скульптор внимательно присматривался к нему…
Готовя этот материал, я был приятно удивлен, узнав, что Яков Иосифович — ученик знаменитого советского скульптора Михаила Константиновича Аникушина. Это он автор памятника Александру Сергеевичу Пушкину, который красуется на улице Шота Руставели.
В Ташкенте немало прекрасных творений Заслуженного деятеля искусств Узбекистана Я.И.Шапиро. Художественные панно на пяти станциях метрополитена, памятники Максиму Горькому, Шота Руставели, Хамиду Алимджану, Шарафу Рашидову, Лалу Бахадыр Шастри, Батыру Закирову.
…Джанибеков и Шапиро подружились в далеком 1981 году, когда Шапиро выиграл конкурс на скульптуру космонавта, ставшего тогда дважды Героем Советского Союза.
И с тех пор они неразлучны. Прилетая в Ташкент, космонавт предпочитает гостиницам эту уютную мастерскую.
Здесь комфортно. Никто не отвлекает. Скульптор работает над своими задумками, и Джанибеков занимается творчеством.
А сегодня – дружеский плов.
…Первый раз в мастерской Якова Иосифовича Шапиро я был тридцать лет назад. Тогда я готовил материал, который сохранился в моём архиве. Привожу его полностью.
«С КОСМИЧЕСКОЙ «ДЕЛЯНКИ».
6 июня 1985 года, в космический полет стартовал корабль «Союз Т-13». Его командиром был наш земляк, дважды Герой Советского Союза, летчик-космонавт СССР Владимир Александрович Джанибеков.
Это был его пятый полет в космос!
Именно он предложил включить эксперименты с хлопчатником в биологическую программу космических исследований. Контейнер с семенами тонковолокнистых и средневолокнистых сортов из коллекции Института экспериментальной биологии растений АН Узбекистана был загружен в корабль, и отправился в четырехмесячный полет.
Первые два опыта по выращиванию этих семян на орбите оказались неудачными. И все же старания Владимира Джанибекова и Виктора Савиных
увенчались успехом.
Удалось поднять двадцать растений!
Уже в полете на них появились зеленые листочки. Так хлопчатник стал третьей по счету – после пшеницы и гороха – сельскохозяйственной культурой, которая взошла на космической «делянке».
После окончания полета Владимир Джанибеков переправил ростки из Звездного городка в ташкентский институт.
За ними внимательно наблюдали сотрудники лаборатории цитоэмбриологии и клеточной инженерии, которой руководил тогда еще кандидат биологических наук Абди-Кадыр Эргашев.
Они изучали адаптационные возможности хлопчатника, влияние невесомости на наследственность и другие свойства растений.
Все эти годы космонавт и ученый поддерживают контакты. Эти отношения перешли в дружбу. Так, Абди-Кадыр Эргашев в честь того полета назвал своего сына Джанибек. Тогда у ученого гостил космонавт Г.М. Гречко. Он переговорил по радиосвязи с Джанибековым и попросил на это разрешение. Владимир Александрович был искренне рад этому, считал этот день — самым счастливым из 112 суток, проведенных в космосе.
К сожалению, доктор биологических наук, профессор Абди-Кадыр Эргашев ушёл от нас 13 апреля этого года в возрасте 72 лет. Но не будем заканчивать рассказ на печальной ноте.
Вернемся к плову.
Владимир Александрович Джанибеков, как истинный сын узбекской земли приготовил великолепный плов.
Фото Рустама ШАГАЕВА,
Светлая добрая память Я.И. Шапиро.Своими работами Мастер навсегда увековечил свое творчество, талант и имя в истории страны.
Удивительную историю рассказал мне когда-то Рафаил Ходиевич Такташ. В свое время, как говорится, «энное количество лет назад», тогдашнее руководство Джизакской области заказало Михаилу Константиновичу Аникушину, автору ташкентского памятника Пушкину, бюст Ш.Р. Рашидова. Заказ был выполнен, но неудачно, так как работать пришлось не с натуры, а по фотографии. Бюст «перезаказали» ташкентцу Якову Иосифовичу Шапиро. Он сделал лучше, но… Наступили другие времена – и памятник поспешили переплавить…
Однако история на этом не закончилась, как никогда не заканчивается она на абсурде. Снова сменилась эпоха, – и на родине многолетнего руководителя нашей республики все же вернулись к мысли о том, чтобы установить ему памятник здесь. И пришлось… второй раз заказать бюст тому же Шапиро. Поучительный пример политической суеты… Vita brevis — ars longa.