back to top
7.7 C
Узбекистан
Пятница, 22 ноября, 2024

В дебрях конспирологии

Топ статей за 7 дней

Подпишитесь на нас

51,905ФанатыМне нравится
22,961ЧитателиЧитать
7,060ПодписчикиПодписаться

О том, как серьезный прорыв в выявлении уклоняющихся от налогов и борьбе с теневой экономикой оборачивается провокационными измышлениями в соцсетях.

В прошлом году Главой государства был поставлен курс на создание максимально благоприятных условий для субъектов предпринимательства, реализацию мер по стимулированию добросовестных налогоплательщиков, а также предотвращение факторов развития теневой экономики, которая по данным исследования, проведенного по инициативе  ПРООН в  2019 году, составляла 40 — 50% по отношению к ВВП и в которой работало примерно 45% от экономически активного населения страны.

Важное значение для сокращения масштабов теневой экономики имеет широкое внедрение цифровых технологий в сферу налогообложения, в том числе электронных счетов-фактур, и совершенствование механизмов выявления субъектов «теневой экономики» за счет  расширения использования системы управления рисками и интеграция ее с другими инструментами анализа и бизнес-аналитики для автоматического обнаружения операций высокого риска.  

Это та задача, которой занимался Налоговый комитет и которую он успешно решил к началу февраля. В основе нового подхода, который сейчас применяется, заложен принцип невмешательства в деятельность хозяйствующих субъектов, за счет цифровизации, внедрения бесконтактных методов, усиления аналитических функций и автоматизированной системы «Риск-анализ», что можно рассматривать как начало нового этапа борьбы с теневой экономикой.  О первых результатах нового подхода, которые вызывали широкий общественный интерес. 

Резонансное заявление

15 февраля Государственный налоговый комитет проинформировал, что «у организаций, имевших финансовые операции с недобросовестными налогоплательщиками, осуществляющими сомнительные операции (занимающихся «обналом»), в соответствии со статьей 266 Налогового кодекса, скорректирована либо отменена сумма зачета по НДС ввиду того, что этот зачет осуществлен на основании притворных сделок. В случае представления налогоплательщиком документов, подтверждающих законность и реальность сделки (операции), а также доказательств, свидетельствующих о проявлении ими должной осмотрительности при выборе контрагента и способности поставщика исполнить обязательства по сделке, сумма зачета по НДС будет незамедлительно восстановлена». При этом «каждый случай будет рассмотрен индивидуально».

Подобные меры были обусловлены тем, что «фирмы-однодневки» вместо продажи реальных товаров и оказания услуг обналичивают денежные средства, оформляя при этом фиктивные документы, на основании которых плательщики НДС по итогам отчетного периода относят суммы указанного в счетах-фактурах НДС к зачету, уменьшая тем самым сумму налога к оплате и нанося ущерб госбюджету.

Данная деятельность является незаконной, но с ней сложно было бороться, так как ранее отсутствовал эффективный механизм выявления и пресечения подобных действий. Но в прошлом году данный механизм был разработан, а в этом стал применяться на практике для минимизации ущерба государственному бюджету. Его суть заключается в том, что в результате проведения «риск-анализа» на основе критериев, принятых в международной практике, был создан реестр выявленных сомнительных контрагентов из 396 предприятий, а также сформирован список из 10 тысяч компаний, пользовавшихся услугами «фирм-обналичек» для обналичивания средств и уменьшения суммы налога к оплате, которые взяли в зачет суммы налога на добавленную стоимость в размере почти 1 трлн. сумов, не уплатив их в бюджет.

Предприятиям, попавшим в список «сомнительных», были направлены уведомления о том, что им могут не выдать или аннулировать свидетельство налогоплательщика НДС, а также у них может быть не взята в зачет сумма НДС, в том числе и у их контрагентов, если они не предоставят уточненную налоговую отчетность и не уплатят суммы причитающихся налогов. В случае выполнения этих требований предприятия будут исключены из этого списка.

Так как подобные требования вызвали недовольство у определенной части предпринимателей, то было решено отозвать часть разосланных инкассовых поручений по взысканию недоплаченных средств и провести камеральную проверку, чтобы повторно изучить сделки.  Так, в порядке исключения временно были отозваны до 1 марта 2021 года инкассовые поручения в отношении 2960 компаний, у которых уровень риска нарушений был незначительным.

На 2 марта для внесения ясности в необоснованный зачет сумм НДС в размере 852 млрд.сумов камеральная налоговая проверка была завершена на 7 742 предприятиях, которая показала, что на 96,7%, предприятий факт осуществления «фиктивных» сделок подтвержден; на 97 предприятиях факт незаконного зачета сумм налога НДС подтвердился частично. А 3,3% предприятий представили документы, подтверждающие зачет сумм НДС в связи с чем в их отношении запущена процедура ускоренного возврата излишне взысканных средств. Также в процессе камеральной налоговой проверки у 156 предприятий при зачете сумм НДС обнаружены допущения других правонарушений, в их отношении произведен перерасчет налогов на 5,8 млрд.сумов.

Почему это произошло именно сейчас?

Возникает вопрос: почему раньше не выявляли столь же успешно фирмы, занимающиеся обналичиванием средств и почему столь масштабными оказались вскрытые нарушения? Ответ заключается в том, что выявить подобные фирмы достаточно сложно не только у нас, но и во всем мире, как это следует из зарубежного опыта.

В различных странах мира используются разные методы анализа для выявления налогоплательщиков, участвовавших в схемах обналичивания. Широко используются 15 таких методов, в числе которых логистическая регрессия, байесовские сети и деревья решений, основанные на статистических и эконометрических инструментах. В частности, Внутренняя служба доходов (IRS) США, использовала 6 различных методов интеллектуального анализа данных для измерения комплаенс-рисков, обнаружения уклонения от уплаты налогов и электронного мошенничества и т.д. В налоговой инспекции Австралии используется около 7 методов выявления мошенничества с НДС. Из них наиболее часто используется Программа Комплаенс-риск, основанная на модели риска, в которой используются статистические методы и интеллектуальный анализ с помощью логистической регрессии и деревьев решений.

Для внедрения инновационных цифровых моделей выявления, уклоняющихся от налогов, требовалось глубокое изучение зарубежного опыта, его адаптация к нашим условий, разработка и внедрение собственной системы отслеживания налоговых рисков, что требовало большой подготовительной работы. Есть и другие факторы, замедляющие процесс решения проблемы.

Так, согласно закону, все предприятия, включая и «фирмы-однодневки», могут спокойно осуществлять свою деятельность, пока не нарушают законодательства. Однако для выявления подозрительной деятельности «фирм- однодневок» и принятия соответствующих мер требуется некоторое время на сравнительный анализ проведенных банковских операций и налоговых деклараций, представленных ими. При этом необходимо учитывать, что с целью смягчения последствий пандемии для бизнеса налогоплательщикам было предоставлено право подавать декларации по НДС только раз в квартал, чем «фирмы-обналички» активно пользовались последние 3-4 месяца.

Основная же цель подобных фирм – получить максимальную прибыль до того, как появятся подозрения на то, что они занимаются незаконной деятельностью. Суть заключается в том, что «фирмы-обналички» изначально не намерены платить налоги и ищут пути ухода от них. С другой стороны, определенным компаниям выгодно работать с «обнальщиками», потому что в результате такого «сотрудничества» выгоду от невыплаты части налогов получают и они. Но подобные схемы неуплаты налогов выявляются при анализе уплаты НДС, который, уплачиваемый взаимозависимо по всей цепочке, прерывается в результате применения этих схем. При этом число фирм, пользующихся услугами «обнала», относительно не высокое. Из 440 000 юридических лиц 120 000 являются плательщиками НДС. Из этих 120 000 плательщиков НДС 10 000 (8,3%) пользовались услугами 396 «фирм- однодневок». В результате проведенных действий сумма НДС, учтенная в результате мошеннической транзакции с этими «обнальщиками», была отменена или изменена.

Подобный тщательный анализ, позволяющий выявлять уклоняющихся от уплаты налогов, стал возможен только после того, как Государственным налоговым комитетом с 2021 года была запущена информационная система управления и анализа рисков. Эта система основана на компьютерной программе, которая позволяет без вмешательства человека выявлять подозрительные предприятия, подверженные высокому риску уклонения от уплаты налогов.

Также Государственным налоговым комитетом в феврале был разработан специальный сервис (soliq.uz/activities/tax-risk-analysis), который позволяет проверить бизнес-партнеров на факт уклонения от выплаты налогов, для предотвращения мошеннических операций с этими предприятиями, так как в Налоговом кодексе с 1 января текущего года закреплена обязанность предпринимателя проявлять должную осмотрительность и иметь документы, подтверждающие, что он проверил своего контрагента.

«Кривое зеркало» социальных сетей

Анализируя ситуацию, связанную с введением в действие Системы управления и анализа рисков, позволившей выявить недоплату налогов почти на 1 трлн. сумов, можно констатировать, что само по себе внедрение этой системы является прорывом в деятельности Налоговой службы, позволившим бороться с неуплатой налогов на базе образцов эффективных зарубежных практик, а также по сути новым этапом борьбы с теневой экономикой. Причем последовавшие за этим действия Налогового комитета вполне логичны, последовательны, определяются действующим законодательством и корректны по отношению к предпринимателям – им дается отсрочка и ведется с ними работа в индивидуальном порядке. Поэтому тем более странно читать некоторые оценки развития этой ситуации в социальных сетях, которые запутывают общую картину и вводят читателей в заблуждение.

Например, некоторые диванные аналитики пишут, что «обнальщики» продолжают нагло работать без каких-либо препятствий со стороны налогового комитета, обвиняя последний в попустительстве незаконным сделкам. Очень показательно то, что свое возмущение они выплескивают именно в тот момент, когда у налогового комитета наконец появился действенный механизм борьбы с этой незаконной деятельностью, который был впервые эффективно внедрен в практику, а «обнальщики» выявлены и призваны к ответственности. Складывается впечатление, что именно этот факт и вызывает возмущение у некоторых активных участников соцсетей.

Не слишком удивляешься, читая другие откровения, утверждающие, что налоговики и раньше поддерживали обнальщиков и продолжают их поддерживать, при этом не прилагая никаких усилий, чтобы информировать предпринимателей о подозрительных операциях. И это пишется в тот момент, когда налоговая служба ввела в практику метод выявления подобных нарушителей и взыскания с них нанесенного бюджету ущерба, при этом предоставив предпринимателю специальный сервис по выявлению сомнительных контрагентов!? Еще полгода назад,  когда не было столь впечатляющих успехов в борьбе с обналом, подобные заявления могли вызвать у читателей подозрения, что они правдивы, но после столь масштабного выявления многочисленных  налоговых нарушений эти заявления, скорее, вызывают подозрения в отношении самих  авторов в том, что действия налоговой службы нанесли личный ущерб их деловым интересам и они пытается ее дискредитировать и  вызвать недовольство предпринимателей.

Некоторые активные авторы пугают предпринимателей, что в бюджете «дыры» и начинается налоговая «разверстка» с тем, чтобы эти «дыры» заполнить.  Скоро начнется «налоговый террор» утверждают они.  Однако придется разочаровать подобные негативные ожидания. Бюджет вполне сбалансирован и «дыры» в нем отсутствуют, более того имеет место положительная динамика поступлений в бюджет. Так, мониторинг деловой активности показывает, что объем налоговых поступлений в период с 1 по 31 января т.г. увеличился на 27%, а поступления по таможенным платежам увеличились на 35%, по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Поэтому никакого налогового террора не предвидится, так как бюджет вполне устойчив и его устойчивость еще больше укрепится благодаря взысканию ранее незаконно не выплаченных с помощью операций с «обналом» налогов.

Другие диванные аналитики начинают запугивать потребителей, угрожая тем, что «коварные» предприниматели взвинтят цены, дабы компенсировать удержанные с них налоговые выплаты.  Увы, но и здесь очевидна надуманность подобных утверждений. Цены диктует рынок, а не отдельные предприниматели.  Как уже упоминалось выше, только 8% компаний пользовались услугами «фирм- однодневок» и далеко не все из них виновны в выявленных нарушениях и будут вынуждены доплачивать налоги. К тому же эти компании работают на разных рынках, ввиду чего доля нарушителей на каждом конкретном рынке составит совсем не значительный процент, который никак не сможет повлиять на цены рынка, как бы предпринимателям-нарушителям не хотелось компенсировать свои выплаты по доначисленным налогам.

Наиболее же «продвинутые» завсегдатаи социальных сетей занялись выстраиванием сложных конспирологических конструкций, рассуждая о том откуда идет инициатива по взысканию неуплаченных налогов сверху или снизу и какую цель эта инициатива преследует?  Однако называть «инициативой» требования законодательства, предусмотренные Конституцией, это уже даже для завзятых мыслителей социальных сетей перебор. Граждане и бизнес должны платить налоги. Какие налоги, как платить и какие последствия влечет за собой неуплата налогов – всё это заложено в Налоговом кодексе, предписаниям которого и следует налоговая служба и точно так же обязаны следовать предприниматели. Согласно требованиям Налогового кодекса, налоговая служба внедрила систему выявления неплательщиков налогов и выявила значительное число нарушителей, которых и обязала доплатить не выплаченные ранее почти на 1 трлн. сумов налогов.  Цель этих действий тоже вполне прозрачна и понятна.  Эти деньги через бюджет пойдут на строительство детских садов, школ, больниц, улучшение образования и здравоохранения, на поддержку бедным и другие социальные нужды, что весьма актуально в настоящий момент.  

В заключение стоит сказать, что свобода выражения своего мнения публично, конечно, очень замечательная свобода, но и очень коварная, особенно когда дело касается соцсетей. Даже самое благое и успешное достижение можно извратить до неузнаваемости, подавая его в негативном ключе, если кто-то в такой подаче заинтересован.

Латофат Буриева, журналист

2 КОММЕНТАРИИ

  1. «Эти деньги через бюджет пойдут на строительство детских садов, школ, больниц, улучшение образования и здравоохранения, на поддержку бедным и другие социальные нужды, что весьма актуально в настоящий момент.»

    Статья , потерявшая связь с реальностью !

    Лично мне конкретно известно, как в 2020 году была осуществлена поддержка бедных и неимущих. Поверьте налоговые поступления — к этому абсолютно никакого отношения не имеют. Взять даже тот самый ВАКФ и не только, мусульмане поддерживали через благотворительность друг друга и остальных. А это — ушр, ихсан, фидя. фитра и причём тут налоги ? Наоборот получение пособий для детей и малоимущих только усложнилось. А значит налоги и к этому реального отношения не имеют ! А что касается детских садов и больниц они на сегодняшний день — объекты частной собственности и медицина идёт к страховому полису , и безденежным , они услуг оказывать не собираются. А стало быть и в этом случае бюджетные налоговые поступления не причём ! Декларации и Действия — это две антогонистические категории ! От слова «халва» во рту слаще на станет !

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь

Последние новости

Не оставлять никого позади: Минсельхоз Турции продвигает проект по расширению прав сельских женщин в Узбекистане

Делегация Министерства сельского и лесного хозяйства Турции посетила Узбекистан для ознакомления с совместным проектом, реализуемым в рамках программы сотрудничества...

Больше похожих статей