Так строить нельзя.
Средняя сейсмоустойчивость по Ташкенту 8 баллов, это должно учитываться в проектах всех строящихся зданий. Думаете что так и происходит? К сожалению, ввиду отсутствия свободы слова, 99% людей, которые могут рассказать правду и указать на ошибки и нарушения в данном, конкретном случае, просто будут молчать!
Я вам так скажу, если вы хотите убедиться, что здание выдержит землетрясение, хотя бы в 8 баллов, вам нужно участвовать в строительстве с самого котлована.
Поражает то, за какой срок возводятся коробки зданий, первый повод насторожиться, если это происходит слишком быстро. Каркас из залитых бетоном колонн и ригелей составляет 70% прочности будущей конструкции, а для этого ему нужно время, при нормальных погодных условиях это как минимум 14 суток. В зимний период должны приниматься меры, по уходу за свежеуложенным бетоном предупреждая его промерзание, ибо низкая температура приводит к потере прочности и класса бетона, прибавьте еще как минимум 10 дней.
Один застройщик попросил меня провести независимую техническую проверку его будущих домов. Проверка прочности конструкций с использованием склерометра показала, что класс бетона аж на 200 единиц ниже проектных данных!
Вопрос! Почему так вышло?
Ответ: заливку производили в зимний период, образцы кубиков не брали, заливку одного миксера (10м3) производили в течении 4-5 часов, с естественно добавлением воды, так как при таком длительном времени заливки смесь просто застывает.
Особо рекомендую насторожиться, когда к застройке очередного «сити» привлекаются иностранные инвестиции и строительные организации. На территории таких строительных площадок могут вообще не впустить выездную лабораторию для снятия проб, ссылаясь на то, что земля продана в частные владения иностранному инвестору. На мой взгляд, это очень серьезная проблема, которая может привести к серьезным последствиям.
И вообще что происходит на строительных площадках, инвестируемых извне?
Инвесторы предоставляют проекты иностранных институтов, нанимают нашу генподрядную организацию для получения средств на строительство, заметьте только для начала строительства! Ведь вы все наверняка видели, что в первую очередь появляется на таких стройплощадках? Правильно: забор и ОФИС ПРОДАЖ!!
Какой, простите меня, к черту офис продаж?? Еще и котлована то нет! Да что там котлован, еще нет адаптации проектов, нет заключений геологов, нет ничего!
Но есть офис продаж. Народу втюхивают пустышку, что бы как можно скорее начать вытаскивать свои вложения. Вы только посмотрите, какие рекламные компании они разворачивают, какие золотые горы они нам обещают, устраивают показательные аукционы. И народ ведется, идет и покупает
А затем идет вторая стадия. Кто будет строить?
И тут начинается полный хаос, все хотят хорошенько заработать, особенно в начале, пока деньги есть, по-быстрому срубить бабки и незаметно затеряться. Ну конечно, грех же не раздербанить инвесторские средства.
Липовые тендеры провели, подрядчиков назначили, суммы договорены, все свое уже распихали, теперь надо подумать, как и на что строить, ведь все забыли, пока делили, что еще и строить нужно.
Вот тут то и начинается самое интересное
С учетом оставшихся средств, в безвыходной ситуации нанимаются дешевая рабочая сила. Ну привлекают нескольких специалистов подороже что бы совсем качество, мягко говоря, плохим не было. А многих качество так и вообще мало интересует.
Так же и стройматериал вынужденно приобретается низкого качества, рабочих может еще можно научить понатаскать в процессе работ, а материал уже не исправишь. А про то, что еще умудряются слямзить машину другую кирпича, песка, цемента к себя на дачу для пристройки какой-нибудь в два этажа и бассейном. И эту цепочку можно продолжать бесконечно.
Вот поэтому ташкентская земля очень быстро обросла всякими «сити», и застраивают их с невероятной скоростью. Для чего? Да чтобы не успели очухаться, хотя я так думаю, они и не собираются чухаться!
Вот так вот господа! Есть над чем задуматься!
Ричард Клейман, инженер, специалист в области технического надзора, выпускник Московского архитектурно-строительного института
Браво автору. Если срочно в Минстрое не создать оперативные команды из спецов (если остались, или привлечь не инвесторов, а зарубежных экспертов-оплата за счёт застройщиков и тех,кто их покрывал) и силовиков, то никаких сдвигов не будет. Пилится бабло в таких размерах, что выгоднее кой кому отсидеться и делать вид, что всё нормально.
Спасибо за комментарии,вы очередной раз доказали лучше вложиться вторичное жильё. То что вы описали строится в 3 квартале Чиланзара и у них выход из подъезда прямо в мусорные баки хотя если развернуть на оборот можно было выход из подъезда в сторону эдании Махалли. Я не понимаю что людям интересно жить напротив мусорки купив дорогое жилье?? Это мы жители видим не достатки требуем исправить если бы ни мы дом построили бы на соплях. Ужасно всё что происходит вокруг нас из за горе строителей или альчных людей.
Никто не остановит, потому что тот, кто должен останавливать, сам и строит. У нас рука руку моет, только если кто случайный залетит, с того три шкуры сдерут и не дадут построить даже нормальный дом. Все остальное решается за деньги и по знакомству — единственные факторы, которые имеют значение у нас и определяют успех большого бизнеса. Автору спасибо за статью, но она к сожалению ничего не изменит и систему не сломает.
Правильно говорите, строят как хотят. Никакого контроля нет. Мне кажется что строители сами до конца не понимают то что строят. Про ухода за бетоном, про прочность бетона можно и не говорить. Один с другим связано. Контролировать не кому. Спасибо автору. Я рад что такие люди ещё есть в Узбекистане.
Много отсебятины и совсем «не инженерного языка». Для контроля за стройками существует ГАСН и его лаборатории (которые проверяют в том числе кубики бетона), иностранных специалистов привлекают очень часто потому, что наши местные ШНК и КМК, давно устарели, их просто слепо копировали со старых Российских СНИПов. У нас нет своих грамотных разработчиков технических норм. Кроме того, есть понятия «авторского надзора» (проектировщик) и «технического надзора» (заказчик), все проекты проходят государственную экспертизу на предмет сейсмостойкости и пожаробезопасности, если есть отклонения от проекта они должны обязательно фиксироваться. Если говорить в целом о проблеме, нужно повышать качество работы инспекции ГАСН, которая имеет право на беспрепятственный доступ на объекты (не важно сити не сити). Первичка бывает разная, и по качеству, и по содержанию. Нужно выбирать проверенных застройщиков, не однодневок, зарегистрированных не за долго до начала строительства.