back to top
11.4 C
Узбекистан
Четверг, 28 ноября, 2024

Почти сюрреалистическая история о странном узбеке, Достоевском и якутских алмазах

Топ статей за 7 дней

Подпишитесь на нас

51,905ФанатыМне нравится
22,961ЧитателиЧитать
7,060ПодписчикиПодписаться

Бывают такие случайные встречи, которые не забываются. Летел я как-то в Москву, и рядом со мной сидел лысый узбек, внешне как две капли воды похожий на Саида из «Белого солнца пустыни».

Познакомились. Саид (так будем его называть) был гастарбайтером, но работал он не метлой и шпателем. Саид… приготовьтесь… добывал алмазы в богом забытой Якутии.

А сейчас возвращался на работу после отпуска, который ему дали за то, что он 3 месяца в одиночку охранял прииск. Оказывается, зимой в самые зверские морозы работать там невозможно, и добычу приостанавливают.

Все разъезжаются по домам, но кто-то один, самый безбашенный, должен сторожить бульдозеры, самосвалы и прочие материальные ценности. Техника вся сплошь японская и немецкая, денег стоит не малых. Того, кто решил поиграть в «Сияние», ждал суровый ледяной плен без связи и возможности получить какую-либо помощь, но с провизией, ружьем и надеждой остаться в живых.

Желающих пройти этот квест немного. Даже за хорошие деньги. Когда за окном -50 и на сотни километров ни души, перспектива заработать уже не выглядит такой заманчивой.

В ту зиму охранять прииск вызвался Саид. На мой логичный и одновременно идиотский вопрос «зачем?» он ответил: «Хотел себя проверить, смогу или нет». Через полчаса полета выяснилось, что Саид любил русский язык и русскую литературу, и я превратился в одно большое ухо — слушал, почти не перебивая.

Этот парень из кишлака за время полярной зимы прочитал всего Достоевского и научился говорить на таком литературном русском языке, хотя и с диким акцентом, что я, дипломированный филолог, казался себе убогим гопником.

А тем временем история про узбека и алмазы с каждой минутой становилась все более остросюжетной. Не успел еще Саид отойти от убийства старухи-процентщицы, как пришлось расчехлять ружье и занимать оборону — на прииск заявились мародеры, положившие глаз на импортную технику. Саиду стали предлагать неплохие деньги, мол, мы сейчас кое-что сопрем, а ты потом скажешь, что был буран, ты ничего не видел и куда что делось не в курсе.

Саид на эту пургу ответил как нормальный техасский рейнджер — стрельбой одиночными. Узбек-русофил окопался и не отдал ни одной гайки от японских агрегатов. Эпичная битва во льдах завершилась неожиданно: мародеры смылись, победила Азия.

Но приключения продолжились. На следующем уровне Саида ждали волки. Они приходили каждый день — голодные и злые. Скреблись в двери, выли…

Но Саид все выдержал. И в перерывах между ублюдками и волками читал, читал, читал, записывая в блокнот незнакомые слова, значения которых хотел потом узнать у русских друзей.

Прошло 3 месяца… Алмазодобытчики вернулись, с удивлением констатируя, что все на месте, кроме запаса пуль, а героический узбек жив-здоров. Выписали Саиду фантастическую премию и отправили в честно заработанный отпуск.

Мы уже подлетали к Москве, когда я зачем-то спросил моего попутчика: «У тебя есть мечта, Саид?» Он, немного помолчав, сказал: «У меня две мечты — побывать в Нью-Йорке и Москве. Красную площадь хочу увидеть». «Так в чем проблема? — говорю. — Уже совсем скоро ты можешь мечтать на одну мечту меньше».

Я знал, что до стыкового рейса в Якутию есть как минимум 6 часов, а этого вполне достаточно, чтобы сгонять до Москвы, немного пошататься в центре и вернуться обратно. Саид тихо произнес: «У меня денег нет». «Как нет? — спрашиваю. — А премия?» «Я всё оставил жене и детям. С собой ничего не взял. Зачем мне деньги?»

Это был совсем неожиданный поворот. Над головой моего соседа замерцал нимб. Я стал уговаривать его взять у меня денег, чтобы рвануть в Москву. Он наотрез отказывался. Минут 15 я пытался его переубедить, даже посторонняя девушка, сидевшая с нами рядом, и слышавшая все от начала до конца, уверяла Саида, что он будет последним ослом, если откажется от своей мечты. Тот ни в какую.

И только когда шасси коснулись земли, Саид вдруг тихо сказал: «Хорошо. Я согласен. Обещаю вернуть твои деньги». «Возвращать ничего не надо, — засмеялся я. – Ты подарил мне гораздо больше».

Через час мы сидели в аэроэкспрессе, который нес нас в белокаменную. Я с любопытством посматривал на Саида. Он был похож на ребенка, которому дед Мороз угодил стопроцентно. Его глаза горели. Мы доехали до конечной — дальше наши пути расходились.

Я подробно объяснил Саиду, как добраться до Красной площади, дал денег и обнял уже почти как брата. Он спустился в метро (к моему ужасу впервые в жизни), и я никогда больше не видел этого странного парня.

знаю, что было дальше. Надеюсь, он не проехал свою остановку и увидел то, о чем мечтал. Ему надо было сойти на станции «Площадь революции» и подняться наверх. А кто шел этим путем, тот знает, напротив выхода из метро сверкает огромная вывеска, на которой всего два слова: «Якутские алмазы». Это, конечно, слишком символично, чтобы быть правдой. Но уверен, так оно и было: тот, кто добывал алмазы, смотрел на дорогую витрину и улыбался.

Грустно и по-доброму. Как может только он.

Валерий Шаповалов

app-facebook

2 КОММЕНТАРИИ

  1. Классная статья, просто интересная история из жизни. таких бы побольше…

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь

Последние новости

Микрокредитный рынок Узбекистана показывает значительный рост в последние годы

Микрокредиторы Узбекистана более сдержаны и добросовестны, доля NPL 90+ у микрофинансовых организаций составляет всего 3%. Специалисты портала finprom изучили...

Больше похожих статей