back to top
9.9 C
Узбекистан
Пятница, 22 ноября, 2024

Что пишут в мировых СМИ о визите российской делегации в Армению и Азербайджан

Топ статей за 7 дней

Подпишитесь на нас

51,905ФанатыМне нравится
22,961ЧитателиЧитать
7,060ПодписчикиПодписаться

21 ноября представительная межведомственная делегация России во главе с руководителями МИД и Минобороны посетила Армению и Азербайджан для проведения переговоров с властями этих государств.

I. В ходе переговоров были обсуждены дальнейшие шаги по реализации трёхсторонних мирных договорённостей по урегулированию Карабахского конфликта от 9 ноября т.г. Особый акцент был сделан на недопустимость попыток переписывания карабахского мирного плана и интерпретирования его в негативном ключе внерегиональными странами – прежде всего, западными.

В частности, в ходе брифинга в Ереване и Баку глава МИД России С.Лавров, оценив итоги очередных переговоров как весьма позитивные, заявил, что «попытки подвергнуть сомнению мирные договорённости не увенчаются успехом».

Российский министр также добавил, что трёхсторонняя договорённость остановила кровопролитие и заложила основы долгосрочного урегулирования ситуации вокруг Карабаха.

Со схожими заявлениями выступили власти Армении
и Азербайджана. Так, президент И.Алиев назвал трёхстороннее заявление по Нагорному Карабаху «важным шагом в деле установления прочного и устойчивого мира в регионе», указав
на необходимость последовательного и добросовестного выполнения всех его элементов. Он также подчеркнул, что соглашение не удалось бы заключить без посредничества президента России. По его словам, «успешная реализация этого соглашения во многом зависит от того, что под текстом стоит подпись российского лидера».

В свою очередь армянский премьер-министр Н.Пашинян отметил, что граждане его страны «чувствовали поддержку России в сложный период, особенно в последние месяцы». Он выразил надежду на углубление сотрудничества между Ереваном
и Москвой, в том числе в военно-технической сфере.

В ходе встреч также затрагивалась тема необходимости скорейшего решения гуманитарных проблем в Нагорном Карабахе и перспектив разблокирования экономических связей между противоположными сторонами.

На этих вопросах отдельно остановился глава МИД России. Важность снятия всех экономических ограничений он объяснил тем, что такие меры позволят экономике региона «вздохнуть полной грудью» и станет материальной предпосылкой для установления подлинного межконфессионального и межэтнического мира на Южном Кавказе.

За скорейшую реализацию возможностей, открывающихся
в связи с планами разблокировать все транспортные, экономические, инфраструктурные коммуникации и проекты, высказался и президент Азербайджана И.Алиев. Он также сообщил о своём намерении активно привлекать международные организации к гуманитарной миссии.

II. Комментируя состоявшиеся переговоры, большинство наблюдателей обуславливают поездки российской делегации стремлением Москвы продемонстрировать ответственное отношение к своей возросшей роли в регионе и готовность активно поддерживать Армению и Азербайджан в выполнении мирных договорённостей.

В то же время обозреватели британских изданий Guardian и Times связывают эту поездку с обеспокоенностью России намерениями западных государств, особенно Франции, активно вмешаться в переговорный процесс в целях продвижения собственного видения урегулирования карабахского кризиса.

Поводом для этого стали состоявшиеся 19 ноября т.г. отдельные виртуальные встречи президента Франции Э.Макрона
с главами Азербайджана и Армении и последовавшее за ними провокационное заявление Н.Пашиняна. В нём армянский премьер-министр отметил принципиальную важность международного признания «самопровозглашённой Нагорно-Карабахской Республики», что резко контрастировало с нынешним сценарием «карабахского перемирия».

Параллельно с этим, глава европейской дипломатии Дж.Боррель выступил с заявлением о необходимости провести отдельные переговоры по определению статуса Карабаха.

Дополнительные опасения России вызвало инициирование некоторыми французскими парламентариями проекта резолюции
о признании Нагорно-Карабахской Республики, что могло бы стать «предвестником» кардинального пересмотра Францией своей позиции по карабахской проблеме. При этом принятие окончательного решения по этому вопросу запланировано на 25 ноября т.г.

Такие действия, вероятно, воспринимаются в России
как попытка «вставлять палки в колёса» с целью внесения корректив в сложившийся статус-кво в регионе, который отвечает долгосрочным интересам Москвы.

В этих условиях, по оценкам Eurasianet, власти России намерены оттеснить других игроков от переговорного процесса и дать понять, что Южный Кавказ – естественная зона российских интересов, где именно Кремль будет диктовать «правила игры» и иметь монопольное право на «миротворчество».

Схожее мнение высказывают обозреватели таких изданий, как Al Jazeera и Deutche Welle, указывая на расхождение позиций сопредседателей Минской группы (Россия, США, Франция)
в отношении некоторых пунктов соглашения по Карабаху.

Во-первых, Вашингтон и Париж недовольны тем, что Москва в деле урегулирования конфликта действовала без оглядки на них. С их точки зрения, решение карабахского вопроса в трёхстороннем формате выглядело как «девальвация» роли западных государств в регионе. В их планы также не входило подключать Турцию к урегулированию, которая теперь будет наблюдать за соблюдением перемирия с территории Азербайджана.

Во-вторых, в Минской группе, говоря о возможной миротворческой операции в Карабахе, подразумевали многонациональную миссию под эгидой ООН. Несмотря на это, России удалось в обход интересов Франции и США установить единоличный контроль над регионом посредством ввода своих миротворческих сил.

В этих условиях на Западе опасаются перспектив развития ситуации в Карабахе по «молдавскому» или «грузинскому» сценариям, где Москва аналогичном образом взяла на себя «роль главного арбитра».

В целом, эксперты констатируют, что на фоне сосредоточенности западных государств на своих внутренних проблемах России и Турции удалось перехватить «стратегическую инициативу» и плотно закрепиться на Южном Кавказе. С таким раскладом сил Западу придётся мириться, так как он не имеет реальных инструментов, чтобы существенно воздействовать на ход развития событий в регионе. В этих условиях попытки западных политиков внести коррективы в условия переговоров могут лишь способствовать дестабилизации обстановки в зоне конфликта.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь

Последние новости

Узбекистан упрощает въезд для соотечественников: безвизовый режим для владельцев карты «Vatandosh»

Узбекистан вводит новую систему поддержки соотечественников за рубежом, предоставляя им уникальные возможности для взаимодействия с родиной. Президентским указом утвержден...

Больше похожих статей