back to top
8.2 C
Узбекистан
Четверг, 13 ноября, 2025

Бензин, гарь, дым? Переболевших Covid преследуют «фантомные запахи»

Топ статей за 7 дней

Подпишитесь на нас

51,905ФанатыМне нравится
22,961ЧитателиЧитать
7,890ПодписчикиПодписаться

«После потери обоняние некоторые бывшие больные Covid-19 теперь страдают от фантосмии. Другими словами, они ощущают запахи, чаще всего неприятные, которых на самом деле нет. Возникает явление «обонятельной галлюцинации», — пишет журналистка Le Figaro Офелия Остерман.

«Три недели назад у 39-летней Жанны был положительный тест на Covid-19 и ей не удалось избежать одного из самых странных и тревожных симптомов болезни: потери вкуса и запаха. С тех пор ее нос постепенно восстановил свои функции, но в этом процессе произошел некий сбой. «Шесть дней назад я внезапно почувствовала запах сигарет повсюду, — рассказывает она. Я вошла в комнату, чувствуя себя так, будто там было накурено, хотя никто там не курил; от моей одежды пахло сигаретами, от моего ребенка пахло сигаретами, и даже если на улице было ветрено, у меня в носу словно поднимался какой-то сигаретный дым».

«Жанна переживала то, что с научной точки зрения называется фантосмией или, более просто (и разумно) «фантомными запахами». Тех испарений, которые она вдыхала, не существовало, это своего рода обонятельная галлюцинация. Стоит ли винить в этом новый коронавирус? Не обязательно, так как подобное явление может возникать и при других нарушениях обоняния. Тем не менее, в текущем санитарном контексте некоторые люди, перенесшие Covid, действительно жалуются на обонятельную дисфункцию», — говорится в статье.

«Это отмечает Камилла Ферденци, исследователь Национального научно-исследовательского центра из Лионского центра нейробиологии в онлайн-опросе, разработанном командой Neuropop и озаглавленном «Качество жизни, а также потеря обоняния и вкуса во время санитарного кризиса Covid-19». «В настоящее время из 300 респондентов, перенесших Covid, около трети заявили, что чувствуют фантомные запахи, — сообщает исследователь. — И примерно один человек из двадцати ощущает возвращение запаха дыма, гари и сигарет».

«На практике фантасмия по-разному проявляется у разных людей. 25-летняя Леа уже больше недели чувствует запах «железа, крови» и говорит о «далеком» запахе, который она ощущает, когда делает глубокий вдох. (…) Запахи также можно ощущать постоянно, как происходило у Жанны, которая чувствовала, что проводит дни в курилке ночного клуба», — описывает журналистка

«(…) Среди свидетельств отмечаются запахи уксуса, пыли, хлора, отбеливателя…», — указывает Камилла Ферденци. В дополнение к запаху бензина «или, в любом случае, сильному запаху вредного реактива» с сентября 41-летняя Летиция также несколько раз ощущала смесь «мочи, чеснока и мокрой собаки», — пытается она дать определение.

«(…) У ученых нет возможности связать такой симптом с механизмами действия вируса, — пишет Le Figaro. — Камилла Ферденци предлагает две возможности. Первая заключается в том, что «во время болезни в полости носа — главном портале вируса — образуются соединения, которые имеют запах», — уточняет исследователь. Вторая, менее вероятная, по ее мнению, состоит в том, что некоторые из обонятельных рецепторов еще немного функционировали и возникало искажение в восприятии запахов».

«(…) В других особых случаях, таких как инсульт или химиотерапия, мы знаем, что клетки эпителия повреждаются, а затем обновляются. При этом некоторые люди могут воспринимать вещи по-другому», — комментирует Ролан Салес, бывший директор лаборатории нейробиологии обоняния Национального института агрономических исследований (INRA). При восстановлении обоняния возникает какой-то сбой. «Возможно, нейроны восстанавливаются, но не соединяются таким же образом на уровне обонятельной луковицы, — полагает исследователь. — Возможно во время аносмии в обонятельной коре головного мозга искажение сообщения каким-то образом забывается и интерпретируется по-другому, как только обоняние возвращается».

«(…) Не имея научного ответа, заболевшие люди проводят собственный эксперимент и анализируют его, — говорится в статье. — Так, Летиция исходит из простого принципа: неприятный запах, который она вдыхает, вызван другим, очень реальным запахом, но она неверно истолковывает его, «это как взломанный компьютер», — сравнивает она. Поэтому она старается сосредоточиться, наблюдать и искать. «Некоторое время назад моя дочь ела мандарин, и я почувствовала запах чеснока. Потом я выпила немного цитрусового чая, то же самое. Прихожу к выводу, что в моем доме запах цитрусовых полностью трансформируется и становится острым, «чесночным».

«Установление причинно-следственных связей имеет успокаивающий эффект, но остается вопрос: исчезнут ли в конце концов эти фантомные запахи? — задумывается журналистка. «Трудно предсказать, — отвечает Ролан Салес. — Мы знаем, что чаще всего все возвращается на круги своя, но будет ли это старая или новая нормальность? Мы не знаем». Поэтому некоторые предпочитают не ждать и наслаждаться возрождением своего обоняния. «Для меня запах имеет определяющее значение, и главное — это возможность снова его ощущать, — заключает Летиция. — Я предпочитаю иметь неприятные запахи в ноздрях, но зато есть с удовольствием».

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь

Последние новости

Президент Узбекистана принял вновь избранного генерального директора ЮНЕСКО

Президент Республики Узбекистан Шавкат Мирзиёев 12 ноября принял Халеда Аль-Анани, избранного на должность генерального директора Организации Объединенных Наций по...

Больше похожих статей