После того, как законопроект о доступе к банковской тайне подвергся критике, Государственный таможенный комитет Узбекистана прокомментировал проект поправок в закон. Напомним, ГТК вынес на обсуждение законопроект, согласно которому, комитет будет наделен правом получать сведения об участниках внешнеэкономической деятельности, которые сейчас составляют банковскую тайну.
Как отметили в комитете, они действуют исходя из утвержденной президентом «Дорожной карты». Также были названы основные задачи разработки законопроекта:
— применение упрощенных форм таможенного контроля в отношении участников ВЭД путем усовершенствования системы оценки их финансовой устойчивости, добросовестности и соблюдения законодательства на основании информации, имеющейся в таможенных органах;
— снижение доли теневой экономики.
В Статье 7 Закона Республики Узбекистан «О государственной таможенной службе» отмечено, что таможенные органы при выполнении возложенных на них задач имеют право запрашивать и получать от банков, финансовых органов и других организаций, а также от физических и юридических лиц сведения и документы, связанные с осуществлением экспортно-импортных операций.
В Статье 9 Закона Республики Узбекистан «О банковской тайне» говорится, что сведения, составляющие банковскую тайну, предоставляются органам прокуратуры, следствия и дознания при наличии возбужденного уголовного дела в отношении клиента (корреспондента) данного банка в целях обеспечения взыскания нанесенного ущерба или наложения ареста на его имущество по мотивированному постановлению следователя или дознавателя с санкции прокурора.
В соответствии с действующим законодательством, государственная таможенная служба является органом, проводящим доследственные проверки.
В то же время на таможенные органы возложена задача осуществления таможенного аудита как формы таможенного контроля после выпуска товаров и транспортных средств.
Практика таможенного аудита в зарубежных странах, в частности Великобритании, Испании, Нидерландах, Южной Корее и Евразийском экономическом союзе (ЕАЭС — Армения, Беларусь, Казахстан, Кыргызстан, Россия) показывает, что право получать информацию от банков, кредитно-финансовых и иных организаций, осуществляющих банковские операции – существует.
В частности, Статья 335 Таможенного кодекса ЕАЭС предусматривает, что должностные лица таможенных органов имеют право с сохранением банковской тайны получать информацию от банков, кредитных и финансовых учреждений для проведения таможенных проверок.
действующее Законодательство полностью обеспечивает таможне доступ к банковским сведениям УЧАСТНИКОВ ВЭД в случаях, предусмотренных Законом — в целях расследования и т.п.
Чего ж еще хочет таможня ?
все что таможне надо — оно и так есть …