По данным Госкомстата, развитию промышленного производства республики за девять месяцев способствовала реализация Программы локализации производства готовой продукции, комплектующих изделий и материалов, в рамках которой по 1 082 проектам было произведено продукции на 9,5 трлн. сумов, экспортировано локализуемой продукции на $107,4 млн., созданы 4 784 новых рабочих места.
В сообщении отмечается, что по сравнению с аналогичным периодом 2019 года за январь-сентябрь нынешнего года количество вновь созданных рабочих мест снизилось на 43,9 %. Также по сравнению с январем-сентябрем 2019 года отмечается снижение объема экспорта локализуемой продукции – с $ 433,7 млн. за девять месяцев 2019 года до $107,4 млн. за аналогичный период нынешнего года.
Напомним, что с 2018 года Узбекистан отказался от активной политики импортозамещения. С 1 апреля 2018 года в стране были отменены льготы, предоставленные предприятиям, включенным в программы локализации. Тем самым дана официальная оценка активной политики локализации импортозамещающей продукции по принципу «покупай отечественное», реализуемой в Узбекистане более 15 лет.
Ставка была сделана на производство импортозамещающей и экспортоориентированной продукции, обеспечивающее уровень локализации не менее 36%. При этом доля экспорта локализованной продукции в чистой выручке от ее реализации должна была составлять не менее 20%.
Последний же форум хозяйственников Узбекистана – Международная промышленная ярмарка и кооперационная биржа прошел в столичном Узэкспоцентре в октябре 2016 года. До этого начиная с 2006 года в ходе традиционной недельной встречи крупные и малые предприятия реального сектора экономики расширяли долгосрочные хозяйственные связи по производству и поставке переработанного сырья, материалов и комплектующих изделий, готовых товаров на основе отраслевой, межотраслевой и международной кооперации.
Спустя год, в мае 2019 года постановлением Президента «О мерах по дальнейшему развитию промышленной кооперации и расширению производства востребованной продукции» были названы приоритетные направления развития промышленной кооперации республики на долгосрочную перспективу.
В их числе, в частности:
-регулярное проведение промышленных ярмарок с целевым привлечением хозяйствующих субъектов всех сегментов рынка промышленной продукции, с организацией подробного информирования всех заинтересованных кругов о видах, технических характеристиках и качественных параметрах производимой в республике промышленной продукции;
-организация функционирования электронного кооперационного портала как важного инструмента поиска партнеров, налаживания хозяйственных взаимоотношений, в том числе долгосрочных, с предоставлением возможности оперативного заключения хозяйственных договоров (контрактов) на поставку промышленной продукции дистанционно;
-реализация мер государственной поддержки, предусматривающих создание технопарков и малых промышленных зон, формирование стабильного спроса для отечественных производителей через систему государственных закупок и др.
В.Новиков