back to top
11.3 C
Узбекистан
Четверг, 28 ноября, 2024

Вперед к прошлому

Топ статей за 7 дней

Подпишитесь на нас

51,905ФанатыМне нравится
22,961ЧитателиЧитать
7,060ПодписчикиПодписаться

Новая история религиозного фанатизма Узбекистана, лично для меня начинается с приказа хокима закрасить («одеть») фреску Боходира Джалалова «Встреча Востока и Запада» в Коканде. Отсутствие реакции официальных структур по этому вопиющему акту вандализма, который, по сути, не отличался от расстрела толибами скульптур в Бамиёне или варварского уничтожения артефактов музея в Пальмире боевиками «Исламского государства», сыграло весьма негативную роль для культуры общества Узбекистана. К слову, после статьи о вандализме в Коканде, в министерстве культуры Узбекистана обещали найти средства для восстановления фрески Баходира Джалалова, сам художник выразил готовность восстановить пано в театре. Однако, дальше обещаний дело не пошло к мастеру больше никто не обращался. 
 
Уникальная фреска, видимо, обречена на забвение. Или сохранится в качестве немого укора и свидетельства бескультурья чиновника.
 
Общество устроено таким образом, что отсутствие санкций за те или иные действия воспринимается если не как одобрение, то по крайней мере молчаливое согласие. Поэтому, полагаю, это было воспринято как сигнал к наступлению на мировую культуру  нерелигиозного толка.
 
Дальше – больше, объективный наблюдатель может отметить резкий рост числа девушек и женщин, которые сменили светскую одежду на хиджабы, что, практически никогда не было одеждой женщин Узбекистана. Да, наши матери и бабушки носили платки, но никогда – хиджаб. 
 
В религиозных центрах, больших городах, таких, как Самарканд, Бухара, Ташкент, Коканд и ряде других был период, когда женщин закрыли паранджой. Однако, большая часть населения, особенно женщины в сельских местностях её не носили — быт,  работа в поле не позволяли.
 
Anhor.uz ещё два года назад призывал помнить и чтить статью 10 Конституции Узбекистана, которая гласит: «…Никакая часть общества, политическая партия, общественное объединение, движение или отдельное лицо не могут выступать от имени народа Узбекистана» и статью 29: «Каждый имеет право на свободу мысли, слова и убеждений. Каждый имеет право искать, получать и распространять любую информацию, за исключением направленной против существующего конституционного строя и других ограничений, предусмотренных законом».
 
Однако, все чаще можно наблюдать, что под прикрытием сомнительных рассуждений о национальном менталитете в общество внедряются запреты, основанные на религиозных ограничениях. Ощущение личной свободы – материя тонкая и чувствительная. Судить о человеке по длине носков, по его стрижке, увлечению социальными сетями или его походах в ночной клуб, мягко говоря, легкомысленно и выдает весьма поверхностный подход к проблеме. В государстве, где декларируется верховенство закона никому не дозволено обвинять, кого бы то ни было заочно. Такой подход не объединяет общество, а рождает взаимное отчуждение. Вспомним, сколько творческих личностей покинули Узбекистан и вполне реализовали свои таланты за его пределами.
  
Объективный анализ показывает все более увеличивающийся, пока не вышедший наружу, конфликт между официальными заявлениями руководителей высшего звена об обеспечении прав женщин, необходимости соблюдать Конституцию и процессах, которые идут в глубине общественной жизни.
 
Посмотрите, сколько лайков набирают проповеди некоего Солихон домла, который проповедует, практически, изоляцию женщин. По его мнению, ответственность за судьбу женщины полностью лежит на плечах её мужа. Если она будет одета современным образом, то это называется презрительно-оскорбительно «очик-сочик» (открыто-распущенно) и делается намек, что мужчина выставил «свою» женщину на всеобщее обозрение, причем открыто говорится, что она становится доступной!  Полагаю, это оскорбительно для подавляющего большинства женщин Узбекистана. Они достойно исполняют свой священный долг материнства, хранительниц очага, многие являются лидерами своих профессий и вносят свой вклад в процветание Узбекистана.
 
Можно наблюдать и другую методику нажима на общественное сознание невежественной в религиозном плане части общества. К примеру, канал ZVEZDA VIDEO опубликовал видео, где на улице молодой человек подходит к прохожим и просит произнести религиозное свидетельство того, что они мусульмане на арабском языке (языке Корана) и, естественно, практически, никто этого не знает…
 
Подпись под видео гласит: «Комментарий от вас. Вот что бывает, когда люди отдаляются от ислама. Это только начало». Это можно расценивать как психологическое насилие над личностью, намекая, что незнание молитв и формул, свидетельствующих об их принадлежности к мусульманской религии есть некий недостаток их личности. Это ни что иное, как попытка внушения некоей неполноценности, с целью вовлечения в религию.
 
Можно было бы не обращать на это внимания, если бы не такие факты, когда юноша зарезал свою мать, вдову, лишь потому, что она общалась «с другими мужчинами». Другой убил родную сестру, увидев её фото в Инстаграме. Полагаю, каждый может найти немало подобных тревожных фактов. Лично мне кажется, что это последствия насаждаемого религиозными фанатиками образа мышления, явные признаки ползучего религиозного экстремизма. Разве сестра или мать собственность брата или сына?
 
Основная масса молодежи остается вне поля зрения государства, его различных структур, которые пока существуют формально и занимаются, в основном той частью молодежи, которая и сама по себе успешна: учится в колледжах, вузах. Остальная же часть становится легкой добычей различных духовных наставников, которые каждый по своему, и порой радикально толкует Коран. Государство, которое является, согласно Конституции, светским, день за днем все меньше остается таковым.
 
Пока молодежная политика совершенно невнятна, нет практически никаких значимых действий, заметных проектов, которые направлены на подготовку современной, конкурентоспособной молодежи. Кумирами молодежи становятся фанаты религии.
 
Если смотреть стратегически, то подобное увлечение религией, возвеличивание роли религии  играет роль тормоза в развитии гражданского общества и воспитании конкурентоспособной молодежи. На этом фоне деятельность молодежных организаций, практически теряется.
 
Почему-то идеологи современности забывают, что между выдающимся прошлым, времен всемирно известных религиозных мыслителей и нашим настоящим лежат около шести веков религиозного мракобесия, душившего все новое и прогрессивное.
 
Наши идеологи молчат что такой мир отстал в плане науки, техники, технологий не только от США, Европы, Японии, но также от Китая, Республики Корея, Сингапура, Индии. Почему-то к этим странам, делающим огромные успехи в экономике религиозные «лидеры мнений» относятся с презрением, тем не менее пользуясь айфонами, компьютерами, кондиционерами и прочими благами научно-технического прогресса.
 
Пока «ведущие эксперты» в качестве идеологического продукта выдают передачи о длине носков, как показатели мужественности и длине юбок, показателе нравственности. Современный мир, современная молодежь, которая свободно ищет информацию в безбрежном море интернета, не выносит подобного интеллектуального убожества.
 
Пора бы уже осознать, что интернет изменил современный мир безвозвратно, он изменил взаимоотношения между поколениями. Можно придумывать, как закрывать те или иные сайты, блокировать Фейсбук – это все дорого, и, самое важное — бесполезно. Новые информационно-коммуникативные технологии появляются каждый день, делают доступной любую информацию – от секса и порнографии до высоких технологий. Дети находят ответы на вопросы, которые не могут разъяснить родители и другое  взрослые окружение.
 
Возможно, в Узбекистане, как в стране с недостаточно развитыми технологиями, государственное телевидение остается основным источником получения информации, особенно среди сельского населения, ввиду цифрового неравенства, однако, оно день за днем сдает и будет сдавать позиции перед смартфоном даже в таком сегменте как кино, развлекательные передачи и т.п.
 
У государства нет ясной, понятной позиции в этом вопросе. В каком-то смысле можно наблюдать нарушение конституционного принципа разделения церкви и государства. Религиозные фанаты более агрессивны, опираются на архаичные предрассудки и традиции, и шаг за шагом отвоевывают позиции: они уже не приемлют светской одежды девушек, а родители, считая главным делом удачно выдать девушку замуж, заворачивают все больше девушек в хиджабы. Однако, надо иметь в виду, что лидерами мирового развития являются страны, где религия остается делом исключительно личным. Во-вторых, в лидерах техники, технологии, гуманистических идей нет, практически, ни одного исламского государства. Если руководство страны не примет точных, адекватных мер против ползучей религиозной радикализации общества, то Узбекистан обречен оказаться в тусовке аутсайдеров.
 
Надо делать упор на светское образование и естественные и точные науки. А преподаватель университета, который не смог аргументировано ответить и победить в дискуссии с религиозно настроенным студентом — откровенно слабый диспутант и педагог, на мой взгляд. Даже если он что-то там читал по своей специальности за рубежом — межвузовский обмен и не такое может.
 
Где же выход, может спросить читатель. А выход один – развитие гражданского общества, создание неправительственных организаций самой разной направленности. Власть не должна бояться социально активных, светски настроенных граждан.  Активность граждан в период пандемии вместо поддержки была остановлена, активность граждан, которые требовали тщательного и объективного расследования обстоятельств дела Джасура Ибрагимова, кончилась тем, что активистов оштрафовали. Государство делает большую ошибку, подавляя позитивную гражданскую активность и давая ход тем, кто активно и агрессивно тянет Узбекистан в пучину мракобесия.
 
Мансур Ибрагимов, Anhor.uz

18 КОММЕНТАРИИ

  1. Отличная статья, во всем согласна с автором, болью отдается, что происходит на моей Родине, что невежество и зомбирование исламскими фанатиками молодежи с каждым днем все больше увеличивается. Страшно становится за наше будущее, если оно вообще будет, при таком «недогляде» власти…

  2. Тот человек который написал эту статью настоящий правокатор. В нашем государстве в последние годы стало лучше с правом выбора и голоса. Я думаю что все проблемы в обществе от незнания и отстранения религии от жизни. Когда вы больше изучаете ислам то вы поймëте что в исламе совсем нет насилия и принуждения. Ну а те кто принуждают и в грубой трактовке пропагандируют то они безграмотные фанатики. То что наш народ не процветает то в этом Ислам не виновен, виновны сами люди за то что не повышают свои знания. Вернитесь в Историю Узбекистана когда исламская религия имела особую роль в стране то сколько изобретений и учëнных открытий было создано нашими предками, Беруний, Ат Термизий, Ибн Сино, Улугбек, Ал Хоразмий, Ал Фаргоний, Бобур и др. Таких имëн очень много, эти имена знает весь мир, и они жили в правлении исламском государстве, ну а сейчас? в 20-21 века в Узбекской нации назовите хоть одно имя учëного узбека который бы сделал открытие и стал известным на весь мир. Так что не пропагандируйте нам вашу европейскую бестыдную алчную жизнь. Узбекистан останется востоком, а если вы поклоник запада то валите в европу и живите по культуре запада пожалуйста. Там вам разрешат и однополые браки, и жопу мыть не надо, и нет никаких ответственностей и обязаностей детей перед родителями и родителей перед детьми, живут каждый своей демократией. Вам там и место. Узбекистан процветает со временем всë справляется в лучшую сторону, а обычии и традиции узбекского народа мы не будем менять на западную грязь.

    • Вот! Ярчайший пример безграмотности и мракобесия! Перечислил, кучу мыслителей древности, многие из которых к узбекам не имеют никакого отношения, и даже по узбекски не говорили… Причём упоминая времена, когда и Узбекистана-то никакого и не было! А жители этих территорий говорили на фарси или немного на арабском (после насильственной исламизации)…
      Тюркоязычными, были в основном жители сельской местности, которые осели здесь во времена переселения народов с Алтая, в современную Турцию! Вот вам, «плоды Каримовского развала образования»!

      • Вики читай внимательнее. Историю знать надо. Про фарси особенно отношение к нему тех самых ученых того самого 10-го века. Там видно, кто к кому больше отношение имеет. Можешь еще у жителей Горного Бадахшана узнать, ху из ху. Благо, что Узбекистан в 93-м (в 3-й раз за всю историю) с Россией всю их свистоспляску остановили.

    • В исламе ничего плохого нет. Но то что сейчас твориться вокруг это пропаганда безграмотно и слепо следовать дикой мешанине суеверий, домыслов и извращенный религиозных, глубоко устаревших, норм. Знаю лично и много раз слышала истории про таких «праведников» (мужчин и женщин) которые кричат о том, что они-де прямо все такие правильные, и все по Корану, а на самом деле бухают и б…т направо и налево.

    • Автор может и перегнул где палку, но читая твой коммент, я испытал просто лютый испанский стыд.

      Да будет тебе известно, что естественные науки в Аббасидском халифате процветали только потому, что тогдашний халиф аль-Мамун сам был покровителем наук и учёным. Ислам здесь никаким боком. И те учёные, которых ты назвал, к узбекам не имеют отношения. Это люди из другой эпохи, они жили в другом государстве. Но мы привыкли хвалить Авиценну, который жил много веков назад, а сами-то что сделали? Где узбекская академия наук?? Где образование, которому могли бы позавидовать развитые страны?? Да Авиценна сам бы постыдился, глядя на нас. И ислам здесь ни при чем абсолютно и не надо думать, что если ты превратишь светскую страну в религиозную, то тут чудесным образом начнет процветать мегацивилизация. И почему ты не упоминаешь, что Авиценна и сам пострадал от гонений со стороны вот таких вот религиозных деятелей? А то, что хивинского реформатора Саида Ислам-ходжу, сторонника прогресса убили стараниями тоже религиозных отцов. И после этого будешь говорить, что в основе прогресса лежит религия?? Тебе историю учить надо, а не писать комменты.

      А религия — это личное дело каждого и каждый человек приходит к этому своим путем. А если не приходит, то мы не в праве его считать недочеловеком.

      • P.S. Ат-Термизи не был ученым, он был авторитетный богослов, религиозный правовед и собиратель хадисов. НИКАКИХ открытий в области естественных наук он не не делал.

  3. Государство в настоящее время откровенно говоря потакает религиозным мракобесам. Этим оно совершает грандиозную ошибку перед будущим поколением. Истинных верующих всегда мизер. Большинство просто следует моде. А пользуются этим псевдоимамы и псевдопророки, которые греют руки на невежестве толпы. Только наука, современное образование и гармоничное воспитание личности есть путь к процветанию. Автору статьи мое уважение.

  4. Уже поздно. Фанатики уже поназалазили в верховья власти и по этому мы каждый день видим и слышим различные абсурдные заявления и решения. Теперь не достучишся до этих необразованных, они не знают как решать проблемы общества нормальным путем. В их голову заложили простейший путь (мозгу чем проще тем лучше) им проще напялить на женщин паранжу, чем выяснить почему она одевается и ведет себя как им кажется распутно. Или те же носки, может лучше в историю заглянуть? Нет надо всех обозвать пид…ми. А на самом деле это придумали спортсмены. Деградация у них превыше всего. Скоро ведьм будут сжигать!

  5. Четкая статья. И не надо полемики со стороны «разных деятелей». Хиджаб пришел в период 90-х с принятием денег от саудитов и пр. с соответствующими преференциями. Где наши красавицы уздечки в хан-атласе с тысячами косичек и с улыбками на лице? Грядёт мракобесие? Автор молодец

  6. Я никогда не верил и не буду верить этим «праведным». Двуличные обманщики.
    Один в своём телеграмм профиле под названием «хожи ака» и с картинками корана случайно скинул в общую группу порнографию и потом извинялся сто раз «ой случайно… случайно», а до этого «жума муборак» всякие суры и ояты кидал в группы.

    Другие, только вышли из мечети и уже свистят девушкам в след.

    А когда продавец говорит, что он честный, потому что намаз читает меня вообще выворачивает. Мошенник и прощелыга, который пытается надуть покупателя прикрывается намазом.

    Козлобородые сопляки, которые пытаются тебе втулять про веру вообще достойны пинка под зад.
    Отрастил три вонючих и противных волоса на подбородке и думает, что может поучать.

    Образование сметёт весь этот мусор на обочину. Они от не образованности кучкуются и чувствуют силу в единстве. Эффект толпы, так сказать.
    Проще говоря как бараны.

    А всякие «домиллло» этот мусор собирает и делает из них солдатиков. Таких проповедников надо разоблачить и суть ихнюю открыть этим полуслепым.

  7. русскоязычные в курсе этой проблемы давно, надо для основной массы надо на гос языке писать такие статьи

  8. В Японии уважают религию, но почти 100% населения имеет высшее образование. И поэтому мыслят рационально. Уважают друг друга. Берегут природу. Преуспевают в науке и качестве жизни. Живут до 90 лет.
    Китайцы посылают детей учиться в лучшие университеты мира. Об этом надо знать и использовать как пример.

  9. Совершенно согласен с автором, истинно верующий человек никогда не будет кичиться своей верой, делать что то напоказ. Посмотрите на Афганистан в 70-е годы, насколько выше чем сейчас был уровень жизни, образование было общедоступным, куда сейчас закатилась страна с приходом талибов? Прочитайте хотя бы про чудом выжившую 12-летнюю Аишу, которой фанатик-муж отрезал уши и нос и бросил умирать, а ведь таких поломанных судеб тысячи. Я не хочу чтобы моя горячо любимая страна закатилась в ту же бездну мракобесия. Только образование и труд дают человеку свободу, позволяют не стать инструментом в руках фанатиков, а надевать хиджаб или короткие носки-это уже личный выбор каждого гражданина.

  10. Не в бровь, а в глаз! Спасибо авторам, что полнимаете самые глубокие проблемы общества. Радует пока ещё наличие таких смелых людей, которые пока ещё свободно могут высказывать свое мнение… Учитывая тенденции это счастье может быть недолгосрочным.

  11. Было это весной 2019-го. Поехал я на Куйлюк за продуктами. В это утро начинался религиозный праздник- Хайит, если не ошибаюсь. Затарился я, значит, решил «горло промочить». Ладно, я русский, меня сей праздник не касается, но на моих глазах в местное кафе зашли трое мужчин — ну 100% — с утреннего намаза, как раз заходили со стороны мечети Куйлюк — ота. Им на стол сразу ставится…бутылка водки. Занавес… Увы…

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь

Последние новости

Микрокредитный рынок Узбекистана показывает значительный рост в последние годы

Микрокредиторы Узбекистана более сдержаны и добросовестны, доля NPL 90+ у микрофинансовых организаций составляет всего 3%. Специалисты портала finprom изучили...

Больше похожих статей