Экономика стран Центральной Азии сократится на 1,7 процента в этом году, что является резким отклонением от роста на 4,9 процента в 2019 году, говорится в опубликованном сегодня последнем выпуске Экономического обзора Всемирного банка для региона Европы и Центральной Азии .
Воздействие пандемии коронавируса (COVID-19) различается в странах Центральной Азии. В Казахстане и Кыргызской Республике в этом году ожидается экономический спад на 2,5 процента и 5,5 процента соответственно. С другой стороны, Таджикистан и Узбекистан сумеют избежать рецессии, но вот рост, скорее всего будет незначительным: 1,6 процента (с 7,5 процента в 2019 году) в Таджикистане и 0,6 процента (с 5,6 процента в 2019 году) в Узбекистане.
Ожидается, что экономический спад в 2020 году, вызванный пандемией, приведет к увеличению бедности во всех странах Центральной Азии. По оценкам, за чертой бедности могут оказаться более 2,6 миллиона человек.
В Центральной Азии Всемирный банк прогнозирует восстановление роста до 3,1 процента в 2021 году при поддержке умеренного роста цен на сырьевые товары и прямых иностранных инвестиций. Однако перспективы остаются весьма неопределенными, поскольку региону предстоит противодействие негативными экономическими последствиями из зоны евро, России и Китая.
Темпы восстановления экономик также будут зависеть от продолжительности пандемии, наличия и распространения вакцины, глобального спроса на товары из региона и степени улучшения мировой торговли и инвестиций.
Кризис COVID-19 в Узбекистане почти полностью остановил рост ВВП в 2020 году. Несмотря на неудачи, перспективы страны остаются позитивными, поскольку реформы продолжают двигать экономику в сторону повышения эффективности использования ресурсов и роста частного сектора. Предполагая, что при ослаблении пандемии и более широкое восстановление мировой экономики, рост экономики Узбекистана может в 2021 году выйти на уровень 4,8-5 процентов.
В специальном анализе в « Обновлении экономики Европы и Центральной Азии» основное внимание уделяется человеческому капиталу — области, требующей серьезного внимания со стороны правительств, учитывая серьезное воздействие пандемии на здоровье людей и образование.
В докладе делается вывод о том, что улучшение доступа к высшему образованию и его качеству, а также снижение факторов риска для здоровья взрослых, таких как ожирение, курение и употребление алкоголя, являются ключевыми факторами для устойчивого восстановления в странах Центральной Азии.
В отчете подтверждается, что COVID-19 серьезно повлиял на и без того слабые системы здравоохранения в государствах Центральной Азии. В отчете сказано, что в Центральной Азии более 16 процентов населения страдают ожирением, почти 12 процентов людей употребляют алкоголь и почти 18 процентов страдают зависимостью от табакокурения. Это повышает риски сердечно-сосудистых заболеваний, увеличивает смертность от инфекционными заболеваниями, таких как COVID-19.
Пандемия также отрицательно сказалась на образовании и обучении в Центральной Азии, угрожая экономическим потерям в размере 44 миллиардов долларов . Закрытие школ приведет к потере знаний, эквивалентной от одной трети до половине года обучения, и, вероятно, усугубит неравенство, непропорционально сказавшись на учащихся из неблагополучных семей.
Ожидается, что в Центральной Азии разрыв между студентами из самых богатых и самых бедных семей увеличится на 8–30 процентов. Учитывая демографический состав Центральной Азии, где молодые люди составляют более половины населения, нынешний кризис в сфере образования будет иметь долгосрочные негативные последствия.
«Всемирный банк подчеркивает, что странам Центральной Азии необходимо сосредоточиться на улучшении доступа к качественному образованию для всех учащихся, а также на возмещении потерь в обучении, которые угрожают помешать целому поколению реализовать свой потенциал» , — сказала Лилия Бурунчук, Региональный директор Всемирного Банка по региону Центральной Азии.
Качественное высшее образование имеет решающее значение для сохранения конкурентоспособности людей на быстро меняющихся рынках труда. Улучшение высшего образования в государствах Центральной Азии поможет им сохранить свою высококвалифицированную рабочую силу перед лицом устойчивой миграции.