На днях произошло одно показательное событие. Для многих оно, возможно, осталось без внимания, но только не для людей, озабоченных охраной нашей природы, безопасности окружающей среды.
В Государственном комитете охраны природы и экологии ожидается вновь смена руководства. На днях Шавкат Абдуразаков вновь вернулся к обязанностям Хокима и стал исполняющим обязанности хокима Наманганской области. До этого, 6 марта 2020 г. он был назначен на должность Председателя Госкомэкологии РУз. Продержался всего полгода.
Возможно, он очень хороший человек. Он действительно демонстрировал свою активную позицию, желая вникнуть и сделать что-то важное в новой для него сфере. Но проблема в том, что он не эколог и очень далёк от всей экологической действительности и чувства природы как по своему основному образованию, так и по роду профессиональной деятельности.
Вступив на должность Председателя Госкомэкологии, первое, что он сделал — стал распоряжаться природными ресурсами как единоличный хозяин. Вспомним ситуацию с песками в Язванской степи. Данная уникальная природная территория находится в Ферганской долине и является памятником природы. Она очень привлекательна для туристов и на особом счету у экологов.
Но г-н Шавкат Абдуразаков решает судьбу Язванских песков по-хозяйски. Даёт разрешение на забор песка для строительства. Моментально пригоняется техника и начинается варварская разработка песка. Все эти события вызывают бурю негодования общественности. После жалоб и шума в СМИ это решение быстро аннулируется.
Тут уместно вспомнить личность ещё одного Председателя многострадального Комитета по экологии и охране природы. В декабре 2013 на пост председателя назначен Бахтияр Хасанович Абдусаматов. Он так же не эколог. Окончил Университет мировой экономики и дипломатии (1996 год) и Ташкентский государственный экономический университет (2003).
В Госкомприроды пришел с должности заместителя министра внешних экономических связей, инвестиций и торговли Узбекистана. Председателем работал до апреля 2017 года. Он изначально не скрывал, что данная должность в Комитете по экологии для него является стартовой площадкой для будущего карьерного роста. Затем он был снят с должности Председателя комитета и переведён на должность хокима Юнус-Абадского района Ташкента. Далее он был задержан при получении взятки со всеми вытекающими последствиями. Этого человека уже нет в сфере экологии и охраны природы, но последствия от его реформирования будут «аукаться ещё очень долго». Он провёл реформирование всей структуры и разбалансировал её. Были значительно ослаблены позиции комитета, утрачено много ценных кадров в данной системе.
Что мы имеем по итогам? Президента Узбекистана Шавкат Мирзиёев проводит совещание по вопросам совершенствования системы охраны окружающей среды. Цитируем сообщение: «На совещании, прошедшем в критическом духе, исполнение Концепции охраны окружающей среды Республики Узбекистан до 2030 года и Стратегии по обращению с твердыми отходами в Республике Узбекистан на период 2019-2028 годов признано неудовлетворительным».
Народ доведён до отчаяния и «взбешён» в буквальном смысле от незаконной рубки деревьев в городах. И готов уже выходить с пикетами, грудью защищать деревья. Всю эту незаконную цепочку рубки деревьев на улицах столицы и в других городах можно прекратить очень быстро. Была бы воля…Что для нас, жителей данного региона, лиственные деревья? Нет, не можжевельники и другая хвойная растительность. В нашем жарком климате с повышенной запылённостью лиственные деревья на улицах и во дворах необходимы, как воздух.
Мы можем сколько угодно делать вид, что экология нас не касается и не затронет, но мы получаем уже не сильно здоровое поколение детей и хилую молодёжь, болезни лёгких, печени и почек у молодых людей, не говоря про благополучие взрослых и пожилых. Экология – это основа нашей безопасности, здоровья и благополучия.
А Госкомэкологию РУз продолжает «трясти». Мы ждёт в её лице защиты, а она превратилась в «перевалочную базу» для «случайных» людей. Если человек не имеет никакого отношения к экологии и природе, ни по своему основному образованию, ни по роду деятельности и профессиональному опыту. А его назначают даже не инспектором, а Министром экологии! Это так же, как если бы врачом назначали бы продавца магазина. Как он будет лечить? Вы хотели бы полечиться у такого вот «врача»?
Около трех десятков лет функции и права Госкомитета последовательно урезались. Проверки крупных предприятий сведены до минимума, практически выведены из-под контроля экологов предприятия малого и среднего бизнеса. Бесконтрольны их выбросы в атмосферу и сбросы загрязняющих веществ в реки, каналы, водоемы. Это из-за их производственных нарушений выводятся из строя очистные сооружения. За примерами далеко ходить не надо, достаточно посмотреть, что приходит на Бектемирские и Саларские очистные сооружения столицы из промзон. А рядом уничтожается пойма Чирчика, это река, из которой мы пьём. Её чистота и благополучие для нас просто жизненно необходимость. На месте законсервированных полигонов со стойкими химическими отходами в черте города идёт строительство жилья. Каким образом и кем выдаются разрешения на подобные хозяйственные действия? Кто должен контролировать наступление агрессивного бизнеса на беззащитную природу и экологическую безопасность?
К сожалению, в сегодняшнем Узбекистане вопросы охраны окружающей среды вторичны. Первичны интересы бизнеса. Плачевные последствия уже очевидны.
Очень хочется в завершение привести пример Китая. Защита окружающей среды оказалась в списке трех первоочередных задач властей — так называемых «трех великих битв»— наравне с ликвидацией нищеты и управлением экономическими рисками. «Мы не должны отдавать экологию на заклание экономическому развитию», — подчеркнул нынешний председатель КНР.
Подтверждением тому стала солидная бюджетная поддержка природоохранной деятельности в 2020 году и укрепление института Охраны природы. К слову, в КНР введена уголовная ответственность за подтасовку экологической отчетности. Китайцы не бросают слов на ветер. Их девиз: «Нам нужны зеленые горы и изумрудные воды. Они нужны даже больше, чем горы золота и серебра, потому что они и есть — наше богатство».
Наталья Шивалдова, Эко-журналист.
Фото автора
Очень актуальна статья,
Kassnaya stat’ ya! Spasibo avtoru, no budet li na nee reakciya so storoni prezidenta i pravitelstva
Уважаемая Наталья вы все великолепно выразили а это ваше старание доходит ли дэо вышестоящих органов?!
Мы тоже хотим зеленные горы пить чистую воду дышат чистый воздух.А к сожалению все мы сами все уничтожаем ,я просил бы вас написать статью о том что в нашем Бостанлыкном районе весной привозят сотни тысяч овец чтоб пасти а это вредит природе где пасли овцы там уже больше не растёт растения исчезает почва это удар страшный Флоре и Фауне где исчезает редчайшие растения и много много мелокопитающихся и реальный опасность пчеловодстве а мы же хотим пондят производительность чистого натурального Мёда ?? А все наши горы Бостанлыкского района покрыти овцами привезенные из друши регионов ???((Уважаемая Наталья помогите спасти наши горы пожалуйста просим вас Мы хотим народ давать натуральный Мёд с огромным уважением ПЧЕЛОВОДЫ БОСТАНЛЫКА!!!
«Изумрудные воды» природные богатство народа Айдар-Арнасайского бассейна прихватизируется богачами и чиновниками против стати 55 Конституции Республики Узбекистан. Огораживается колючими проволками и траншеями. Без пощадно истребляется рыбные запасы природных водоемов. Установлены шлагбаумы и охрана из частных непонятных организаций. В Государственном комитете охраны природы и экологии сидят одни нахлебники и не знающие свои обязанности Коррупционеры .