Вопрос, конечно, риторический, и эксперты в жилищно-коммунальной сфере ответят однозначно: можно. Но они сделают одну небольшую оговорку: при условии, если «проснутся» сами собственники жилья и станут контролировать расходование обязательных взносов на содержание общедомового имущества. Иными словами, спасение утопающих — дело рук самих утопающих.
То есть нужна и важна инициатива снизу. Имеются ли рычаги для смягчения злободневной проблемы «сверху»?
По утверждению депутата районного Кенгаша Юнусабадского района Венеры Боцмановой, да, имеются. Для этого необходимо ввести лицензирование управляющих компаний.
В Законе «Об управлении многоквартирными домами», который вступил в действие с 1 августа 2020 года, значительно расширен диапазон способов управления многоэтажками.
Статьей 8 предусмотрено, что по решению общего собрания собственников жилья управление многоквартирным домом может осуществляться, в частности, юридическим лицом — управляющей организацией или физическим лицом (индивидуальным предпринимателем) на основании договора
Проще говоря, в сфере обслуживания общедомового имущества многоэтажек все увереннее пробивается нота государственно-частного партнерства. Иными словами, со временем мы все чаще будем доверять обслуживание крыш, подвалов и инженерных коммуникаций домов частным компаниям и фирмам. Напомним, что постановлением Кабинета Министров Республики Узбекистан от 4 января 2019 года «О дополнительных мерах по совершенствованию управления жилищно-коммунальной инфраструктурой города Ташкента» для дальнейшего повышения качества жилищно-коммунальных услуг в городе Ташкенте определены приоритетные направления дальнейшего развития жилищно-коммунальной сферы. В их число входит поэтапное внедрение рыночных механизмов в сфере содержания, эксплуатации и ремонта многоквартирного жилищного фонда.
Рыночные отношения, как известно, предполагают адекватное вложение собственниками жилья денежных средств на содержание общедомового имущества в соответствии с количеством и качеством полученных услуг. Ведь чистые подъезды, дворы и эффективно функционирующие коммуникации делают нашу жизнь радостнее.
В то же время участие частных структур в обслуживании многоэтажного жилья создает определенные риски в решении этого крайне болезненного в настоящий момент вопроса.
В сфере управления многоквартирными домами основной целью государственной политики является повышение уровня удовлетворенности граждан качеством и стоимостью услуг по содержанию и текущему ремонту общего имущества многоквартирных домов.
Достижение этой цели будет обеспечиваться решением двух ключевых задач Первая состоит в профессиональном управлении многоквартирными домами. Вторая сторона медали — формирование ответственности и активности собственников помещений в многоквартирных домах, выступающих квалифицированными заказчиками жилищно-коммунальных услуг.
Какая ситуация сложилась на сегодняшний день по обслуживанию жилищного рынка силами управляющих компаний? Малоутешительная. Напомню, что первопроходцем в плане охвата всех товариществ частных собственников жилья в 2019 году стал Юнусабадский район. В районе имеется 1212 многоэтажных дома. Предполагалось, что их обслуживание будет полностью передано профессиональным управляющим компаниям. Целью эксперимента было оздоровление финансового состояния системы обслуживания жилья, решение вопроса проблемных кредитов, укрепление материально-технической базы
Правительство предоставило управляющим компаниям льготы и преференции. Так, например, доходы управляющих компаний, полученные в рамках договора на содержание, эксплуатацию и ремонт многоквартирного жилищного фонда, были освобождены от уплаты налога на добавленную стоимость и налога на прибыль юридических лиц.
Кроме того, управляющие компании были освобождены от уплаты таможенных платежей за ввозимую строительную технику, средства малой механизации, материалы и оборудование, не производимые в республике.
Буквой и духом правительственного постановления предполагалось, что это будут самодостаточные организации, располагающие определенными финансовыми средствами, имеющими необходимую технику для выполнения ремонтно-строительных работ плюс квалифицированных специалистов.
К сожалению, как метко определили интернет-журналисты одного из сайтов, из выигравших тендер 13 управляющих компаний в Юнусабадском районе девять были, что называется, «голы как соколы». Они не располагали ни финансами, ни техникой и оборудованием, не говоря уже о квалифицированных кадрах. По- видимому, эти организации нацелились на 1 млрд. льготных кредитов каждая, не задумываясь об их погашении. А единственным источником погашения могли служить лишь взносы собственников жилья влившихся в управляющую компанию многоэтажек.
Думается, что для обеспечения профессионального управления многоквартирными домами актуальной задачей стала разработка правового акта «О лицензировании предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами». Суть проста и понятна: соответствуешь выдвинутым государством требованиям — получай лицензию и обслуживай жилищный фонд. Не соответствуешь – извини, государство не допустит обворовывания собственников жилья.
Лицензирование УК можно возложить на Министерство жилищно-коммунального обслуживания. Одновременно на МинЖКО может быть возложен контроль за качеством оказываемых управляющими компаниями услуг и их деятельностью.
Что это даст? Лицензирование позволит освободить рынок от недобросовестных управляющих организаций, повысить их ответственность за качество предоставляемых жилищно-коммунальных услуг. Мало того, лицензирование предоставит собственникам жилья в многоквартирных домах реальные инструменты воздействия на управляющие организации, осуществляющие свою деятельность с нарушением действующего законодательства, прав и законных интересов граждан.
Лицензирование является механизмом постоянно действующего контроля за управляющими организациями и принятия действенных мер к допустившим нарушения хозяйствующим субъектам. Эффективность данного механизма будет определяться на основании мониторинга ситуации на рынке управления многоквартирными домами, в том числе с использованием показателя удовлетворенности потребителей качеством предоставленных услуг.
В свою очередь, формирование ответственных и активных собственников помещений в многоквартирных домах будет обеспечено за счет проведения информационной кампании по повышению информированности жителей многоквартирных домов об их правах и обязанностях, считает депутат Венера Боцманова.
В.Новиков
Лицензирование не гарантия от воровства . Управляющие компании тоже не панацея .Сейчас они наберут машин и механизмов в кредит расплачиваться надо будет собственникам многоквартирных домов . Механизмы надо будет где то хранить ,амортизация соответственно , водители , содержания, бензин , охрана и т д . Ютиться тоже они не будут в таких помещениях как ТЧСЖ и зарплаты соответственно повыше .Человека с высшим образованием вряд ли устроит зарплата 1-2 мил сум . Это все повышение тарифа .Еще не скоро» проснутся» собственники и осознают ,что кроме их самих никто не будет заботиться о их собственности . Предоставлять льготные кредиты , упростить подачу документов в суды на должников ,не покрывать проворовавшихся «управленцев» Это бы способствовало какому-то сдвигу в сторону улучшения в этой сфере . Немного о мусоре .Надо «принуждать»людей к чистоте . Это возможно только штрафами .Не символическими ,а существенными . Почему банки пользуются деньгами собственников и при этом сами собственники не имеют выгоды ( накопительные счета) При этом банки препятствуют собственникам использовать эти средства для собственных нужд