В ИСМИ считают, что строительство железной дороги Термез–Мазари-Шариф–Кабул–Пешавар позволит повысить транзитные возможности международного транспортного коридора «Север-Юг», будет способствовать долгосрочной стабилизации Афганистана.
Вопросы на тему «Каспийский регион в период COVID-19: последствия для политики безопасности и регионального сотрудничества» были обсуждены 11 августа в ходе онлайн-конференции с участием руководителей и экспертов аналитических центров Узбекистана и США, американских дипломатов и специалистов в военной области, а также высокопоставленных чиновников Казахстана и Азербайджана в сфере внешней политики.
В ходе виртуальной встречи состоялся обстоятельный обмен мнениями о складывающейся в период пандемии эпидемиологической и социально-экономической ситуации
в регионах Каспия и Центральной Азии, перспективных направлениях сотрудничества между странами и ходе реализации совместных торгово-экономических и транспортно-коммуникационных проектов.
Выступая на мероприятии, первый заместитель директора Института стратегических и межрегиональных исследований при Президенте Республики Узбекистан Акрамжон Неъматов отметил, что Узбекистан рассматривает сотрудничество с прикаспийскими государствами, основанное на многовековой дружбе и культурно-этнической близости, в качестве одного из приоритетных направлений своей внешнеполитической стратегии и заинтересован в придании новой динамики многосторонним связям.
Востребованность укрепления сотрудничества между регионами Каспия и Центральной Азии продиктована наличием общих культурно-исторических корней, совпадением интересов, взаимодополняющим характером экономик и транспортно-коммуникационной взаимосвязанностью.
Кроме того, Каспий и ЦА расположены близко
к ближневосточным очагам напряжённости, от которых исходят перманентные угрозы терроризма и трансграничной преступности.
Эти факторы в совокупности с возникновением новых видов угроз трансграничного характера диктуют нашим странам необходимость выстраивать «конструкцию взаимной опоры», позволяющую дать коллективный ответ современным вызовам.
По словам Акромжона Неъматова, пандемия коронавируса, охватившая весь мир, стремительно выходит за рамки эпидемиологического кризиса, так как сопровождается социально-экономическими последствиями. В результате на сегодняшний день государства ЦА и Южного Кавказа сталкиваются с одним из худших кризисов современности, которому можно противостоять только сообща.
В этих условияхактуализируется вопрос увеличения интенсивности торгового оборота, которое способно стимулировать внутриэкономическую деятельность в странах Каспия и ЦА и снизить негативное влияние пандемии. С учётом этого, необходимо ускорить процесс соединения транспортно-логистических узлов между Каспийским регионом и Центральной Азией, который помимо развития региональной торговли даст возможность государствам Каспия и ЦА выйти на новые рынки, способствуя социально-экономическому прогрессу.
В этом ключе использование странами ЦА транзитных возможностей железной дороги «Баку-Тбилиси-Карс» позволит им диверсифицировать транспортные направления. В свою очередь, для Южно-кавказских государств территория ЦА может стать своеобразными воротами, обеспечивающими доступ к Китаю и Южной Азии.
Особо отмечено, что в будущем одним из важных звеньев международного транспортного коридора «Восток-Запад» может стать строительство железной дороги «Китай-Кыргызстан-Узбекистан», о котором заявили на саммите ШОС в Бишкеке 14 июня 2019 года президент Узбекистана Ш.Мирзиёев и президент Кыргызстана С.Жээнбеков. Реализация данного проекта позволит не только расширить транзитный потенциал региона ЦА, увеличив тем самым железнодорожные перевозки между Азией и Европой, но интегрировать его в трансафганский транспортный коридор.
Ключевым же элементом этого трансрегионального коридора может стать строительство железной дороги Термез–Мазари-Шариф–Кабул–Пешавар, которая позволит повысить транзитные возможности международного транспортного коридора «Север-Юг».
О важности реализации в полном объёме транзитного потенциала Центральной Азии свидетельствует и то, что только за последние 10 лет контейнерные перевозки из Китая в Европу увеличились более чем в 40 раз. Из них только 1% перевозится по железнодорожным линиям.
Исходя из этого, необходимо концентрировать совместные усилия на развитии инфраструктуры логистических центров, стыкующих различные виды транспорта, модернизацию существующих сетей и транспортных объектов, ускорение процессов унификации стандартов в сфере транспорта, а также фитосанитарных правил.
Особого внимания требует упрощение таможенных и визовых процедур, а также синхронизация и повышение эффективности работы пунктов пропуска на государственных границах, внедрение современных информационно-коммуникационных технологий.
Развитие межрегиональной кооперации также важно с точки зрения влияния этих процессов на ситуацию в Афганистане в обеспечении долгосрочной стабильности на афганской земле и вовлечении афганской стороны в региональные экономические и транспортно-инфраструктурные проекты, заключил Акромжон Неъматов.
Поддержав позицию узбекской стороны, американский посол Генри С.Эншер, ранее занимавший должность заместителя секретаря в Госдепартаменте США, акцентировал внимание на кардинальном преобразовании политического климата в Центральной Азии с момента прихода к власти в Узбекистане президента Ш.М.Мирзиёева, который взял курс на улучшение отношений со всеми соседними странами.
Трансформация системы взаимоотношений в Центральной Азии, опирающаяся на взаимное доверие и учёт интересов, позволила странам быстро запустить процесс по налаживанию новых форм сотрудничества в период пандемии и оказанию взаимной гуманитарной помощи.
В этом контексте Кларк Адамс – директор Центральноазиатской политики Минобороны США подчеркнул, что последовательная приверженность центральноазиатских государств такой разумной политической линии может стать ключевым фактором, позволяющим им вывести регион из эпидемиологического кризиса и смягчить его социально-экономические последствия.
По его словам, процессы, происходящие в регионе ЦА, придают новую динамику вопросам развития сотрудничества в Каспийском регионе.
Советник президента Азербайджанской Республики Хикмет Гаджиев обратил внимание на активность Узбекистана в рамках Совета сотрудничества тюркоязычных государств (ССТГ). Вхождение Ташкента в состав организации положило начало новому этапу многостороннего сотрудничества стран Совета, отметил он.
В этом ключе примечательно, что государства-участники Тюркского Совета одним из первых среди различных интеграционных объединений в мире осознали невозможность достижения успеха в борьбе с пандемией без консолидации совместных усилий.
Именно с таким предложением усилить координирующие функции секретариата ССТГ посредством создания соответствующей группы, позволяющей наладить тесные рабочие контакты с национальными штабами по борьбе с пандемией, выступил Президент Узбекистана Ш.М.Мирзиёев.
Данный шаг стал индикатором, показывающим серьёзное отношение Ташкента к возможностям ССТГ совместными усилиями минимизировать риски стремительного распространения коронавирусной инфекции.
Искандер Акылбаев, исполнительный директор Казахстанского совета по международным отношениям отметил растущую внешнеполитическую активность Узбекистана на афганском направлении, которая направлена на создание и поддержание пояса стабильности вокруг Центральной Азии.
Он указал на востребованность развития конструктивного взаимодействия между бизнес сообществами государств ЦА
и Южного Кавказа посредством налаживания прямых контактов, что может стать фактором, стимулирующим деловую активность в этих странах.
В свою очередь, Элин Сулейманов – посол Азербайджана
в США обозначил энергетическую сферу в качестве наиболее перспективного направления сотрудничества. По его словам, реализация совместных энергетических проектов может открыть новые горизонты экономического развития для прикаспийских стран, богатых энергоресурсами.
Благодаря этому, на Каспийском море скоро будет сформирован мощнейший энергетический узел мирового значения, и центральноазиатские страны, в том числе Узбекистан станут одними из главных действующих лиц в этом процессе.
В этом ключе он указал на наличие договорённостей Узбекистана и Туркменистана по совместной разведке и разработке месторождений на Каспийском шельфе туркменской стороны, а также рассмотрение Ташкентом и Баку вопроса о совместном изучении проектов по добыче нефти на азербайджанской части Каспийского моря.
В целом усиление региональной кооперации участниками мероприятия расценивается как важный фактор, способный вывести страны Каспия и ЦА на качественно новый уровень экономического развития и закрепить за обширным регионом Евразии репутацию пространства процветания и мира.