Когда в течение суток мой самоизолировавшийся друг и сосед сначала из телевизионных уст узнал о продлении в наших краях карантина, а затем пополнил свой научный багаж очередной биоинформацией, то твердо решил:во всем виноват Високосный год!
Поэтому, при нашей очередной встрече Анвар, как всегда без politics и fake news, поделился со мной самым сокровенным:ты понимаешь, дружище, несмотря на все усилия эскулапского братства, вконец обнаглевшая коронавирусная инфекция, переходит все мыслимые границы. Ведь еще совсем недавно, считая часы до отмены ограничений, я понадеялся, что в обозначенный июньский срок из самоизоляции вынырнут на божий свет тысячи наших соотечественников, хотя и в разноцветных масках и перчатках. Взрослые homo sapiensлар, наскучавшиеся на карантине, отставив свои личные авто, сначала вдоволь насладятся ездой на общественном транспорте до 22.00 мин. по местному времени. И уж затем устроят веселые мини пикники с пловами и шашлыками.
Ну, а юная поросль, всю весну в режиме онлайн грызущая школьный «гранитик» науки, бросится по друзьям и подружкам, чтобы вспомнить спортивные подвиги, музыкальные посиделки и прочие приятные развлечения.
Ан нет, неожиданный разворот спутал все карты.В связи с этим, у меня возникла тревога: а не отразится ли длительная пандемия на прежних дружбах? И не превратятся ли одни из карантинщиков в раззадорившихся шимпанзе, а другие — в орангутангов – тихушников, готовых к антиподвигам? — А причем здесь обезьяны, — удивился я?- Так я же о человекообразных, — пояснил эрудит.
Ведь замечено, что орангутанги, затаившиеся до поры до времени, могут так шандарахнуть, что мама не горюй. Но вот шимпанзе, социализированные с раннего возраста, без постоянного общения просто зачахнут.
— Не боись, г-дин профессор! Наши просто так не сдадутся, — обнадежил я соседа, — и уж очередные недели как-нибудь переживут без шума и пыли.
Вот, к примеру, некоторое время назад для планомерного обслуживания сотен автобусных маршрутов, выехали на просторы мегаполиса более тысячи хорошенько обработанных антисептиками Мерседес Бенцев, МАНов, САЗов и Исузу. И, представь себе, сразу же большинство «человекообразных» предстали во всей своей «полумасочной» красе.
Естественно, что на первых порах представители АО «Тошшахартансхизмат» ответили на эдакое наплевательское отношение к запланированному порядку дружным «фэ!». А вот что делать дальше не знали. Можно было для острастки поштрафовать бесшабашных «шимпанзистов», не соблюдающих дистанцию и принять суровые меры к тем кто, лихо сдвинув маски, «заорангутанились» в конце салонов. Но наши водители и кондуктора, истосковавшиеся по собратьям — пассажирам, стали вежливо знакомить их с писанными карантинными Правилами и даже безвозмездно делиться масками. — А иначе, очнувшаяся от спячки автотранспортная составляющая нашей экономики, вряд ли пополнит казну запланированными доходами.
Однако, то ли они, раздав эти обязательные атрибуты високосного года, не позаботились о запасах масок для себя, то ли, работая в сорока градусную жару в замкнутом пространстве без condition, стали «забывать » про них. В связи с этим, чиновниками «Тошшахартрансхизмат» вопрос о нарушителях был поставлен ребром: выехал на линию без маски и перчаток — плати штраф в определенных процентах от зарплаты. Конечно, пассажиры им искренне сочувствуют. Но перемещаясь по городу в душных переполненных автобусах, ждут, когда начнут штрафовать и тех, кто самоустранился от проблем вместимости автобусных салонов, соблюдения подвижным составом интервалов движения и досрочных съездов с маршрутов.
В тяжких думах о повторно самоизолировавшихся, которые дай Бог через некоторое времечко вернутся к привычной «докоронавирусной» жизни, задал я просвещенному другу главный вопрос: помнишь ли ты, как в минувшем веке на каждом транспаранте экономику призывали быть экономной? А как сейчас?
— Придется приспосабливаться, — многозначительно заметил большой ученый, — в противном случае некоторых на обе лопатки положит пост — пандемический безжалостный капитализм, при котором число безработных начнет множиться в геометрической прогрессии. В общем, хочешь хорошо жить — начинай вписываться в реальность. Поэтому, не особенно рассчитывая на хрупкое «авось», напряги мозги и займись на благо семьи и общества чем-нибудь полезным.
Долгоиграющие саги.
Только мы за пиалой зеленого чая обсудили наше житье — бытье, не лишенное и частых ДТП, и приключений со всевозможными семейными разборками и поножовщиной, как узнали, что взоры соотечественников обратились к трагической и, судя по всему, долгоиграющей московско-актерской саге.Интересно, что при повышенном внимании к столь резонансному событию, никто из наших «отчаянных» блогеров не припомнил доморощенных элитных мажоров, прославившихся, мягко говоря, странными выходками с приятелями из местных пенат или с «гастролерами» из соседних стран.
— Давай оставим это прискорбное злоключение зарубежного «гения» тамошним правоохранителям, — заметил Анвар, — при этом не забыв упомянуть Вильяма нашего Шекспира. Ведь именно этот драматургический пророк всех времен и народов довольно четко изложил в достопамятном «Гамлете»» свою точку зрения на судьбы и Гекубы, родственницы царя Приама, и страдальца Михаила, сына Олегова.
— И в самом деле, — подумал я, — к чему мне страсти по потомственному заслуженному алкоголику, когда своих забот полон рот?И среди них один из актуальнейших вопросов, что есть бытовое пьянство: болезнь или распущенность, стыдливо сокрытые в некоторых семействах и творческих содружествах? Даже при буйствующем SARS-Cov-2 он наводит большинство человекообразных на иллюзорные размышления.
В личине «водителя на лицензии»
Вот, к примеру, достаточно заслуженный пенсионер Мухтар — ака, живущий слева, слывет в махалле человеком общительным и опытным в житейских ситуациях. Словом, по всем параметрам настоящий почетный шимпанзист.
Но, когда в личине «водителя на лицензии» он садится за руль своего авто, дабы пополнить семейный бюджет, то многие соседи начинают сильно переживать и «за того парня, и за ту медсестру», и за прочих невинных горожан, возникающих на его бренном пути. Тут к нашей беседе присоединился еще один махаллинец, Рахим, живущий справа. Заглянув на огонек и, быстренько вникнув в тему, он, между прочим, обмолвился, что хотя Мухтар-ака водитель со стажем, но в последние время частенько попадает в «легкие» аварии. О них сотрудникам правоохранительных органов и прочим любознательным согражданам намекают бесконечные штрафы и явные заплатки на разных частях его серебристого авто. И все потому, что на восьмом десятке лет бывший поклонник бога Диониса, не пропускавший ранее ни одной причины для выпивки, нынче постоянно жалуется на приступы гипертонии, сердечные боли и глаза, один из которых почти ничего не видит.
Однако в очередной раз, отметившись у знакомого врачевателя, наш Мухтар-ака в тесном соседском кругу с чувством глубокого удовлетворения демонстрирует положительные итоги визита и свой значительно облегченный кошелек. Естественно, слушатели благодушно пожимают плечами, мол, чего оправдывается чудак — человек, ведь у него давным-давно все схвачено. — Вот из-за таких разновозрастных «чудаков» при регалиях и знакомствах, количество ДТП не скоро уменьшится, — подал голос «безлошадный» центровой сосед — большой любитель статистики.
Ведь в минувшем году в республике зафиксировано свыше 6 миллионов правонарушений дорожного движения, совершено 8588 дорожно-транспортных происшествий, 7943 человека получили различные травмы, 2096 человек погибли.Да и в первом квартале нынешнего года в результате 1229 ДТП погибли уже 376 человек.
И, хотя по сообщениям пресс-службы верхней палаты парламента, сенаторы продолжают критиковать темпы по установке фото- и видеоустройств автоматической фиксации нарушений, а также фоторадаров, работающих в онлайн — режиме, но «воз» проблем и ныне, то там, то здесь.
Кого нам не хватает
Может быть, в нашем мегаполисе не хватает профессиональных водителей, — задумался профессор, прочитав очередную информацию?Но я сразу отверг его подозрение, потому что, представителей одной из самых массовых профессий, как и расплодившихся авто, предостаточно. Хотя от некоторых «понаехавших», падких до «как-нибудь порулить» без опыта, страха и упрека, пора бы избавляться. И тому есть причины. В основном все упирается в «облегченное» получение водительских прав (о чем в интернете множество предложений), и в полулегальных частных таксопарках. — Это когда вольными гражданами нашего города приобретаются несколько десятков авто местного «розлива» и отдаются в аренду лихим гастарбайтерам с последующим выкупом.
Созданные таким образом новые рабочие места для отчитывающихся чиновников — определенный плюсик. Но вот отсутствие постоянного профилактического контроля за работой такого водительского контингента и его слабая ориентация в неоднократно переименованных улицах и проспектах одного из самых крупных городов Центрально Азиатского региона — Большущий минус, способствующий росту количества ДТП. Кстати, социологи, проведя обследования во многих странах, выяснили, что в наше время пассажиры более всего опасаются не пандемий, а летательных аппаратов и таксомоторов всех мастей. Потому что, благодаря им можно попасть в более серьезные передряги, чем «коронованный» вирус.
Так, в одном из интервью народный артист из многодетных отцов, проговорился, что никогда не путешествует с супругой одним авиарейсом или в одном общественном авто. Кстати, этого правила придерживаются и известные политики, не включающие в свою свиту первых замов при передвижениях по земле и по воздуху. — В общем, как ни крути-верти, но для возрастных, шибко заслуженных «леваков» — любителей, а так же для их пассажиров, пути Господни и авто пути неисповедимы, — попытался уточнить мой ученый сосед? — Скорее «да», чем «нет», — подтвердил я.Вот однажды, в служебной командировке я увидел на новом современном мосте скромный букетик цветов. На мой вопрос спутники пояснили, что здесь не так давно произошло жуткое происшествие.
Тогда на зимней зорьке солидная комиссия после ночных возлияний отправилась по делам в соседнюю область. Руль служебного авто был доверен немолодому сотруднику, который отвлекшись от дорожного полотна, на полном ходу влетел в металлический поручень моста. В результате машина вместе с погибшими пассажирами зависла на нем, как на экзотическом шампуре
И, хотя всенародная мудрость гласит: о почивших или хорошо или правду, но в очередной раз вспоминать подробности столь печального происшествий не хочется. Тем более что в наши дни аналогичными трагедиями, увы, никого не удивишь.
О чем умалчивает наука
Кстати, ученый люд на цветном экране регулярно вещает, что на трансляцию теле сигналов сильно влияет солнечная интерференция, активизирующаяся в определенное время года. Однако после перехода на «цифру» с этими супер частыми явлениями наши сограждане вынужденно смирились. Но вот как быть с водителями автотранспортных средств, на которых отрицательным образом влияют «прохладные» летние деньки, наука пока умалчивает
К примеру, 27 июня вечерней порой на территории Кумкурганского района Сурхандарьинской области водитель «Matizа» Б. Ш., не справившись с управлением, выехал на встречную полосу и столкнулся с ВАЗ-2101, которым управлял житель этого же района. В результате от полученных травм скончались в больнице двое пассажиров «Matizа», двое взрослых из Термеза и несовершеннолетний паренек
В этот же день в Нарынском районе Наманганской области16-летний подросток, находясь за рулем автомобиля «Дамас», принадлежащий его матери, не справившись с управлением, сбил трех женщин – пешеходов. Одна из них скончалась на месте происшествия, а две другие с тяжкими телесными повреждениями отправлены в больницуВодитель легкового автомобиля «Cobalt» первого июля врезался в грузовик «Mercedes-Benz» на автодороге Хорезм — Бухара. В результате ДТП водитель легковушки и двое его пассажиров скончались на месте.Виновные, конечно, понесут заслуженные наказания. Но, к сожалению, наших сограждан, безвременно покинувших этот мир, не вернешь…
В наши продолжительные карантинные месяцы сообщения средств массовой информации о частых дорожно-транспортных происшествиях с печальными исходами, как и результаты борьбы с Covid-19, стали сильно напоминать сводки с двух полей сражений. Правда, пока с неясными профилактическими преимуществами. Безусловно, борьба с новоявленным и другими вирусами (микроорганизмами), которые по подсчетам ученых в количестве 10 в 39 степени до поры до времени дремлют в недрах планеты Земля, остается за многоопытными потомками Авиценны. А вот те, кто в столь кризисный период жизни человечества занимаются профилактикой ДТП, руководят подготовкой и переподготовкой водителей-профессионалов и любителей, дабы не приумножать печали, следует обратиться к успешному опыту предшественников.
В другой високосный
Так, много лет назад в другой високосный год в республиканскую организацию, отвечающую за массовые перевозки пассажиров и грузов, был направлен на работу офицер, уволенный по ранению из рядов вооруженных сил.Не мудрствуя лукаво, его отправили руководить управлением безопасности дорожного движения, которое на протяжении многих лет являлось притчей во языцех.Офицера, побывавшего в горячих точках, такое назначение не смутило и, взяв бразды правления в свои руки, при отсутствии большого количества современных фото — и видеоустройств, он перво-наперво скрупулезно проанализировал ситуации с ДТП, а затем выработал свою стратегию.
Суров был генерал-отставник, но справедлив. Не разгоняя личный состав областных отделов, не карауля водителей в придорожных кустах, не пугая их штрафными санкциями и «письмами счастья», он сумел-таки добиться уменьшения количества ДТП.Произошло это благодаря повсеместным и обязательным проверкам водительского состава на наличие остаточных явлений алкоголя и наркотиков, как при выездах, так и при заездах в автопарки.
Кроме того, его сплоченная команда, регулярно дежурившая на межобластных трассах, проспектах и улицах, выборочно контролировала состояние участников дорожного движения, проверяла документы, удостоверяющие право на вождение авто средств. Нашлось у них время и для посещения многочисленных автошкол, и для обучения ребят правилам дорожного движения с помощью ролевых игр.
Уже через полгода на совместном заседании коллегии перевозчика и МВД обсуждение трудовых будней руководителя и его сложной БДД «епархии» впервые за многие годы прошло в штатном режиме, и даже было отмечено заветной удовлетворительной оценкой. Некоторые «доброжелатели» за его спиной завистливо перешептывались, что, конечно, при генеральской-то пенсии и твердой «белой» зарплате можно себе позволить быть честным и принципиальным, как с профессионалами, так и с любителями – мажорами всех возрастов и сословий. Но, господа — товарищи, если принять за одну из главных нравственных категорий Homo sapiens честность, добавить к ней профессионализм, личную смелость и твердый характер, то даже в период «коронованного» вируса, навести порядок на автодорогах не только можно, но и должно… несмотря на високосный год и прочие земные напасти.
А так, как по откровениям зарубежных и отечественных Гуру, «конец света» отменяется, то все у нас, человекообразных, будет хорошо.Даже несмотря на очередное усиление карантинных мер…
Надыр ТАШ