Как свидетельствуют данные Госкомстата, узбекский текстиль, наряду с золотом, оказался за пять месяцев 2020 года фаворитом внешнего рынка.
Если за январь-май текущего года золота было экспортировано более чем на $ 1,64 млрд. (31,9% в обшереспубликанском экспорте), то экспорт текстильной продукции за этот период составил $ 655,5 млн. — 12,7 % . Что характерно, по сравнению с январем-маем 2019 года он вырос на 0,3 %.
Официальная статистика зафиксировала, что в структуре экспорта текстильной продукции основную долю занимают хлопчатобумажная пряжа (50,2 %), а также готовые трикотажные и швейные изделия (26,4 %). В январе-мае 2020 года более 348 видов текстильной продукции было экспортировано в 55 стран мира.
Наибольшая доля экспорта текстильной продукции приходится на Российскую Федерацию ($254,2 млн. – 38,8 %), КНР ($129,7 млн. – 19,8 %) и Турцию ($77,1 млн. – 11,8 %), отмечено в сообщении Госкомстата.
По мнению аналитиков журнала «Экономическое обозрение», конкурентоспособность отечественной продукции в сравнении с продукцией Китая, Бангладеш и других стран – крупных мировых производителей текстильной и швейно-трикотажной продукции – остается низкой.
Это вызвано высокой себестоимостью, высокими транспортными издержками, трудностями с выходом на внешние рынки. Остается актуальной проблема качества и сертификации выпускаемой продукции, что в настоящее время негативно сказывается на конкурентоспособности при выходе на емкие рынки развитых стран – ЕС, США, Восточной Азии.
В настоящее время основными внешними рынками для отечественной текстильной и швейно-трикотажной продукции являются Россия, Китай и Турция, на которые приходится более 70% экспорта. При этом большая часть готовой продукции и одежды поставляется в Россию и страны региона. Наиболее емкие рынки – страны ЕС, США – остаются неосвоенными. Это обусловлено, в частности, такими факторами, как:
— несоответствие требованиям сертификации качества и безопасности продукции. В данном направлении в республике активно ведется работа по гармонизации международных стандартов качества при производстве текстильной и швейно-трикотажной продукции.
— высокие транспортные издержки, к примеру, в сравнении с Бангладеш.
Несмотря на меньшее расстояние между Узбекистаном и странами ЕС, затраты на транспортировку выше более чем в 2 раза, что обусловлено, в первую очередь, дешевизной транспортировки морским транспортом в сравнении с автомобильным или железнодорожным, транзитными издержками;
— тарифные барьеры. Как сообщалось в рамках совещания, отечественные экспортеры при поставках продукции, в частности, на рынок ЕС, уплачивают 15-процентную пошлину. В данном ракурсе перед МИВТ и ассоциацией «Узтекстильпром» поставлена задача получить статус бенефициара системы GSP+ для беспошлинной торговли на рынке Евросоюза.
В ракурсе необходимости диверсификации географии экспорта отечественной текстильной и швейно-трикотажной продукции для Узбекистана также крайне актуальной является скорейшая отмена хлопкового бойкота со стороны международных брендов. Несмотря на приведенные узбекской стороной доводы, бойкот продолжает сохраняться в силе.
Важное значение для повышения конкурентоспособности узбекского текстиля на внешних рынках будет иметь объявленное выделение $300 млн. из Фонда реконструкции и развития Узбекистана на реализацию новых экспортоориентированных предприятий в Наманганской, Самаркандской и Ташкентской областях с участием зарубежных брендов, считают аналитики.
В.Новиков.