back to top
7.9 C
Узбекистан
Вторник, 26 ноября, 2024

Миниатюрная живопись

Топ статей за 7 дней

Подпишитесь на нас

51,905ФанатыМне нравится
22,961ЧитателиЧитать
7,060ПодписчикиПодписаться
Миниатюрная живопись

На поприще книжного дела вслед за каллиграфом огромное значение имел художник-миниатюрист (мусаввир, наккош). Как известно, понятием, Миниатюра» (лат. minium — красная краска) прежде всего считается графическое или живописное произведение небольшого размера, используемое для оформления книги. Первоначально миниатюрами назывались иллюстрации и заставки, выполненные в рукописных книгах с использованием гуаши или акварели, визуально отображающие образы литературных сюжетов и героев. Но не только – миниатюры писались также и к историческим хроникам, крупным памятникам и даже к научным трактатам.

Искусство книжной миниатюры условно и декоративно. Миниатюрная работа начинается с общих намёток композиции, затем художники тонким тростниковым пером обрисовывали тушью основные контуры фигур, костюмов, детали архитектуры и пейзажа, бытовые атрибуты. Ограничения небольших по размеру книжных страниц определяли систему условностей этой живописи, особенности её художественной формы, заключающиеся в отсутствии перспективы и светотени, в плоскости изображения.

Создание миниатюр – это сложный творческий процесс, требующий от художника мастерства и особых навыков. Прелесть миниатюры заключалась в тончайшем рисунке, многокрасочности и яркой насыщенности цвета, в выразительности движений фигур, в изысканной простоте и чёткости прорисовки пейзажа и архитектурных сооружений. Также как в искусстве поэзии, в миниатюре могут повторяться некоторые сюжеты, традиционные для средневекового творчества.

Миниатюрная живопись

Искусство создания миниатюр мастерам Древнего Востока было достаточно смелым, даже дерзким, так как мусульманская религия запрещала изображение людей. Поэтому поначалу оно широко распространялось в тех странах, где такой запрет был не слишком строгим — в Индии, Иране, Ближнем Востоке и в Средней Азии. Сохранились иллюстрированные книги, увидевшие свет еще в 977 г. на территории Афганистана и Северной Индии во времена правления Газневидов и Фатимидов. Через 200 лет искусство создания иллюстрированной книги перекочевало в Багдад, тогдашние правители которого благосклонно относились к развитию разного рода искусств.

В то время восточные мастера создавали в основном поясняющие рисунки к книгам научного содержания, например, к известному трактату Дионисия «Фармакология», которые выполнил в 1222 г художник Абдалла ибн аль-Фадль. В художественной литературе иллюстрация начала использоваться несколько позднее – в 1237 г. мастер Яхья ибн Махмуд написал картинки к Макамам аль-Харири Особого расцвета книжная миниатюра достигла во времена правления иранской династии Ильханов (1256 – 1353 гг.), когда главным культурным центром Среднего Востока стал г. Тебриз. Мастерами этого города была проиллюстрирована Книга Царей (Шах-Намэ). Но в период правления династии Тимуридов (XV в.) развитие восточной миниатюры широко распространилось и в Центральной Азии. К примеру, с 1405 по 1447 г. художником Махмудом по заказу султана Шахруха было выполнено 38 миниатюрных иллюстраций к поэме Низами «Хамса». Сегодня их можно увидеть в Эрмитаже.

В период всеобщего подъёма культурной жизни в Туркестане, связанного с ликвидацией остатков монгольского господства, особо благотворно развивается искусство книжной живописи в Самарканде и Бухаре. Основатель школы туркестанских миниатюристов самаркандец Устод Гунга напрямую повлиял на творчество выдающегося мастера из Бухары Джахонгира Бухори, получавшего высокое имя «Умтад аль-Муссаверин» («Столп живописцев»).

Миниатюрная живопись

Крупнейшим центром искусства миниатюры был город Герат, находящийся во владении самаркандских султанов. В нём находилась уникальная библиотека-мастерская со множеством рукописных манускриптов[U1] . Гениальным художником того времени был величайший живописец Камолиддин Бехзад (1450-е — 1530-е годы). Становление этого «Рафаэля Востока» происходило под непосредственным влиянием Алишера Навои, его гуманистических идей. Бехзод не только изображал реальное многообразие действительности – фауны, флоры, архитектурных сооружений, бытовых атрибутов, музыкальных инструментов, костюмов, но он, в отличие от украшательства, свойственного западноиранским мастерам, воплощал свои наблюдения над жизнью и простого народа, и дворцовой знати, тем самым, воссоздавал правдивый облик своей эпохи. Его знаменитые миниатюры к «Зафарнаме» (« Книга побед Тимура») Шарафиддина Али Йезди, к поэмам «Хамса» А.Навои, к поэме Низами «Искандернаме», к сборнику «Бустан» Саади, его портреты поэтов Джами и Хатефи, султана Хусейна и Шейбанихана, выполненные в тонкой графической манере, искусствоведы сравнивают с такими корифеями западноевропейской живописи, как Дюрер, Мемлинг и Гольбейн. Всё творчество Бехзода пронизано светлым, ярким и жизнеутверждаемым мировосприятием, что повлияло на всё дальнейшее развитие искусства миниатюры в Туркестане и других странах.

После падения династии темуридов традиции гератской школы Бехзода были продолжены в туркестанских городах Самарканде и Бухаре мастерами Касем Али, Махмудом Музаххибом – автором известного портрета Алишера Навои и иллюстратора «Сокровищницы тайн» Низами и другими. Позднее, в XV1 веке отличился Мухаммад Мурад Самарканди своими 115 миниатюрами к хивинскому списку «Шахнаме» Фирдоуси.

Экономический и культурный упадок в Туркестанском крае, наступивший в XV111 веке, временно сказался и на состоянии искусства миниатюры, которое лишилось поддержки власть имущих. Но можно считать, что с некоторым подъёмом культурной жизни в крае, наметившимся в X1X столетии, произошло заметное возрождение книжной миниатюры. Подтверждением тому могут служить миниатюры кокандского художника Мирзо Косони Мунши к поэмам «Хамса» А.Навои в 1824 году. Данная рукописная книга хранится сейчас в фонде бывшего Института рукописей Академии Наук Узбекистана.

Можно смело делать заключение, что миниатюры являются составной и очень значимой частью культурного богатства, накопленного в течение столетий в нашей стране.

А.ХОДЖАЕВ

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь

Последние новости

Изменился порядок уплаты накопительных пенсионных взносов 

Согласно документу, все работодатели – юридические лица обязаны перечислять накопительные пенсионные взносы на счета работников.

Больше похожих статей