Проблема становилась все масштабнее, Минфин и Центробанк стали предпринимать меры по сокращению выпусков векселей, так как из-за своей массовости выпуски векселей имели уже все признаки эмиссионной ценной бумаги. Векселя стали выпускаться с делением общего объема выпуска на количество векселей с фиксированной номинальной стоимостью. Кроме того, все выпуски имели утвержденный объем эмиссии и сроки осуществления прав внутри не каждого отдельного векселя, а целого выпуска вне зависимости от времени приобретения ценной бумаги.
Это противоречило самой сути векселя как неэмиссионной ценной бумаги, которая предусматривает отсрочку платежа или безусловную оплату за приобретенные векселедателем товары, работы или услуги в заранее оговоренный срок конкретному лицу, так как в его реквизитах в обязательном порядке должно было указываться наименование того, кому или приказу кого платеж должен быть совершен.
Публикуется сообщение Министерства финансов № 25-06-161 от 25.03.1996 г. «О регулировании вексельного обращения и погашения векселей», через которое уполномоченный государственный орган попытался навести порядок в выпуске и обращении векселей, указав на особенности векселя как ценной бумаги, условиях ее выпуска, обращения и погашения.
Но государственные отраслевые ассоциации, по сути министерства, осознав, что с помощью векселей можно решать свои как сиюминутные, так и накопившиеся за годы финансовые проблемы, при этом не неся никакого бремени или финансовой ответственности, перекладывая погашение векселей на отраслевые банки, продолжали выпускать, а вернее «эмитировать» векселя.
Центральный банк за № 12-54Б/212 от 12.05.1997 г. выпускает «Дополнительные указания по расширению операций с векселем» и, противореча названию самого документа, пытается ограничить круг лиц, имеющих право выпускать векселя: «в целях недопущения каких-либо нарушений в развитии вексельного обращения следует руководствоваться тем, что векселя хозяйствующих субъектов выпускаются в обращение только в соответствии с постановлениями (решениями) Правительства и после соответствующего разрешения республиканского Пахта-банка, независимо в каком отделении или филиале обслуживается эмитент. При этом, необходимо производить тщательный анализ финансового состояния эмитента (предприятия), выяснять реальные источники получения средств на погашение выпущенных векселей. Данная функция возлагается на вексельный комитет, который необходимо создать в республиканском Пахта-банке. Председателем данного комитета должен быть Председатель либо один из его заместителей, неся при этом персональную ответственность за выдачу разрешения на выпуск векселей».
В самом документе говорится о «векселях хозяйствующих субъектов», но из документа понятно, что ограничения вводились государством в отношении государственных организаций и предприятий, входящих в структуру хлопкопрома, так как негосударственные структуры не могли получить разрешения на выпуск векселей как до, так и после выхода нормативного документа.
Из числа негосударственных структур, сумевших выпустить в обращение свои векселя, я могу вспомнить только «Андижанбанк», преобразованный впоследствии в «Хамкорбанк». Но эмиссия векселей этого банка была небольшой и в силу достаточного профессионализма специалистов банка, а также его финансовой дисциплинированности как одного из первых негосударственных банков, находившихся у Центробанка на особом контроле, «Андижанбанк» с соблюдением всех требований осуществлял работу по выпуску, учету и погашению своих векселей, параллельно совершая операции с векселями других организаций.
Возвращаясь к документу Центрального банка за № 12-54Б/212 от 12.05.1997 г., который назывался «Дополнительные указания по расширению операций с векселем», следует упомянуть, что к моменту его выхода использование векселей в расчетах между предприятиями практически застопорилось, и о прозвучавшем в названии документа «расширении операций» не могло быть и речи.
То, что история вексельного обращения в Республике Узбекистан подходит к концу, становилось ясно и ранее — из распоряжения Центрального банка Республики Узбекистан № 296 от 27.12.1996 г., по которому коммерческие банки обязали «производить обязательную регистрацию каждого оборота векселя при осуществлении хозяйствующими субъектами — клиентами банка операции с векселями». Это делало использование векселя как платежного средства неудобным и обременительным.
Что касается выпусков новых векселей, то после выхода Указа президента № УП-1738 от 19.03.1997 года «О мерах по упорядочению вексельного обращения», который гласил, что «выпуск векселей предприятиями и организациями допускается только для покрытия временного недостатка у них денежных средств для расчетов за конкретные поставляемые им товары (работы, услуги), с обязательным оформлением вексельного поручительства (аваля) со стороны обслуживающего банка», новые эмиссии векселей государственными организациями и предприятиями стали невозможны, так как ни один банк добровольно не взял бы на себя ответственность за финансовую устойчивость таких предприятий и оформил поручительство (аваль) из-за их огромных долгов. А платежеспособные и более финансово устойчивые негосударственные предприятия все также не имели возможности выпускать свои векселя.
Осуществлять выпуски векселей банки также утратили возможность, так как тем же Указом президента было определено, что «выпуск векселей коммерческими банками осуществляется исключительно по согласованию с Центральным банком Республики Узбекистан», а согласовывать новые выпуски векселей Центробанк уже отказывался.
В итоге, на основании Решения заседания Кабинета Министров Республики Узбекистан N 11-1-99 от 22.05.97, своим распоряжением № 12-54Б/354 Центральный банк Республики Узбекистан установил, что «все находящиеся в обращении векселя должны быть досрочно погашены до 1 июля текущего года в связи с резервированием необходимых средств на специальных счетах вышеуказанных эмитентов. Погашение векселей будет производиться по номинальной стоимости независимо от даты погашения векселя. При непредъявлении векселей до 1 июля текущего года погашение векселей будет отсрочено, и векселя будут погашаться по мере поступления денежных средств на счета эмитентов».
Таким образом, государство, инициировавшее введение и использование векселя в хозяйственном обороте, допустив ряд ошибок и просчетов, принимая половинчатые или вовсе неверные решения, описанные выше, в итоге приняло все меры, чтобы вексель как ценная бумага и платежный инструмент перестал существовать.
Но история векселя как ценной бумаги на этом не завершилась, а получила свой драматический финал уже после прекращения выпуска и использования векселей в экономике страны.
Свои ошибки и недочеты, а также объективные проблемы, связанные, в том числе, и с кризисом экономики середины и конца 90-х, вызванным становлением независимой финансовой и денежной системы новой страны, издержками введения национальной валюты и ее последующей девальвацией, тяжелой адаптацией предприятий к инфляционному росту цен и обесценением оборотных средств, трудностями адаптации к дефициту оборотного капитала и продолжающемуся падению производства, регуляторы финансового рынка и ответственные за него лица списали в огромной мере на злоупотребления и нарушения хозяйствующих субъектов, допущенные в обращении с векселями.
Как было представлено государственными функционерами от финансового рынка того времени руководству страны — выпуск, учет, погашение, как и само применение векселей в товарно-денежном обороте повлекли для экономики страны катастрофические последствия.
Правоохранительным органам было дано указание, и по всем областям и регионам Узбекистана стали колесить оперативно-следственные группы под руководством сотрудников Центрального аппарата МВД. Командирование сопровождалось четкой установкой о том, что все предприниматели и руководители предприятий, активно использовавшие векселя в своих расчетах и платежах, являются недобросовестными плательщиками налогов и обязательных платежей в бюджет; хозяйствующие субъекты, реализовывавшие векселя не по стоимости, указанной в векселе (слово «дисконт» было не совсем понятно) – брали разницу в цене неучтенными наличными средствами; и вообще, из-за таких нехороших людей выросли цены на рынках, а также растет в стране курс доллара и обесценивается национальная валюта!
Сотрудники МВД и участники таких оперативно-следственных групп, равно как и привлекаемые на местах к проверкам аудиторы и ревизоры в то время имели весьма поверхностное понимание специфики векселя как ценной бумаги, а также особенностей его выпуска, обращения и операций с ним. Но установка сверху была получена, и следователи направо и налево стали возбуждать уголовные дела, которые без особых задержек передавались в суды, а те, в свою очередь, быстро выносили обвинительные приговоры и осуждали людей на реальные и длительные сроки. Сотни предпринимателей и руководителей предприятий и бухгалтеров по всей республике отправились отбывать назначенное судом наказание.
Утверждать, что все осужденные в тот период за операции с векселями стали невинными жертвами анти-вексельной компании и произвола правоохранительных органов, получивших отмашку на преследование участников вексельного обращения было бы неверно. Но большинство нарушений нормативных актов, регулировавших обращение и использование векселей, были допущены предпринимателями без преступного умысла, но в большей мере по незнанию и неопытности в работе с векселями, общий срок использования которых в экономике не превысил и 2-х лет. Причиной нарушений также часто являлась неразбериха в самих нормативно-правовых документах, регулирующих вексельное обращение, так как они противоречили один другому. Но доказать это следствию было невозможно.
Уже более 22 лет прошло с тех пор.
В соответствии с Постановлением Кабинета Министров Республики Узбекистан N 313 от 01.11.2012 г. утратило силу Постановление Кабинета Министров № 204 от 02.06.1995 г. «О применении векселей в народном хозяйстве Республики Узбекистан».
На основании Постановления Правления Центрального банка № 2/5 от 24.01.2013 г. «Положение о простом и переводном векселе», зарегистрированное Министерством юстиции под № 147-1 от 05.02.2013 г., полностью копировавшее международный Единообразный закон о переводном и простом векселе (ЕВЗ), утверждённый Женевскими вексельными конвенциями 1930 г., прекратило свое действие.
На основании Постановления Правления Центрального банка Республики Узбекистан №12/16 от 16.05.2015 г. «О признании утратившим силу Правил проведения банками операций с векселями, а также изменений к ним», зарегистрированного Министерством юстиции № 148-2 от 08.06.2015 г. прекратили действовать банковские правила.
Так существует ли необходимость в возвращении векселя в экономику страны в настоящее время?
На мой взгляд, ответ очевиден.
Когда фундаментом экономики страны является сельское хозяйство, а одним из основных драйвером экономики страны является туристический сектор, наиболее пострадавший от мер по предотвращению распространения пандемии, решение проблемы посткризисных неплатежей, обеспечение возможности быстрого расчета за товары и услуги без кредитного обременения, планирование расчетов и поступления товаров при недостаточности оборотных средств, обеспечение высокой ликвидности плодово-овощной продукции, а также поддержка малого и среднего бизнеса, приобретают особое значение.
В условиях остановки деятельности предприятий, сокращения и прекращения деловой активности большинства отраслей экономики, а также неизбежного кризиса неплатежей в экономике страны в пост карантинный период, введение в обращение векселя как долговой и расчетной бумаги, может эффективно способствовать решению вышеназванных проблем.
Несмотря на доставшееся нам в наследство от анти-вексельной кампании конца 90-х негативное восприятие вексельного обращения как чего-то пагубного и опасного для его участников и для экономики в целом, в действующем Гражданском Кодексе и в законодательстве о ценных бумагах до сих пор существует понятие векселя как «неэмиссионной ценной бумаги, удостоверяющей безусловное обязательство векселедателя либо иного указанного в векселе плательщика выплатить при наступлении предусмотренного векселем срока определенную сумму владельцу векселя».
В Законе «О нотариате» и «Инструкции о порядке совершения нотариальных действий нотариусами» все еще определен порядок совершения нотариусами протестов векселей.
Экономический-процессуальный Кодекс Республики Узбекистан содержит среди требований для выдачи судебного приказа норму о том, что судебный приказ выдается судьей, если … требование основано на протесте векселя в неплатеже, неакцепте и недатировании акцепта, совершенном нотариусом.
Но для нового запуска векселей в обращение, который мог бы открыть широкие возможности для экономики, начиная от снижения процентной нагрузки по кредитам предприятий, высвобождения собственных средств предприятий для модернизации производства, повышения производительности, минимизации рисков банковской системы через увеличение ликвидности денежных требований и заканчивая увеличением налоговых поступлений в бюджеты различных уровней, необходимо учесть старые ошибки и сделать все для их предотвращения в будущем.
Для этого нужно осуществить следующие шаги:
1. На уровне Закона Республики Узбекистан «О переводных и простых векселях» утвердить текст Единообразного закона о переводных и простых векселях, используемого всеми странами в соответствии с Женевскими конвенциями 1930 года;
2. Ввести гербовый сбор не более 0,1 % от суммы, указанной в векселе с оплатой гербового сбора путем приобретения специальных гербовых бланков для выпуска векселей с различной номинальной стоимостью у уполномоченных банков, с последующим зачислением суммы гербового сбора на специальный счет Министерства Финансов;
3. Предоставить право по выпуску векселей всем хозяйствующим субъектам, определив, что выпуск векселей государственными предприятиями и организациями осуществляется по согласованию с Министерством Финансов Республики Узбекистан, а выпуск векселей предприятиями и организациями, не имеющими в капитале государственной доли, осуществляется на основании решения компетентного органа управления самого хозяйствующего субъекта;
4. В целях унификации оформления займов между физическими лицами, усиления правовой защиты прав заимодавца и обеспечения правовых гарантий возврата должником заемных средств разрешить физическим лицам составление векселя и использование этой долговой бумаги в расчетах между физическими лицами, предусмотрев оплату гербового сбора путем приобретения специальных гербовых бланков для выпуска векселей с различной номинальной стоимостью у уполномоченных банков, с последующим зачислением суммы гербового сбора на специальный счет Министерства Финансов;
5. В целях правовой защиты прав заимодавца и обеспечения правовых гарантий возврата должником заемных средств дополнить статью 171 Гражданско-процессуального Кодекса Республики Узбекистан, определяющей требования, по которым выдается судебный приказ, нормой о том, что судебный приказ выдается, если требование основано на совершенном нотариусом протесте векселя в неплатеже, неакцепте и недатировании акцепта векселя;
6. Поручить Кредитному бюро «Кредитно-информационный аналитический центр», созданному в соответствии с Постановлением Кабинета Министров Республики Узбекистан от 17.03.2012 г. № 74 создание и ведение открытой для свободного доступа Единой базы векселей хозяйствующих субъектов и физических лиц, допущенных к протесту, а также утерянных в процессе обращения;
7. Ввести в § 26. «Совершение протестов векселей» действующей «Инструкции о порядке совершения нотариальных действий нотариусами» изменения, обязывающие нотариусов в кратчайшие сроки информировать Кредитное бюро «Кредитно-информационный аналитический центр» обо всех совершенных нотариусами протестов векселей для внесения в Единую базу;
8. Обязать участников вексельного обращения под угрозой персональной ответственности незамедлительно информировать Кредитное бюро «Кредитно-информационный аналитический центр» обо всех потерянных или утраченных векселях или специальных бланков векселей с указанием их номинала, серии и номера;
9. Для реабилитации векселя и восстановления доверия к нему как долговой ценной бумаге и средству платежа, а также в целях упрощения расчетов между хозяйствующими субъектами и физическими лицами, учитывая специфическую природу векселя как абстрактного долгового обязательства, исключающего ссылки на основание и условия выдачи векселя, освободить от НДС и налога на прибыль доходы юридических и физических лиц Республики Узбекистан, полученные от обращения векселей в виде разницы между покупной и продажной ценой или дисконта.
Недавно Азиатский банк развития (АБР) выпустил доклад о перспективах развития экономики азиатских стран в 2020 году. В докладе собое внимание уделяется тому, как скажется на Азии эпидемия коронавируса — вспышка новой болезни уже негативно повлияла и на экономику региона, и на глобальную экономику в целом. Отдельная часть доклада посвящена прогнозам развития ситуации в странах Центральной Азии, где АБР участвует во многих проектах.
Ожидается, что развитие азиатской экономики резко замедлится. В регионе уже ускорилась инфляция, цены на продовольствие повысились. В АБР уверены, что инфляция будет расти и дальше. Резкое и длительное снижение цен на сырьевые товары, а также ухудшение показателей в области туристического бизнеса вызовут проблемы в зависимых от указанных отраслей экономики странах. Как отмечает АБР, в трудные времена, когда существует множество проблем для роста, новые решения имеют решающее значение для устойчивости внутреннего развития.
Но не всегда «новое» означает созданное впервые, иногда «новое» — это то, что существовало ранее, но получило свое второе рождение уже в новых условиях и при иных обстоятельствах.
Сергей Веренин,
Адвокат,
Управляющий партнер Адвокатской фирмы
«S.VERENIN’S LEGAL GROUP».
Источник: Finance.uz.
Про «объективные проблемы» вексельного обращения 90-х и их массовые проверки — есть личный опыт.
Ко мне заявились следаки аж из Самарканда и предъявили пачку векселей, где одним из участников оборота была печать моего малого предприятия.
СЛАВА БОГУ я разглядел расхождение в ОДНОЙ букве на той печати с моей настоящей печатью (вместо И была Ы в слове РеспубликасИ). Иначе …..
По пункту 3 (про вольный выпуск векселей частными предприятиями, ага … ) и п.9 (без налогов) — сильно сомневаюсь. Это не пропустят.
И вообще, без цифрового контроля вексельного обращения (например, QR-коды) все опять вернется к махинациям …