Летом 2019 года между хокимиятом Ташкента и мэрией Москвы подписан договор о передаче в аренду павильона «Узбекистан» на ВДНХ.
Переговоры велись довольно долго, и 24 июня 2019 года стороны пришли к соглашению, скрепив документ подписями. На его основании после ремонтно-реставрационных работ планировалось устроить торжественную церемонию передачи в бессрочное пользование Республике Узбекистан данного объекта культурного наследия, ценного с точки зрения архитектуры и бесценного для народной памяти. О подписании договора сообщили в прессе, широко обсуждали принятое решение в социальных сетях. Общественность рукоплескала столь щедрому жесту мэрии Москвы и возможности открыть в павильоне на ВДНХ центр узбекской культуры. Ответственные лица, подписавшие договор, обещали во время ремонта и реставрации восстановить первозданный облик здания и сохранить внешний и внутренний декор, искусно созданный замечательными архитекторами и народными мастерами прошлого столетия.
Известие о подписании договора застало меня в Москве. В День празднования 80-летия ВДНХ, 1 августа 2019 года вместе с друзьями обошла Выставку. Конечно, в первую очередь мы устремились к павильону «Узбекистан». Сетовали, что нельзя подойти ближе из-за ограждения.
Фатима Арифджанова, большой знаток узбекского прикладного искусства и автор полюбившегося москвичам проекта Восточный базар «Тюбетейка», поделилась:
— У каждого свой путь в Москве, но он непременно приводит на ВДНХ. Живу в России 17 лет и с большой любовью отношусь к Узбекистану, куда часто приезжаю и который остаётся в моем сердце родным домом. Три года назад, прогуливаясь по ВДНХ с племянниками, приехавшими в гости, с гордостью подвела их к павильону Узбекистана.
— Он самый красивый!, – воскликнул племяшка.
— Он самый праздничный! – прокричала в ответ брату сестренка.
И действительно, павильон один из самых красивых. Я уже писала о его истории, готовясь к своей выставке «Когда цветёт гранат… Хранители Традиций Узбекистана». Мало кто знает, что ВДНХ поначалу именовалась ВСХВ — Всесоюзной сельскохозяйственной выставкой. В источниках можно встретить и название Всесоюзная промышленная выставка – ВПВ. Последнее наименование, ВДНХ, принято в 1958 году, и Выставка начала работу под этим названием 16 июня 1959 года.
Первый постоянный павильон известен как «Узбекистан», позднее началось строительство павильонов других республик. Вокруг нашего павильона был посажен яблоневый сад, разбиты цветники.
В библиотеке ВДНХ есть путеводители выставок разных лет. Я посмотрела по ним экспозиции 1939, 1954 годов, и у меня возникло желание провести здесь узбекскую выставку, продемонстрировать в стенах исторического павильона работы нового поколения мастеров прикладного искусства и открыть Центр искусств Узбекистана.
Как не восхититься порыву Фатимы Арифджановой? Надеялась, он будет поддержан узбекской стороной, ведь наша соотечественница – организатор ряда интереснейших выставок тканей, одежды, керамики и ювелирного искусства Узбекистана в Москве, и её деятельность можно расценивать как народную дипломатию, помогающую развивать и укреплять дружбу между нашими странами, пропаганду узбекской культуры в России и творчества узбекских народных мастеров.
Договоры подписываются, да не скоро дело делается, в особенности, если это ремонтно-реставрационные работы. Спустя полгода после подписания договора на телевидении прошёл видеорепортаж о реставрации павильона «Узбекистан» на ВДНХ: «Памятнику народного зодчества вернут прежний облик». Название удивило: считать павильон «Узбекистан» памятником народного зодчества не совсем корректно. Безусловно, для работ по декору приглашали народных мастеров: резчиков по дереву и ганчу, керамистов. Но спроектирован павильон профессионалами — известными архитекторами, конструкторами, инженерами, при участии художников и скульпторов. В интервью тележурналистам руководитель проекта реставрации павильона и представитель инженерно-консалтинговой службы единого заказчика хокимията г. Ташкента сообщили, что ротонду на ВДНХ демонтируют, так как она в аварийном состоянии. Металлические конструкции поменяют, а верхнюю часть ротонды отправят на реставрацию. Кроме того, откроют фонтаны вдоль ступеней, ведущих к павильону. Установят восемь резных деревянных дверей, для восстановления которых «потребовались месяцы работы».
Жанр репортажа не предполагает детализации, но подразумевает точность в датах и фактах. Стоило упомянуть, что «Узбекистан» из первых павильонов на Выставке и создан он по проекту известного архитектора Стефана Николаевича Полупанова.
Для справки
В Центральном государственном архиве Узбекистана хранится личный фонд член-корреспондента Академии архитектуры СССР Стефана Николаевича Полупанова. К заветным папкам удалось прикоснуться старожилу Ташкента Татьяне Вавиловой, из старинного рода Мединских. Кроме проектирования павильонов ВСХВ, С.Н. Полупанов с 1928 года участвовал в подготовке генерального плана по реконструкции городов Республики Узбекистан и проектов строительства новых зданий. Он изучал особенности национальной архитектуры и традиций и первым из советских архитекторов применил их в своих проектах. Сохранились возведённые по его проектам павильоны ВСХВ и некоторые здания в Ташкенте и других городах республики. Похоронен зодчий на Боткинском кладбище в Ташкенте.
Первая постройка павильона «Узбекистан» была деревянной, П-образной композиции. Она не отличалось высотой, но на фоне появившихся вскоре на площади Колхозов других павильонов привлекала архитектурным решением и легкостью конструкций, восточным колоритом.
Фасад украшала надпись: «СССР. UZBEKSTAN SSR» в соответствии с кириллическим алфавитом страны и узбекской латиницей (яналиф).
Перед главным фасадом, как описывается в источниках того времени, «возвышались изящные пропилеи, перекрытые «короной», сплошь расписанной яркими орнаментами». Это и была первая ротонда, в центре которой обустроили фонтан.
Стены павильона украшали орнаментальные рельефы, их белизну подчеркивал яркий, напоминающий ковёр, плиточный узор перед зданием и цветники. У входа стояли выполненные из гипса бронзированные скульптуры работы Ольги Мануйловой, чья юность, кстати, прошла в Самарканде.
В книге «Монументальная живопись и скульптура в общественных зданиях Узбекистана» автор, А. Умаров, пишет, что при строительстве павильона «впервые решалась задача совместной творческой работы мастеров декоративно-прикладного искусства, живописцев, скульпторов и архитекторов Узбекистана». Это общеизвестно, но не многие знают, что над проектом вместе с архитектором С.Н. Полупановым работал замечательный художник Александр Николаев (Усто Мумин).
Вот как описан павильон в книге А. Умарова: «Общая композиция павильона отражает расцвет сельского хозяйства в республике. В центре архитектурного ансамбля ротонда — высокая колоннада с богато орнаментированными капителями. Между колоннами расположен бассейн с фонтаном. Павильон украшается 4 скульптурами. На переднем плане 2 работы О. М. Мануйловой — «Дутарист» и «Бубнист». В глубине по бокам входа — скульптурная группа Страздина и Кучиса — каракалпачка и узбечка, несущие блюдо с фруктами. Все внутреннее оформление павильона подчинено единой идее показа побед колхозного строя. Войдя в павильон УзССР, зритель попадает в большой зал – отдел хлопка. Цветовая гамма этого зала создаёт впечатление о солнечном Узбекистане. Весь зал хлопка украшен орнаментальными, резными по белому ганчу панно – «Гульдаста». Эти панно в сочетании с натуральными кустами хлопка создают впечатление цветущих полей.
На громадной торцовой стене против входа – живописное панно изображает хлопковые поля. В золотисто-зеленом зале представлены зерно, рис, плоды, овощи Узбекистана. Сквозь стройную колоннаду видно панно—сбор винограда. В правом крыле павильона посетитель увидит панораму Ташкентского текстильного комбината. Зал Каракалпакской АССР является естественным продолжением павильона Узбекской ССР.
Ввиду того, что впоследствии оформление павильона неоднократно менялось, в настоящее время трудно восстановить его первоначальный облик. Но в 1939 году наиболее своеобразным элементом декора павильона явились резные ганчевые панно и росписи (авторы – народные мастера Усто Ширин Мурадов, Якубджан Рауфов, Алимджан Касымджанов, Максуд Касымов и другие). С ними хорошо сочеталась декоративная роспись «Сбор винограда» Оганеса Татевосяна, золотисто-зеленая цветовая гамма которой гармонично вписывалась в цветовую палитру интерьера…»
В военное лихолетье павильон, как и многие другие на ВСХВ, пришёл в плачевное состояние. В результате правительство приняло решение о реконструкции Выставки. В послевоенные годы (1950 -1954) экспозиция Узбекской ССР получила новое строение, в котором тот же самый автор архитектурного проекта, С. Н. Полупанов, развил свои идеи в соответствующих времени формах. Здание обрело монументальность сталинского ампира, стало в два раза выше прежнего (благодаря стилобату цокольного этажа), но по композиции и оформлению сохранило сходство с довоенным проектом.
Мой отец был участником одной из выставок 50-х годов. Он привёз из Москвы роскошный альбом, и мы всей семьёй изучили Выставку по этой книге. За изящными колонными портиками боковых частей павильона, где начинались бассейны, можно было видеть огромные живописные панно: «Большой Ферганский канал» и «Каскады Чирчикских гидроэлектростанций» работы художника Петра Ивановича Котова. Портал главного входа, выложенный майоликой, напоминал восточную нишу, а фасад украшал орнамент по мотивам национальных узоров. В художественном оформления карнизов, капителей, панно и других деталей доминировал мотив хлопковой коробочки.
Первое, что приковывало внимание вновь открывшейся для посетителей Выставки, как только они входили на Колхозную площадь, была ротонда павильона «Узбекистан». Она возвышалась над фонтаном, струи которого взлетали на высоту 15 метров.
Элементы декора верхней части ротонды были полихромны, и это, как отзывались современники, «создавало эффект ожившей архитектуры». Расписывал ротонды (1939 и 1954 гг. постройки ) усто Якубджан Рауфов, но роспись не сохранилась.
Попробую по воспоминаниям о книге-альбоме воспроизвести впечатление от экспозиционных залов, которые, по замыслу архитектора С. Н. Полупанова, рисовали яркую картину жизни республики. Массивные резные двери главного входа, с тяжёлыми кольцами вместо ручек, вели в центральный зал. И посетитель словно попадал на бескрайнее поле, покрытое хлопчатником. Ажурный орнаментированный купол, казалось, освещал собою выставочное помещение. Следующие залы показывали достижения каракулеводства и шелководства. Серебристые, золотистые, белоснежные, шоколадные и черные, как ночь, каракульские смушки, полотнища шелковых тканей – всё это богатство многократно отражалось в зеркалах, расширявших пространство зала.
Были и залы садоводства, виноградарства, животноводства, сельскохозяйственных культур. Светло-желтые стены и изысканные люстры создавали эффект солнечного света, карнизы, потолки и стены украшала изящная национальная роспись.
Осмотрев экспозицию, посетители устремлялись в магазин «Узбеквино» — он располагался позади павильона. С 1959 года магазин переименовали в «Узбекистан», в 70-е — «Фрукты и вино». С 90-х годов он перешёл в частную собственность.
К павильону примыкал ресторан «Узбекская чайхана» (после 1959 года – «Ташкент») – с изящными колоннами, узорчатыми карнизами и сквозными решетками. Автор проекта, все тот же знаменитый архитектор С.Н. Полупанов, сумел придать постройке, как и всему ансамблю павильона «Узбекистан», легкость и воздушность. Ресторан появился в 1939 году, был сделан из дерева, и вмещал до 300 гостей. Он восхищал декоративной колоннадой с каскадом фонтанов по центру, просторными террасами и лесенками. Действовал до середины 70-х годов, но, пострадав от пожара и был снесён.
К сожалению, до наших дней скульптуры у павильона не сохранились, как и два бассейна – элементы каскада фонтанов.
До 1964 года павильон именовался «Узбекская ССР», затем — «Советская культура». Здесь проходили концерты и выставки произведений русского и советского искусства. Лишь в 1977 году в залах вновь развернули экспозицию Узбекской ССР. Но она была временной, приуроченной к 60-летию Октября в рамках большой выставки «В стране единой».
В 90-е на ВДНХ воцарился вещевой рынок. Новым поколениям посетителей было не до павильонов — многие не знали истории, первоначального облика и декора зданий, фонтанов, цветников. Выродились даже розы, специально выведенные для Выставки. Восстанавливать былую славу грандиозного архитектурно выставочного комплекса начали лишь в новом веке.
Считается, павильону «Узбекистан» повезло. В целом исторический проект сохранился, исключая каскад фонтанов, статуи и некоторые декоративные элементы. Фасад в павильоне, который стал носить название «Советская культура», остался нетронутым, но интерьеры изменились — убрали лепнину и колоннады, сочтя, что они занимают много места и мешают экспозиции картин.
В июле 2019 года Премьер-министр Узбекистана Абдулла Арипова, прибыв в Москву с визитом, впервые посетил ВДНХ. Он ознакомился с ходом строительно-реставрационных работ в павильоне, переданном республике в бессрочное пользование. Визит широко освещался российскими телеканалами. Это позволило телезрителям взглянуть на залы изнутри и оценить масштаб работ. Специалисты, директор по реставрации павильона Андрей Кудрявцев и руководитель реставрационной мастерской Роман Новиков рассказали журналистам, что восстанавливать приходится всё: пол, стены потолок… Использовали даже компактный экскаватор, заново прокладывая инженерные коммуникации. Стены, сложенные из разносортного кирпича – силикатного и керамического – приходилось буквально «сшивать». На одной из стен под штукатуркой обнаружили небольшой фрагмент панно и решили оставить его в том же виде, в котором он сохранился.
Воссоздали утраченные капители колонн, а восемь уникальных дверей, украшенных узбекскими мастерами 65 лет назад резьбой по дереву, восстановили в первозданном виде. Отреставрировали окна, восполнив гипсовый декор. Повесили люстры. О них мнение расходится: одни говорят, что люстры отреставрированы, другие приводят факты новодела. Это как раз и настораживает в «реставрации».
Художественный паркет главного зала сберечь не получилось — он пострадал под многочисленными, более поздними наслоениями и будет изготовлен заново. Насколько точно и искусно реставраторы сохранят и воспроизведут историческое оформление, сберегут ли оригиналы – покажет время. Надо полагать, на помощь реставраторам придут архивные материалы и фонды Музея ВДНХ.
Интересно наблюдать задуманное С.Н. Полупановым соединение советского и национального в оформлении павильона. В орнаментах многих павильонов Выставки, как подсказал знаток истории ВДНХ Федот Пухлов, присутствуют советские пятиконечные звёзды. Даже крыша первой ротонды перед павильоном Узбекской ССР представляла собою две пятиконечные звезды, наложенные друг на друга. И хотя звёзд в орнаменте действительно много, мимо взгляда человека восточной культуры не пройдут мотивы исламского геометрического орнамента. Он угадывается и в крыше первой ротонды, напоминающей гирих. Вернемся к этому вопросу в следующем материале, посвященном жизни и творчеству С.Н. Полупанова.
Руководитель департамента общественных связей ВДНХ Ольга Говердовская летом 2019 года выразила в одном из телерепортажей надежду, что павильон номер 66 («Узбекистан») откроется до конца года. Надежды не сбылись. Тогда же, на пресс-конференции, состоявшейся в Ташкенте после визита премьер-министра А. Арипова в Москву, выступил Вице-премьер Азиз Абдухакимов. Он заявил, что павильон «в большей степени будет показывать наш потенциал в сфере искусства, культуры, туризма – всего, что привлекает москвичей и гостей к нашей стране». Кстати, проект выставки к открытию павильона в настоящее время в работе, он будет состоять из двух разделов: истории и культуры республики. Будет ли отражена история самого павильона? Расскажут ли о жизни и творчестве создателя уникального архитектурного ансамбля, о людях, которые вложили в него часть своей жизни и вдохновенное творчество?
Строительно-реставрационные работы, рассчитанные на полгода, затянулись, а с середины марта и вовсе заморожены в связи с разразившейся в мире пандемией.
Вернёмся в лето 2019 года, в дни празднования 80-летия ВДНХ .
Такой 1 августа 2019 года видели мы с друзьями знаменитую ротонду — в последний раз . Она стояла за ограждением, давно утратив сказочную полихромность, и лишь призрачно-белыми очертаниями напоминала задуманный архитектором образ.
В январе 2020 СМИ сообщили, что «специалистов беспокоит состояние центральной жемчужины павильона — стальной беседки-ротонды, которое оценивается как аварийное. Обследование металлических опор над чашей главного фонтана выявило слоистую коррозию с утратой сечения стенок труб в среднем на 60%». Ротонду обнесли лесами и разбирать начали сверху.
К Наврузу демонтаж ротонды и фонтана завершили. Инженеры-строители утверждают, что аварийное состояние конструкции потребовало замены колонн. Верхний декор ротонды планируют восстановить.
Те, кто имеет отношение к культурным объектам, понимают, что говорить об исторической ценности новодела, которым порою заменяют исторические сооружения, не приходится. Каким предстанет декор на стенах павильона и ротонде, удастся ли восстановить каскад фонтанов, сказать сложно. Как бы ансамбль павильона «Узбекистан» не стал обычным макетом прошлого… в натуральную величину.
Приведём мнение специалистов.
Историк архитектуры XX века Анна Броновицкая
— Конечно, жаль, что реставраторам не удалось сохранить подлинную ротонду павильона, — но не берусь их осуждать, не зная достоверно инженерной стороны дела. Говорится о том, что декоративные элементы, то есть решетки в верхней части, демонтированы и направлены на реставрацию. То есть, при благоприятном раскладе, заменят копиями только аварийные несущие элементы, а отреставрированные декоративные решетки вернут на место. Вопрос в том, насколько точной будет копия и деликатной реставрация. На ВДНХ есть разные примеры: бывший павильон Украинской ССР, в котором разместился Музей славянской письменности, отреставрирован хорошо, а изменившийся после проведенных работ облик знаменитого фонтана «Каменный цветок» вызвал возмущение не только специалистов, но и многих посетителей, сохранивших в памяти прежний образ.
Все зависит от квалификации реставраторов. Павильон Узбекистана обладает статусом объекта культурного наследия федерального значения, он включает в себя сложные декоративные элементы, выполненные в необычной для России технике. Надеюсь, ими занимаются со всей тщательностью.
Заслуженный архитектор Узбекистана, член президиума Союза архитекторов, лауреат государственных и международных премий Серго Михайлович Сутягин:
— Реставрация означает возвращение прежнего вида, а Ротонда была полихромной. Считаю, нужно всё возвратить, как было, не упрощая, не спеша, но с результатом. Я уверен, что ротонда будет возвращена на место в прежнем виде. Это будет профессиональное и исторически верное решение.
Архитектор, лауреат международных конкурсов Алексей Хабаров:
— У архитекторов всегда возникают сомнения, что именно авторы информационных сообщений об архитектурном объекте подразумевают под терминами «реставрация» и «реконструкция».
Рассуждать корректно можно, оценивая только сам архитектурный проект. Но ни широкой общественности, ни профессионалам проект восстановления павильона «Узбекистан» на ВДНХ не представляли для обсуждения.
Судя по аннотациям в СМИ, предполагается максимально сохранить облик комплекса. Включая знаменитую Ротонду. Это можно только приветствовать. Её ликвидация стала бы невосполнимой утратой для всего архитектурного ансамбля. Именно ажурная Ротонда придаёт ему очарование настоящего постмодерна. Таким архитектурным сооружением как Узбекская Ротонда мог бы гордиться исторический центр любой из европейских столиц, сохраняющих черты ориентальных стилистик в архитектуре многих объектов колониального периода.
Мне известно из официальных источников, что металлические конструкции Узбекской Ротонды сильно пострадали от коррозии. Сообщают также, что Ротонда демонтирована и после замены повреждённых элементов будет восстановлена. Можно ли это считать реставрацией? Или реконструкцией?
Есть ещё такой термин как «Архитектурная ревалоризация». Существует он давно. Это восстановление — полностью или частично — безвозвратно утраченных архитектурных ценностей. При ревалоризации допускается включать новые элементы, когда потери невозможно воспроизвести заново. Например, из-за полной или частичной утраты облика, или невозможности воспроизведения технологий. В реальности же – сплошь и рядом! — архитектурные объекты культурного наследия, как в Узбекистане, так и в России, сносятся и заменяются новоделами: полноразмерными макетами. Зачастую, весьма приблизительно соответствующими облику оригинала.
Самое страшное, если в конструкцию Ротонды внесут стилистические изменения под видом необходимости «осовременивания облика». Такими объяснениями обычно прикрывают экономию на строительных работах.
Узбекская Ротонда на ВДНХ является настоящим памятником архитектуры и объектом культурного наследия России и Узбекистана. Подлинно профессиональный и ответственный подход к реконструкции ансамбля павильона «Узбекистан» может заключаться только в тщательном стилистическом и технологически аутентичном восстановлении облика Узбекской Ротонды.
Вместо послесловия
Пусть надежды оправдаются. Но… Повсеместно встречаются случаи уничтожения во время реставрации ценных с точки зрения истории и архитектуры строений. В качестве примера можно привести покраску куполов и росписей, достройку, снос и новую постройку взамен разрушающейся старинной – это реальные случаи в современной «косметической» реставрации и ремонте средневековых памятников зодчества в нашей республике.
В начале апреля удалось поговорить с Генеральным директором компании JCDecaux Uz Анваром Юлдашевым, курирующим подготовку выставочной экспозиции к открытию павильона «Узбекистан», намеченного поначалу на декабрь 2019 года, затем на лето 2020-го. Реальность может вновь изменить сроки. Анвар Валиджанович подтвердил, что в ремонтных работах в Москве принимали участие узбекские рабочие, но в настоящее время они находятся на родине. Особо подчеркнул, что любые действия в павильоне предпринимались исключительно по согласованию с Департаментом культурного наследия Москвы.
Известие о демонтаже ротонды вызвало дискуссию в социальных сетях. Приведём мнение специалиста по садово-парковому и ландшафтному строительству Надежды Федосовой.
— Немало лет наблюдаю за ВДНХ и умею отличать понятия «реставрация», «реконструкция» и «воссоздание». Это не реставрация, и не все понимают реальность происходящего. Настоящей Ротонды уже точно не будет, будет её копия. К сожалению не многие осознают всю серьёзность происходящего на Выставке (да и по всей Москве). По-настоящему неравнодушных к этой проблеме мало. Понятное дело, что не везде всё плохо: есть и хорошие реставраторы, и те, кто понимают, что они делают и как относятся к делу, но это лишь крупицы на фоне общего хаоса…
О том, что случается, когда затевается снос исторических зданий или их разбор с последующей «регенерацией» или «реставрацией», в Ташкенте знают хорошо. Кто не видел, какими были прежде исторические постройки, тому и новодел сойдет. К прискорбию, заново отстроенные здания перестают быть свидетелями минувшего, в них не слышен голос веков, нет сакральной информации. Они такие же копии — только лишь в натуральную величину! — шедевров мировой архитектуры, заполонившие ташкентские парки с аттракционами.
Казалось бы, сейчас не время думать об архитектуре. Мир живёт в тревоге за здоровье человечества. Но ценности культуры – связующая нить между прошлым и будущим. Их необходимо сохранять, передавая по наследству в первозданной красоте.
Автор выражает признательность за консультации известному архитектурному критику и культурологу Владимиру Паперному; краеведу, автору книги «Ансамбль ВСХВ. Архитектура и строительство» Александру Зиновьеву; историку архитектуры, кандидату искусствоведения Анне Броновицкой; исследователю истории ВДНХ Федоту Пухлову и директору Музея ВДНХ Татьяне Желтоноговой; заслуженному архитектору Узбекистана, члену президиума Союза архитекторов, лауреату государственных и международных премий Серго Сутягину; архитектору и литератору, лауреату международных конкурсов Алексею Хабарову; историку Павлу Нефёдову, а также московским и ташкентским друзьям за помощь в подготовке публикации.
Тамара Санаева
Исторические фото — из интернета
Ваша статья интересна конечно, но немного в сторону уводит читателя от реальности дел которые касаются данного павильона. Я являюсь сотрудником подрядной организации, которая проводит ремонтно-реставрационные работы павильона "Узбекистан", и знаю не понаслышке какие проблемы возникают и существуют для своевременного окончания работ и открытия этого памятника культуры.
Уважаемый Давид, ну раз знаете, так поделитесь пожалуйста с нами, не таите. Очень ведь интересно.
Уважаемый Давид, не так важна скорость, как качество реставрации и аутентичность тех вещей, которые реально можно сохранить и восстановить в первозданном виде.
Поделитесь подробностями о реставрации люстр, пожалуйста. Я располагаю пока разноречивой информацией. В видеорепортаже (сентябрь 2018 г.) говорилось о 12 уже отреставрированных и размещенных в павильоне люстрах, каждая весом в около 300 кг. Они отреставрированы или заново отлиты? Есть ли подтверждение аутентичности этих люстр? Не будет ли искажен облик Ротонды?
Думаю, все кому дорог павильон "Узбекистан", будут признательны Вам за достоверную информацию. Это ведь не секретный объект, наверное, можно поделиться?
Неужели очередной долгострой?.. Всевышний не простит это, не зря пандемию посылает в наказание за грехи людей… Я в юности учился рядом в институте кино, в день стипендии обязательно ходил в чайхану при павильоне Узбекистана на ВДНХ и лакомился пловом, шашлыком, мантами… Куда сегодня пойти молодежи и пожилым? Стаями глушить энергетик и во дворах рубиться в домино, дыша отработанным бензином?.. Есть хозяин в этой стране?!.. Ауууу!…
да хватит воплей про «пандемию», сколько ж можно!
Уважаемая Тамара! Реставрацию интерьера павильона проводилась прежним подрядчиком — ещё до нас. И что касается всей внутренней атмосферы и убранства то за это не возьмусь судить. Работы былы завершены в августе прошлого года и предъявлены Департаменту культурного наследия города Москвы для оценки.
Абсолютно согласен с Вами, что скорость в такой работе только враг положению всех дел. Этим подрядчиком была сделана приличная работа на протяжении полутора лет. Мы же приступили к работе по реставрации фасадной части, беседки-ротонды и благоустройства прилегающей территории. Конечно всем очень хотелось чтоб проект был завершён максимально быстро, но увы расчёты проектной организации были верны с момента их разработки и утверждения: проектом рассчитано что реставрировать такой фасад можно в течении МИНИМУМ одного года, учитывая погодные и иные условия.
Так же, с момента начала работ по фасадной части, мы встали перед очередным вопросом: во время демонтажа старых, ещё с советских времён, огромных бетонных плит (это было тогда способом консервации) были найдены подлинные каскадные фонтаны в очень печальном к сожалению виде. Вся структура бетона и соединяющих узлов была разрушена безвозвратно. В проекте, который мы получили в работу, не был обозначен весь облик фонтанов в первозданном виде в виду отсутствия оригинальных чертежей и документов. Соответственно решением Департамента культурного наследия город Москвы пришлось доработать эту часть проекта, так как мы уже наглядно имели пример в виде подлинника, и естественно немного увеличить сроки работ по этой части. Далее мы встали перед следующей проблемой: беседка-ротонда. Во время начала работ соответственно каждый нормальный подрядчик делает для себя обследование предмета реставрации-ремонта, изучает его чтоб понять масштаб всех предстоящих работ — особенно когда дело касается такой мощной и многотонной конструкции как беседка-ротонда. Изучив несущую способность всех опорных конструкций и деталей (были проведены лабораторные испытания) пришли к выводу что они состоят в технически неподустимом состоянии и являются аварийными для их дальнейшей эксплуатации. Так же было принято решение разобрать её реставрационно для дальнейшего воссоздания. Все элементы декора и архитектуры разобраны и вывезены в рабочие цеха для их изучения и восстановления. На данном этапе проектной организацией завершены работы по части разработки всех этапов воссоздания беседки-ротонды.
На сегодняшний день к сожалению весь мир встал перед общей проблемой и бедой и естественно всевозможные сферы деятельности, которые не является необходимыми на данный момент, временно приостановлены. Очень надеемся что всё решится в скором времени и мы продолжим нашу работу.
Не вся история пишется на бумажках, кое-что потомки могут увидеть своими глазами. И Слава Богу! Любое масштабное строительство определённого рода — это идеологический проект. И Акрополь, и Лувр, и Зимний Дворец — все это насквозь идеологические творения. ВСХВ — ВДНХ имеет право на существование во всём блеске первоначального замысла. Пусть новые поколения видят, о чём мечтали, к чему стремились их предки. Ведь в комплексе ВДНХ, создатели попытались прославить коллективный труд наших дедов, донести их мечты о новом справедливом обществе. Создавалось это руками лучших мастеров своего времени. Памятники материальной культуры складываются в материальную летопись нашей жизни, которую можно не только читать и изучать, но и видеть своими глазами, любоваться её страницами. Если мы поспешим отвести на свалку всё, что было сделано "вчера", то ничего такого "овеянного веками" у нас просто не будет. Пирамиды (тоже осколки минувшего) времени не боятся, их враги невежество и неспособность к эстетическому переживанию и осмыслению окружающего мира.
Если ротонду уже разобрали, то бессмысленно махать кулаками после драки. Теперь стоит один вопрос: восстанавливать её или нет. На мой взгляд, надо восстановить. Ведь это не отдельностоящая беседка, сама по себе. В дуете этом присутствовала горизонталь — (основной павильон) и вертикаль — (ротонда). Полупанов повторил это решение дважды, до и после войну. Один прямоугольный павильон — это просто инвалид. Он не «смотрится» и это как-то скучно. Если речь идёт о реконструкции ротонды, то воссоздавать её надо с той мерой ответственности, с которой восстанавливали дворцы в окрестностях Ленинграда.
Али Ака, Спасибо вам большое за ваш комментарий тоже. Это невозможно больно смотреть на все это !!! Хочется чтоб что-то было незыблемо. Тогда действительно можно все преодолеть, зная, что есть ценности!!!
Ротонда это сердце не только павильона 66, но и, мне кажется, всей колхозной площади, как ее раньше называли, на ВДНХ. Ее снесли… это факт. Для меня чудовищный, так как это уже не реставрация, но факт. Здесь уж ничего не поделаешь… Но ее будут восстанавливать. Это хорошо…, но как? Какой ее сделают? По каким чертежам или документам? Я умоляю, всех тех, кто причастен к этому!!! Пожалуйста, исследуйте, смотрите документы, фотографии. Материала много!!! Сделайте ее такой, какой она должна быть, во всей своей красе, во всем величии и тогда и ваши имена останутся в истории как имя усто Якубжана Рауфова!!!
Уважаемая Фатима! Документы все изучены, из архивов получено много информации и чертежей. Проектная организация завершила свою част работы по разработке рабочей документации. Ждём окончания самоизоляции чтоб продолжить фактические работы.
А некоторым шибко умным журналистам из России попрошу сперва поинтересоваться о чём тут идёт речь и не переворачивать мои комментарии в своих непонятных целях на фейсбуке и разного рода сайтах. Понятно что ваше профессиональная обязанность создать везде и во всём панику с истерией, но уж точно ни в моём случае!!!
Проектная организация завершила свою част работы по разработке рабочей документации. Ждём окончания самоизоляции чтоб продолжить фактические работы.
Дай Бог, чтоб так и было!!! Дай Бог
Давид! Собаки лают, а караван идет. Желаю Вам и Вашим коллегам удачи.