back to top
7.2 C
Узбекистан
Вторник, 26 ноября, 2024

Фантастическая сказка из Убы

Топ статей за 7 дней

Подпишитесь на нас

51,905ФанатыМне нравится
22,961ЧитателиЧитать
7,060ПодписчикиПодписаться
Фантастическая сказка из Убы

Земля родного края для этой мастерицы, о которой хочется рассказать в преддверии дня 8 Марта, – неиссякаемый источник вдохновения, материал, в который художница «вдыхает» жизнь. Кажется, маленькие глиняные фигурки и впрямь общаются с тобой на языке грации и пластики. Такой необыкновенной страной, где есть место смелой фантазии и волшебству, для Кубаро Бобоевой является селение Уба Вабкентского района Бухарской области.

Являясь членом Творческого объединения художников Узбекистана Кубаро-ая стремиться сохранить традиции терракотовой, глиняной игрушки, передать секреты мастерства подрастающему поколению.

Свыше 50 учеников Кубаро-ая творят из обычной глины настоящие чудеса. Еще полсотни мальчишек и девчонок постигают азы этого самобытного искусства. Есть среди последователей мастерицы ее дети, внуки. И даже маленький правнук уже проявляет живой интерес к необычным игрушкам.

Фантастическая сказка из Убы

На протяжении семи поколений ее семья славилась мастерами керамики. Удивительной красоты вазы, ляганы, пиалы… — такая посуда никак не вязалась с банальным определением «домашняя утварь». Мастерить же персонажей из глины Кубаро научилась у матери Шарифы Обитовой, тети Хамро-биби Рахимовой, прославившейся на весь мир своими игрушками.

Шестилетней девчушкой Кубаро начала лепить животных. Среди зверюшек, сделанных юной мастерицей, оказались собака, лошадь, тигр. Шли годы, но творчество не теряло для Кубаро Бобоевой своей притягательности.

В 2006 году побывала в Германии. В рамках Дней узбекской культуры представила свыше 500 работ, провела для всех желающих мастер-класс по изготовлению игрушек из глины. Немецкие скульпторы заинтересовались произведениями художницы из Убы, техникой обработки природного материала. Сегодня в Бонне действует цех, где на свет рождаются немецкие народные персонажи. Они создаются в традициях, которые свято чтит Кубаро Бобоева.

Глину для игрушек, по словам художницы, готовят, словно тесто для праздничного пирога. Мокрую, ее долго разминают, затем оставляют «подойти». Через два часа исходный материал для работы готов. С этого момента начинается самый сложный этап творчества. Мастер должен воплотить в реальность свою идею. Его помощники – мокрая глина, краски из натуральных веществ и воображение.

— Откуда вы берете сюжет для своих работ? – обратилась я как-то к мастерице.

— Искусство игрушечной керамики вышло из народа, — говорит художница. – Поэтому оно в первую очередь связано с жизнью и бытом простых людей, их обычаями, фольклором. А это очень богатый материал. Стараюсь не делать две похожие фигурки. Каждый образ рождается у меня в сердце. Ведь только в этом случае игрушка будет приносить окружающим радость.

Как-то на Всемирной ярмарке в Швейцарии, где было представлено творчество узбекских мастеров, возле работ Бобоевой остановился иностранец. Было удивительно наблюдать за тем, как немолодой человек любуется глиняными игрушками.

Художница своим творчеством покоряет людей разного возраста. Ее герои по-детски непосредственны, сделаны с юмором, теплые и очень добродушные. Кубаро Бобоеву можно назвать одной из немногих, кто продолжает традиции настоящего народного творчества.

Фантастическая сказка из Убы

Интересный факт. В ходе археологических раскопок учеными были обнаружены на территории Ташкентской, Самаркандской, Бухарской, Кашкадарьинской и в большей степени Сурхандарьинской областей республики удивительные предметы искусства. Среди них – терракотовые, глиняные игрушки, древнейшие шахматные фигуры, возраст которых насчитывает не одну тысячу лет. Сопоставляя их с работами Кубаро Бобоевой, поражаешься, насколько древние корни имеет искусство народных мастериц.

Такие мастера терракотовой, глиняной игрушки из Бухары Зарафшанского региона – не просто усто прославленной древней школы традиционных народных ремесел. Они являются носителями этой древней культуры, своего рода генераторами, передающими нам бесценное наследие прошлого.

Во время раскопок в Самарканде в 60-х годах прошлого века были обнаружены глиняные игрушки, возраст которых больше тысячи лет. Удивительно, но они оказались очень схожи с теми, которые делает мастерица из Убы.

Интересно и то, что эти старинные глиняные игрушки таят в себе множество смыслов.

Первый и самый древний корнями своими уходит во времена расцвета Зороастризма в нашем крае. В те времена люди поклонялись силам природы и верили в их магический смысл. В день весеннего равноденствия, праздник Навруз, земледельцы выходили на праздник первой борозды. Все жители селений собирались на поле. Мужчины делали первую торжественную вспашку. Женщины в красивых одеждах пели и танцевали. А детям раздавали вот такие свистульки. Ребята свистели в них в открытом поле. По поверью считалось, что такой свист способен призвать дождь. Поэтому игрушки эти делали из простой глины слабого обжига и не покрывали глазурью. Они, по сути, были одноразовыми.

Есть и другой смысл в этих игрушках, который также связан с детьми. В старину ребятам давали свистеть в такую свистульку ежедневно для профилактики заболеваний легких и бронхов. Это древняя дыхательная гимнастика, очищающая легкие и улучшающая кровоснабжение всей системы.

Есть в игрушках из кишлака Уба и древний, сакральный смысл. Они очень каноничны. В форме, в элементах, в деталях, в глине, даже в красках. Это чаще всего фигурки животных. Изначально, как рассказала мне Кубаро Бобоева, повторялись четыре образа: слон, лошадь, баран и собака. Каждая из фигур могла нести на себе других существ – птиц или даже всадников. Со временем фигурки слона, лошади и собаки стали встречаться реже и трансформировались в образ то ли зверя, то ли дракона. Зверь несет теперь в себе части многих животных: пасть собаки, тело и уши лошади, ноги слона, рога барана и гребень дракона. Это фантастическое животное со временем приобретает достоинство магического оберега. Своим видом отпугивает от его обладателя невзгоды и несчастья. Таким наш узбекский дракон и дошел до нас.

Так что когда купите эту игрушку, обращайтесь с нею бережно. Она хрупкая. Кубаро-опа рассказывает, что если игрушка будет повреждена, если отломится от нее какая-то часть, то ее не следует выбрасывать. Она не теряет достоинства оберега и продолжает принимать на свое глиняное тело предназначенные вам невзгоды.

Общаешься с Кубаро Бобоевой и понимаешь, что ее работы и работы других народных усто подобны письменам, хранящим в себе многовековые традиции.

Оксана Кадышева.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь

Последние новости

Новая должность президента Шавката Мирзиёева

25 ноября состоялась Генеральная ассамблея Национального олимпийского комитета Узбекистана, на которой были рассмотрены организационные вопросы. На должность председателя Национального олимпийского...

Больше похожих статей