Самым крупным потребителем водных ресурсов, на долю которого приходится в среднем 90-91% используемой воды, является сельское хозяйство. Почти половина населения страны живет в сельской местности. В 2019 году вклад аграрного сектора в ВВП Узбекистана составил около 28%.
Второй по размерам потребления воды сектор — коммунально-бытовое хозяйство (4,5% используемой воды). В республике насчитывается 119 городов, 1064 поселков городского типа и 11088 сельских населенных пунктов. Из них за счет разведанных запасов подземных вод обеспечиваются питьевой водой 69 городов (58%), 335 поселков городского типа (31%) и 2902 сельских населенных пунктов (26%). Оставшиеся населенные пункты обеспечиваются за счет других источников водоснабжения (поверхностные воды, неутвержденные запасы, колодцы, водоводы и пр.).
На промышленность (доля в ВВП в 2019 г. – 30%) приходится 1,4% потребления воды, на рыбное хозяйство – 1,2%, на теплоэнергетику — 0,5%, на остальные отрасли экономики — около 1,0%.
При этом отрасли промышленности и энергетики активно развиваются в последние годы и потребление воды в них постоянно растет. При этом согласно Закону Республики Узбекистан «О воде и водопользовании», требования на воду промышленности являются приоритетными и покрываются полностью (без лимитов). Предполагается, что общее потребление для промышленных нужд (включая энергетику) возрастет с 2 км3 в год до 3,5 км3 воды к 2030 году.
Рыбное хозяйство также интенсивно развивается. Всего в стране работают свыше 3600 рыбхозов, а общая площадь водоемов, занятых под выращивание рыбной продукции превышает 595 тысяч гектар. Объем водопотребления прудовых хозяйств по республике в 2018 году составил 608 млн. м3. В Узбекистане для выращивания рыб традиционно используется пресная речная вода. Однако в последние годы в связи с дефицитом воды, расположенные в долинах рек рыбные хозяйства вынуждены использовать солоноватые сточные воды. В 2018 году в Узбекистане было выращено порядка 116 тысяч тонн рыбы.
Эта информация озвучена в утвержденной Указом главы государства от 19 февраля 2020 года Концепции развития водного хозяйства Республики Узбекистан на 2020-2030 годы.
Ее приоритетными направлениями определены:
— устойчивое и гарантированное обеспечение водой всех отраслей экономики в средней и долгосрочной перспективе, а также эффективное и рациональное использование вод, повышение их качества и безопасности через широкое внедрение принципов интегрированного управления всех поверхностных, подземных и возвратных вод;
— дальнейшее расширение масштаба использования водосберегающих технологий орошения и повышение эффективности использования воды, дальнейшее развитие системы государственной поддержки и стимулирования сельскохозяйственных производителей, внедривших водосберегающие методы и технологии и др.
В.НОВИКОВ
приоритетным является ПИТЬЕВОЕ водоснабжение. и никто не знает кто сколько пьет воду и какую: из подземных источников или поверхностных. Это разные ведомства. В законе "О воде и водопользовании (?)" (ВО ВСЕХ СТРАНАХ СНГ — использование воды регламентируется ВОДНЫМ КОДЕКСОМ этих стран) указаны 3 составляющие о воде и ее использовании: Государственный кадастр вод, Государственный мониторинг вод и Государственный учет вод. Кадастр и мониторинг регламентируется подзаконными актами (положениями) по их ведению как по подземным водам, так и по поверхностным. А ВОТ ПОДЗАКОННОГО АКТА — ПОЛОЖЕНИЯ ПО ВЕДЕНИЮ ГОСУДАРСТВЕННОГО УЧЕТА ВОД — попросту НЕТ! И никто не знает почему! А как можно вести бухгалтерию (Гоучет), не основанной на подзаконном акте? Поэтому и нет ее по существу. Сам закон о воде и водопользовании, в названии не отражает сути закона. Потому-что водопользование и водопотребление — это разные вещи. Одно подразумевает использование воды без изъятия из источника (реки, озера, подземные воды), а второе — с извлечением из источника. В первом случае это использование (водопользование) для целей ЭНЕРГЕТИКИ — ГЭС, вода проходит через турбины и опят сбрасывается в русло реки, другие такие случаи, например судоходство, рыбоводство. а все остальные случаи подразумевают извлечение воды из источника, как-то полив сельхозугодий, извлечение из подземных водоносных горизонтов (для питьевых целей, орошения пастбищ и сельхозугодий и насаждений, дренаж подтопленных территорий, минеральные источники). Большинство специалистов не понимают разницы в водопользовании и водопотреблении. БЕЗ ВОДНОГО КОДЕКСА (а он был в УзССР), без приведение законодательных актов в соответствие, без приведение ведомств к общему знаменателю, устранение их разобщенности, не возможно говорить о рациональном использовании водных ресурсов. ЭТО ОЧЕНЬ СЕРЬЕЗНАЯ ПРОБЛЕМА! И ТАМ НЕТ ЕДИНСТВА! А завтра будет поздно. Только 2 страны в мире удалены от мирового океана 2-мя границами государств: Узбекистан и Люксембург! Опреснение соленых морских вод — это перспективный источник пресной воды для большинства стран мира. а у нас таковой нет.
неутвержденные запасы, колодцы, водоводы — НЕ ЯВЛЯЮТСЯ ИСТОЧНИКАМИ ВОДОСНАБЖЕНИЯ. неутвержденными могут быть запасы ПОДЗЕМНЫХ ВОД, т.е. не прошедшие ГКЗ по запасам полезных ископаемых, а значит не имеющие питьевое значение по O'zDSt 950-2011 "Вода питьевая". колодцы — это техническое сооружение для извлечения (добычи) подземной воды для разных нужд, то же и водоводы — это по сути водопровод, трубопровод, а не источник воды, это средство доставки. К источникам воды относятся родники, озера, водохранилища, атмосферные осадки (снег, дождь). К сожалению источников вода, его ресурсов, становится все меньше и меньше, и увеличение водопотребления (вернее водопользования) для энергетики не может быть почти 2 раза, с 2 до 3,5 кубических. километров.