Заслуженный деятель искусств Узбекистана Эльдар Азимов – известный музыкант, дирижёр, педагог, создатель двух камерных оркестров – Узбекского радио и телевидения и «Туркистона». Им записано в золотой фонд радио около двухсот произведений и выпущено свыше тридцати дисков-гигантов, включающих сочинения композиторов различных стилей и эпох. Его вклад в развитие музыкального искусства Узбекистана в последнем тридцатилетии ХХ века и начале XXI-го трудно переоценить. Он сумел не только создать первый камерный оркестр в республике, но и вывести на новый уровень камерное исполнительство, заслужив широкое признание не только в Узбекистане, но и далеко за его пределами.
По первому же клику в Интернете появляется немало материалов об Эльдаре Азимове. Публикации о нем выделяются яркими заглавиями и весомыми формулировками, среди которых анонсы, заметки, творческие портреты, рецензии, интервью. Последние представляют отдельный интерес своими острыми и актуальными вопросами и не менее острыми и живыми ответами маэстро, которые носят разную окраску – философскую, социальную, личностно-эмоциональную.
Генезис личности Азимова – дарование, воспитание, образование в атмосфере Ташкентской консерватории – одного из ведущих музыкальных учебных заведений Узбекистана. Я знаю его свыше сорока лет, и мы провели с ним в откровенных беседах и интервью немало часов. Он целен и целеустремлен, умный собеседник и дипломат, спортсмен и философ. Стойкий, надежный и лояльный друг. Ему можно доверять. С ним легко говорить. Встречи с ним всегда приносят радость общения с человеком благородным и светлым. Он никогда не фальшивит – ни на сцене, ни в жизни, поэтому ему абсолютно чужды амбиции, и он предельно честно реализует то, что дала ему природа. Неиссякаемый на творческие идеи Азимов и сегодня строит планы, считая себя счастливым человеком. Вдобавок он обладает даром располагать к себе людей и вызывать чувство симпатии. Его называют «Колумбом» с дирижерской палочкой», «отцом камерных оркестров», «пилотом над океаном музыки», «крестным отцом» камерно-оркестровой музыки Средней Азии», «первопроходцем», давшим жизнь не одному десятку музыкальных произведений. А в прошлом году он стал еще и художественным руководителем Государственного академического Большого театра оперы и балета имени А.Навои, которому уделяет немало времени…
Этот год для Эльдара Азимова юбилейный, причем юбилейный вдвойне: сегодня маэстро отмечает свое семидесятипятилетие и двадцатипятилетие своего детища «Туркистон». Пять лет назад (к юбилею маэстро) был издан мой монографический опус «Эльдар Азимов. Дирижер с именем», в котором освещается как его путь, так и исполнительское творчество. И сегодня, в день очередного юбилея моего глубокоуважаемого коллеги, мне бы хотелось процитировать одну из глав этой книги, которую я назвала «Роман с «Туркистоном», зная, как этот коллектив дорог маэстро.
«Август 1994 года стал еще одной вехой в творческой биографии дирижера Эльдара Азимова. Он принимает смелое решение о создании нового коллектива. С этой инициативой дирижёр обращается к Народному артисту Узбекистана Фарруху Закирову, который на тот момент был директором и художественным руководителем творческого объединения «Туркистон», создать на его базе камерный оркестр. И он поддержал маэстро.
Вскоре Эльдар Азимов вновь собирает коллектив, в состав которого плавно перешли из предыдущего, скрипачи Аркадий Бабаянц, Марат Абдурахманов и Махкам Сапаров, обладающие большим опытом. Рядом с ними совсем молодые, только начинающие свой путь в профессиональном искусстве исполнители. И объединила их не только любовь к ансамблевому музицированию, но и подлинный энтузиазм.
Оркестру нового времени дали имя «Туркистон» и начали целенаправленно и самоотверженно трудиться. День за днем дирижер со своими единомышленниками работал над репертуаром, в который один за другим органично вошли композиторы-классики: И.С. Бах, А. Вивальди. В.Моцарт, К. Сен-Санс, П. Чайковский, Б. Бриттен, Д. Гершвин и другие, а также композиторы Центральной Азии – М.Ашрафи, Ф.Янов-Яновский, А.Латиф-Заде, М.Таджиев, М.Бафоев и другие. Под рукой мастера музыка начинала оживать, «дышать», наполняться энергией. Ежедневно оркестранты профессионально и одержимо занимались своим делом. А у Азимова между репетициями продолжалась непрерывная работа – анализировался ход минувших репетиционных занятий, подробно «просматривался» каждый их штрих, каждая деталь. На следующий день всё это становилось предметом дальнейшего кропотливого освоения. Работа над произведением не заканчивалась для дирижёра генеральным прогоном. Она имела дальнейшее продолжение дома, когда он тщательно, буквально по тактам исследовал весь текст сочинения. Порою некоторые детали исполнения не давали его покоя: мысли постоянно возвращались к ним. Так шла работа к первому официальному выступлению его детища.
А 8 февраля 1995 года в концертном зале «Туркистон» состоялась презентация нового азимовского коллектива, с которой и началась его официальная история. Свежо и убедительно звучала концертная программа, во время которой между исполнителями и слушателями мгновенно установилась атмосфера доверительности и единства чувственных переживаний. Успех концерта был бесспорным! И новый коллектив, продемонстрировавший высокую культуру инструментализма, был безоговорочно принят как профессионалами, так и любителями музыки.
«Наша задача – играть хорошую музыку на хорошем уровне, считает Эльдар Азимов. – Слушатели должны получать от наших концертов эстетическое удовольствие. Иной вопрос – кто становится слушателем? Ведь многие даже не подозревают, какого богатства они лишены. Моё глубокое убеждение, что музыкальную культуру нужно вначале прививать, потом учить отбирать, и уже только потом возникает любовь к тому, что мы называем подлинными художественными ценностями. Вспоминаю, как ещё с оркестром Гостелерадио мы ездили с концертами популярной классической музыки на угольные шахты. И вы бы видели, какие там были благодарные слушатели…».
Вскоре последовали концерт за концертом – и монографические («Бах», «Вивальди», «Моцарт», «Сен-Санс»), и смешанные (из произведений западноевропейской классики и опусов композиторов Узбекистана), и концерты классов педагогов, ставшие явлением в культурной жизни нашего города. Однако коллектив продолжает трудиться. Труд во имя музыки, во имя высокохудожественного результата, во имя своих слушателей становится их творческим кредо.
За двадцать пять лет существования «Туркистона» масштаб его деятельности и репертуара поражает. И поражает не только количеством, но и достижением художественных вершин, о которых сегодня идет добрая молва. Думаю, не случайно, с большой охотой в концертах коллектива участвуют как признанные мастера классической музыки, так и молодые и совсем еще юные исполнители: это Народный артист Узбекистана, великий музыкант-тамбурист Т. Алиматов, Заслуженные артисты Узбекистана трубач В. Веригин, кларнетист Б. Салихов, саксофонист Ю. Гульзаров, лауреаты международных конкурсов, фортепианный дуэт Ирина Железнова и Максим Железнов, пианисты И. Роянов, лауреаты международных конкурсов Г. Алимова, Э. Миркасымова, М. Гумаров, М. Файзиева, С. Гафурова, М. Максудов, И. Гульзарова, солисты Государственного Академического Большого театра оперы и балета имени А.Навои, лауреаты международных конкурсов Г. Азизова, Н. Султанов, Я. Багрянская, вокалисты Г. Ерошина, Г. Самыкова, ученики школы-интерната имени В.Успенского, лауреаты международных конкурсов Д. Халиков, Д. Назаров, Э. Котлыбулатова, Н. Алимаксумова, К. Гарипова, А. Сороколетова и многие, многие другие. Имена этих исполнителей хорошо знакомы ташкентцам.
Однако мне бы хотелось отметить, одну из существенных деталей азимовского оркестра, которая по-настоящему покоряет. Это дружественная атмосфера. Удивительная контактность Эльдара Сарваровича позволила создать в коллективе спокойную творческую атмосферу, которую я, признаться, до встречи с ним нигде не наблюдала. Безусловно, такие прекрасные контакты дают большие результаты. Такому трудно научить, это, скорее всего, дано от природы. И ещё. В коллективе Азимова, по-прежнему, царит присущая ему демократия. На репетициях он, как правило, ровен со всеми. Здесь нет противостояния между дирижёром и оркестрантами, здесь культивируется высокая этика отношений, и существует понятие – мы. И это для них главное.
«В камерном оркестре случайных людей не бывает, – говорит Эльдар Сарварович, – в таком коллективе они просто не задерживаются. Мы все единомышленники. В одном из интервью я сказал, что счастлив тем, что имею возможность заниматься любимым делом. А получать удовольствие от работы изо дня в день удаётся, согласитесь, далеко не всем. У нас нет профкома, нет месткома, все вопросы мы решаем творчески. И если у меня лично есть какие-то сомнения, я всегда обращаюсь к своим музыкантам. Когда кем-то руководишь, рождается чувство ответственности. Необходимы терпение, умение слышать других и не обращать внимания на мелочи. И всё это приходится воспитывать в себе каждый день. Дирижёр должен уметь встать на место музыканта и посмотреть на себя со стороны. Не мешает ли мой жест музыканту? Даёт ли он ему возможности проявить себя? В камерном оркестре идет почти ювелирная работа над ансамблем. А ансамблевая игра – это взаимодействие, совместный поиск. Как говорил Мухтар Ашрафи, «аплодисменты происходят от обеих рук».
Лично мне всегда встречи с Эльдаром Азимовым приносили радость общения с настоящим человеком, благородным и светлым. На память приходит один из концертных вечеров, когда концертный зал «Туркистон» опустел. Погасли его огни. Убраны были микрофоны и телекамеры. Разошлись артисты оркестра. Но Эльдара Азимова в тот вечер, как впрочем, и в другие концертные вечера, не покидала сосредоточенная напряженность. Музыка еще звучала в нем. Как-то непроизвольно завязался наш неторопливый разговор о прошедшем концерте, об искусстве, о том, что, по моим словам, на сцене и в жизни Э.Азимов никогда не фальшивит, ему чужды амбиции.
– Эльдар Сарварович, вы истово служите искусству, и в этом служении абсолютно не стремитесь «увековечить» себя.
– А зачем?! Главное для меня предельно честно реализовать то, что отпущено мне природой.
– Вы продирижировали большим количеством концертных программ. Только в этом сезоне показали большие монографические концерты, составленные из произведений И.С. Баха, А. Вивальди, К. Сен-Санса. Впереди еще немало выступлений… Вы стремитесь успеть, как можно больше воплотить классической музыки на концертной эстраде?
– Воплотить как можно совершеннее, чтобы помочь людям стать чище и добрее.
– Скажите, при составлении ваших репертуарных планов вы учитываете вкусы публики?
– Несомненно, ибо с большим уважением отношусь к слушателям. Каждый в зале должен почувствовать, что концерт состоялся для него. Самое высшее наслаждение для музыканта, когда его понимают. Показательный случай был со мной и моим коллективом в Кемерово, когда я дирижировал Двенадцатой симфонией Мирсадыка Таджиева. Было на том концерте много молодежи, которая слушала с благоговением, а потом ребята смотрели восхищенными глазами, говорили, как им понравилась эта музыка. Такая сложная музыка…
– Но вдохнуть в нотные звуки живую душу не так-то просто.
– В этом плане роль исполнителей чрезвычайно ответственна, ибо истинную суть, значимость музыки выявляет интерпретатор.
– Считаете ли вы, что у дирижера с его оркестром должны быть дружеские отношения? То есть не просто официальные?
– Я люблю, чтобы все было в меру. Для меня ровность отношений с коллективом это наиболее благоприятный источник для нормальной работы. Однако все мы живые люди и жизнь порой складывается так, что в оркестре оказываются друзья, бывшие уже друзьями и прежде, то есть до того, как они попали в оркестр. Естественно, это единичные случаи. Мне думается, было бы не верным выделять кого-то на глазах у всех, подчеркивать дружеские отношения, так как это мешает нормальной работе. Убежден, что у дирижера должны быть ровные и одинаковые отношения со всеми.
– Часто ли вы слушаете музыку, которую исполняете, или предпочитаете изучать партитуру?
– Вы знаете, наедине с партитурой я чувствую себя значительно уютнее.
– Можете ли вы обозначить ваше жизненное кредо?
– Я за добрые начала в жизни, в которой должна быть черта дозволенности. Главное – не переступить ее границы. Причем, это важно не только в жизни, но и в искусстве».
Этому кредо Эльдар Азимов и придерживается всю жизнь. Он, по-прежнему, ведёт свой оркестр, даёт ему направление, увлекает его, вдохновляет и вместе с ним преданно служит Её Величеству Музыке. Сегодня – День рождения Эльдара Сарваровича. С юбилеем, Мастро!
Инесса Гульзарова, музыковед.
Фото из архива автора.