За последнее время в СМИ и социальных сетях высказываются различные мнения и взгляды по наиболее актуальным вопросам, ожидающим своего решения в сфере гражданской авиации нашей страны. Руководство «Uzbekistan Airways» и «Uzbekistan Airports» регулярно следит за комментариями иностранных и местных экспертов по гражданской авиации.
Следует отметить, что в течении последних трех лет в области гражданской авиации страны, начаты масштабные реформы по либерализации авиационного рынка, расширению географии полетов, внедрению современных методов управления в сферу и доведению качества обслуживания пассажиров до уровня современных требований. Так в рамках реализации по развитию конкуренции, количество иностранных авиакомпаний, осуществляющих рейсы в республику увеличилось с 15 (2017 год) до 23 (2019 год).
В целях повышения качества обслуживания пассажиров и обеспечения безопасности полетов за последние несколько лет национальный авиапарк пополнился новыми современными лайнерами «Airbus» и «Boieng».
С привлечением экспертов Всемирного банка, завершена работа по распределению между независимыми предприятиям функций по авиаперевозкам и деятельности аэропортов на основе передового международного опыта.
Как известно, в октябре 2019 года проведена реорганизация НАК «Узбекистон хаво йуллари». Созданы независимые друг от друга компании «Uzbekistan Airways»и «Uzbekistan Airports».
В целях либерализации авиационного рынка и расширения географии полетов с октября 2019 года в аэропортах Карши, Нукус, Термез и Бухара был введен режим «Открытое небо» с применением «пятой свободы воздуха» («уже прошло целых три месяца»). Стоит отметить, что введение данного режима само по себе не является ключевым фактором немедленного увеличения количества иностранных рейсов и стремительного роста потока пассажиров.
В настоящее время в части организации рейсов в эти аэропорты ведутся переговоры с рядом иностранных авиакомпаний таких, как «Turkish airlines», «ISRAIR», «Garuda», «Аэрофлот», «ИрАэро», «S7», «Якутия», «SCAT» и др. Данные авиакомпании заявили о готовности начать полеты с марта месяца текущего года по направлениям в следующие города:
1. Москва
2. Санкт-Петербург
3. Новосибирск
4. Иркутск
5. Красноярск
6. Алматы
7. Нур-Султан
8. Актау
Также ведутся переговоры по организации полетов в Израиль и Турцию.
На сегодняшний день имеется ряд вопросов, связанных с инфраструктурой аэропортов, состоянием их взлетно-посадочных полос и пассажирских терминалов, стандартов обслуживания в аэропортах, требующих решения в ближайшем будущем. Ожидается, что указанные меры повысят привлекательность авиационного сектора нашей страны для иностранных авиаперевозчиков.
Запланировано осуществление ряда крупных проектов по улучшению состояния аэропортов. В частности, предусмотрено строительство нового пассажирского терминала и взлетно-посадочной полосы Международного аэропорта «Самарканд», что позволит увеличить пропускную способность аэропорта с 500 пассажиров до 1500 пассажиров в час. В результате оптимизации и реконструкции Международного аэропорта «Ташкент» с участием немецких специалистов пропускная способность аэропорта будет увеличена с 4 млн. до 7 млн. пассажиров в год. Строительство новой взлетно-посадочной полосы в Международном аэропорту «Термез» и реконструкция Международного аэропорта «Андижан» позволит также обеспечить возможность обслуживания всех типов воздушных судов и увеличить количество рейсов в 2-3 раза.
Для качественной реализации всех этих мероприятий на основе передового международного опыта привлечены эксперты Всемирного Банка, которые принимают непосредственное участие в разработке стратегии развития авиационной отрасли страны, направленной на либерализацию авиационного рынка и внедрение современных методов управления в этой сфере.