back to top
5.6 C
Узбекистан
Среда, 15 января, 2025

Особенности национального ритейла

Топ статей за 7 дней

Подпишитесь на нас

51,905ФанатыМне нравится
22,961ЧитателиЧитать
7,190ПодписчикиПодписаться
Особенности национального ритейла

Восточные базары остаются основными конкурентами торговых центров и супермаркетов на рынке розничной торговли Узбекистана. И, несмотря на то, что последние продолжают наращивать свою экспансию, дехканские рынки по ряду объективных причин сохранят свою нишу в этом сегменте ритейла, учитывая невысокий уровень доходов потенциальных покупателей и возрастающий поток иностранных туристов, которых всегда будет привлекать колорит восточных базаров.

За последние годы рынок розничной торговли в Узбекистане планомерно и неуклонно набирает обороты. Причем с каждым годом темпы роста этого сектора только увеличиваются. Если в 2017 году они составили с учетом девальвации национальной валюты 2,4 процента, а в 2018 году – 5,5 процента, то по итогам прошлого года – уже 7,9 процента. И это тенденция по всем признакам сохранится в ближайшие годы.

Основное влияние на эту впечатляющую динамику оказывают крупные торговые предприятия, которые ускорили за последние три года темпы роста розничного товарооборота в своем сегменте с 14,5 до 23,5 процента, а их доля в общем объеме розничной торговли республики увеличилась соответственно с 11,6 до 15,7 процента. Это в свою очередь отразилось не только на ежегодном увеличении объемов розничной торговли на душу населения, но и самой динамике роста до 5,9 процента по итогам прошлого года с 0,7 процента – двумя годами ранее.

Да, безусловно, население все чаще и чаще стало приобретать необходимые товары в крупных торговых предприятиях, таких как супермаркеты, гипермаркеты и торговые центры, что ясно продемонстрировали вышеуказанные цифры. Это обусловлено широким ассортиментом представленных в них товаров и соответственно более качественным выбором, экономией времени и денежных трат. Как минимум, по мнению самих покупателей.

В тоже время рынок крупных розничных сетей республики, по оценке маркетологов, освоен не более чем на половину, а в регионах еще того меньше. Так, на сегодняшний день в Узбекистане число, например, супермаркетов, составляет около 100 единиц, из которых подавляющее большинство сосредоточено в столице. Это и понятно. Концентрация жителей в столице с достаточно высоким уровнем доходов намного превышает другие регионы, где основную конкуренцию крупным торговым площадкам составляют дехканские базары с более низкими ценами.

Но возвращаясь к потенциалу дальнейшего развития рынка розничной торговли, отметим, что компания Anglesey Food, контролирующее одну из крупнейших сетей супермаркетов – korzinka.uz для расширения своего бизнеса смогла привлечь ресурсы Европейского банка реконструкции и развития. Этот международный финансовый институт инвестирует в Anglesey Food 40 миллиона долларов, которые пойдут, в том числе на поддержку программы расширения сети с текущих 50 до 140 супермаркетов к 2025 году. А такие авторитетные организации никогда не вложат деньги в сомнительные проекты.

Помимо этого на рынок ритейла Узбекистана выходит французский оператор розничной сети Carrefour SA, контролирующий по всему миру более 15 тысяч крупных и более мелких торговых точек. Соглашение с узбекистанской Akfa Group об открытии сети супер- и гипермаркетов международного бренда Carrefour. было подписано в конце октября 2019 года. На первом этапе планируется открыть семь магазинов, в том числе три супермаркета и один гипермаркет в 2020 году и два супермаркета и один гипермаркет в 2021 году.

Довольно интересными были комментарии в местных СМИ по этому поводу представителей двух крупнейших сетей супермаркетов Узбекистана и Антимонопольного комитета страны. В частности, управляющий сетью Makro Роман Сайфулин назвал приход Carrefour позитивным сигналом и говорит о том, что рынок развивается и готов принять международных игроков.

«Любая здоровая конкуренция всегда дает только положительные импульсы для всех конкурентов, а в особенности для итоговых потребителей», — отметил Роман Сайфулин. Но, по его мнению, открытие Carrefour, скорее всего, не повлияет на цены, поскольку новый оператор, как и любой другой игрок, «будет адаптироваться под покупательскую способность населения».

Ему вторил и основатель сети korzinka.uz Зафар Хашимов. По его словам, приход французского оператора означает, что розничный рынок страны созрел для того, чтобы вызывать интерес международных игроков такого класса. Все это расширит саму базу современной торговли и базу её клиентов. От происходящего выиграют все участники рынка.

«Появление различных брендов и форматов служит развитию всего рынка и каждого его участника, и особенно это хорошо для потребителей. Уверен, будет много всего, что мы узнаем и чему научимся у Carrefour. Будут, конечно, и те особенности, которые Carrefour придется узнать о нас и о нашем рынке», — отметил он.

Первый заместитель председателя Антимонопольного комитета Бобур Каримов сказал тогда, что приход такого крупного игрока послужит сигналом для новых инвесторов, которые присматриваются к 30-миллионому рынку Узбекистана. Но, по его мнению цены под влиянием конкуренции не будут снижены значительно, так как рынок сетевой розничной торговли в Узбекистане нуждается в установление определенных правил.

«К сожалению, в настоящее время не приняты правила, регулирующие вопросы взаимоотношений между поставщиками товаров и сетями розничной торговли, что приводит к злоупотреблению так называемым „превосходным“ положением со стороны сетей. Например, существует практика дискриминации при доступе на полки супермаркетов, а непрозрачная система входа на полки поставщиков порождает дополнительные расходы для поставщиков, что в конечном итоге сказывается на ценах», — отметил Бобур Каримов.

Помимо этого комитет получает жалобы от поставщиков по вопросу возврата со стороны супермаркетов скоропортящихся продуктов, хотя во многих развитых экономиках мира этот риск потери возлагается на сети розничной торговли. добавил он.

Здесь сразу хочется вспомнить слова Зафара Хошимова о том, что новому игроку в лице Carrefour и сети korzinka.uz будет чему поучиться друг и друга. Только остается открытым вопрос: кто окажет наиболее сильное влияние? Местные ритейлеры научаться соблюдать цивилизованные правила взаимоотношения с поставщиками или французскому оператору придется подстроиться под особенности местного рынка розничной торговли? Третьего варианта – каждый останется при своих – не дано. Ведь в таком случае поставщики все больше будут предпочитать иметь дело с Carrefour , что негативно отразиться на оборотах местных торговых предприятиях и приведет к значительной экспансии нового игрока.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь

Последние новости

ФАО обучает ветеринаров Узбекистана по эпидемиологическому контролю и оценке рисков для здоровья животных

Продовольственная и сельскохозяйственная организация Объединенных Наций (FAO) в рамках проекта «Укрепление потенциала в области охраны здоровья животных, "Единого здоровья"...

Больше похожих статей