back to top
8.9 C
Узбекистан
Среда, 27 ноября, 2024

35 лет Ташкентской телебашне

Топ статей за 7 дней

Подпишитесь на нас

51,905ФанатыМне нравится
22,961ЧитателиЧитать
7,060ПодписчикиПодписаться
35 лет Ташкентской телебашне

Знаете, самое высокое сооружение нашего города – телевизионная вышка высотой 372 метра, она была воздвигнута 35 лет тому назад, на берегу канала «Анхор». Каждое сооружение большое или маленькое имеет свою историю появления, возведения и служения людям. О всех этих вехах вспоминает в своей книге «Смысл жизни» мой отец возглавлявший в те времена мэрию Ташкента Вахид Ахунович Казимов.

В.А.Казимов: « В 70-е годы в Москву приезжал президент Ирака Карим Косим и попросил руководство СССР рассмотреть вопрос строительства телевизионной башни для своей страны. Однако президент Ирака неожиданно скончался, и в связи с этим реализация этой идеи была приостановлена. Спроектированный и подготовленный макет телебашни был выставлен на ВДНХ СССР. Некоторое время спустя первый секретарь ЦК КП Узбекистана Шараф Рашидович Рашидов и министр связи республики Д. Мангельдин были в Москве, посетили ВДНХ. Увидев поразившее их своей инженерной и архитектурной красотой макет телебашни попросили отдать им , с надеждой возведения её в столице Узбекистана. Шараф Рашидович пользовался большим авторитетом у руководства в Москве, и благодаря этому он добился решения о строительстве этой телебашни в Ташкенте. Был готов и сам проект строительства телебашни. Теперь перед нами ребром стояло два вопроса: строительство линии метро и телевизионной башни в Ташкенте.

Взяв макет, мы с Мангельдиным отправились в Москву. Был такой первый заместитель председателя Госплана СССР Исаев. Он категорически выступил против строительства. Тогда, по просьбе Шарафа Рашидовича, нас принял Председатель Совета Министров СССР А.Н. Косыгин. Он с ходу спросил нас: «Вам нужно метро или телебашня? Ведь для строительства каждого из этих объектов нужно три тысячи тонн легированной стали, металла…» Потом, немного поостыв, задумчиво сказал: «Ну ладно подумаем…».

Со временем строительство линии метро набрало оборот, и на повестке дня стал актуальным вопрос возведения телебашни. Политбюро ЦК КПСС, с трудом дало согласие на строительство телебашни и тем самым уникальное инженерное сооружение, которое должно было бы украсить столицу Ирака город Багдад, оказалось в Ташкенте. В 1973 году в генплане развития города было определено сегодняшнее место расположение телевышки, выделены финансы на строительство. По поручению правительства проект подготовили специалисты ленинградского объединения «Стальмонтаж». Место под строительство выбрали подальше от центра города, но с таким расчётом, чтобы телебашню и в будущем было хорошо видно со всех точек.

Для строительства телебашни необходимо было 3–4 тысячи тонн металла. В те годы с металлом была большая проблема. Разрешение на возведение телебашни было выдано исключительно в знак уважения к Шарафу Рашидовичу. Разрешение на строительство зафиксировали в специальном постановлении правительства СССР, средства на строительство получили через Министерство связи бывшего СССР. Однако тогда не было организации, имеющей металл, возможность собрать из него металлоконструкции и осуществить монтаж такого сооружения. Этот вопрос был большой проблемой. Одну из ленинградских организаций обязали изготовить и возвести башню, но она всячески уклонялась от выполнения этого заказа под предлогом загруженности работой.

35 лет Ташкентской телебашне

Заседание штаба строительства телевышки. Справа первый У.Я.Ибрагимов-председатель телерадио компании Узбекистана. Второй справа Казимов В.А. — Председатель Ташгорисполкома

В этот период я отправился в Москву на учёбу в Академию общественных наук (как обычно здесь учились руководители различных рангов). Там я познакомился и подружился с председателем горисполкома города Челябинска. Я рассказал ему о нашем плане строительства телебашни, посетовал, что работа по её возведению остановилась из-за отсутствия организации, которая смогла бы изготовить нам эти конструкции. Он предложил мне после окончания учёбы приехать в Челябинск, где есть большой завод по изготовлению металлоконструкций, с руководством которого он пообещал переговорить. Вернувшись в Узбекистан, я доложил руководству о его предложении. Министром связи республики в те годы был Т.М.Тохтаев. Шараф ака пригласил его и рекомендовал поехать вместе со мной в Челябинск, куда мы выехали группой из четырёх человека под моим руководством.

Председатель горисполкома встретил нас хорошо, и предупредил, что уже заранее переговорил с первым секретарём Челябинского обкома партии Н.В.Сухариковым. Встретились, я передал приветы от Шарафа Рашидовича. Как оказалось, он хорошо знал Узбекистан, многих наших руководителей, много добрых слов сказал о Шарафе Рашидовиче. Он с горечью говорил о своих проблемах, что в колхозах области не осталось земледельцев, рабочие заводов и фабрик сами сеют, сами же убирают урожай и сдают его государству. Мы тоже, в свою очередь, поделились с ним своими проблемами. Я попросил его подыскать нам завод, который помог бы нам в строительстве телевышки. Он сразу же позвонил директору Челябинского завода металлоконструкций и спросил о его возможностях. Директор завода сослался на большое количество заказов и в связи с этим не имел возможности помочь. Через некоторое время секретарь обкома предложил мне поехать на завод, а директору завода ждать нашего приезда.

Это был большой завод, раскинувшийся примерно на территории 30 гектаров. Мы как будто понравились директору завода, и он посоветовал нам встретиться с начальником одного из цехов, которого он заранее предупредит о нас. Пообщайтесь с ним в обеденный перерыв, расскажите о землетрясении, восстановлении Ташкента и попросите помочь вам, посоветовал директор завода. Пришли мы в цех. Здесь работало около 500 рабочих. Время было обеденное. Собравшимся рабочим мы рассказали о цели визита и попросили о помощи. Нас внимательно выслушали.

Один из молодых рабочих сказал, давайте поможем Ташкенту, всего 3 тысячи тонн, оказывается, как-нибудь сверхурочно осилим. Я радостно рассмеялся и пообещал поставлять им дары солнечных полей и садов Узбекистана. Позже мы вагонами отправляли на завод дыни, арбузы, виноград.

Заводчане активно приступили к выполнению нашего заказа. Я не раз приезжал к ним, интересовался, как продвигается дело. К концу года конструкции телебашни были готовы, и рабочие начали собирать их в блоки. Постепенно на месте строительства начались монтажные работы. Из Ленинграда прибыли мастера по спецмонтажу и выполнили одну часть работы, другую часть выполнили наши монтажники, а третью – специалисты из Челябинска.

Стройка была уникальной, никто из нас никогда не сталкивался с возведением высотного сооружения в зоне высокой сейсмичности. Ташкентцы помнят землетрясение 1966 года. На площадке строительства возникало много проблем, споров, которые рассматривались и решались на заседаниях штаба строительства. Сначала подняли башню на сто метров, затем мы отмечали двухсот метровую отметку, и наконец на высоте 372 метров собрали последние блоки.

Что касается вопроса выбора места для строительства телебашни, то во-первых, это место было одним из семи высоких холмов Ташкента. Во-вторых, там был расположен зелёный парк культуры и отдыха «Победа», с красивым озером. Тут же протекал канал «Анхор». Это было излюбленным местом отдыха горожан. С одной стороны, массив Юнусабад, рядом с местом возведения вышки соседствовал центр города Ташкента, справа Сабир Рахимовский район, планировалось строительство Юнусабадской линии метро. В общем, это место нашли подходящим, и здесь же планировалось строительство нового телецентра. Наконец, 372 метровая телевышка была завершена.

На верхушке телебашни закрепили огромный государственный флаг. Конечно, об этом надо сказать, что были и трагические случаи. Несколько рабочих монтажников сорвались с высоты и погибли. Вертолёт со съёмочной группой зацепил монтажные тросы и упал на берег канала Бозсу. Тогда такие случаи в прессе не освещались.

Под этим предлогом и в связи с появлением такого высокого сооружения мы договорились с руководством авиазавода имени «Чкалова», и военными о прекращении полётов авиации над городом. Ведь раньше новые громадные самолёты авиационного завода пролетали над самым центром города. Самолётостроители и военные выдвинули предложения, и мы согласовали полёты самолётов по окраинам столицы. Благодаря этому небо над Ташкентом стало тише.

Возведение телебашни было завершено в течении трёх лет. Были установлены все имеющиеся в Ташкенте метеорологические измерительные приборы, телефонные антенны, радио, телепередатчики, приёмники разных сигналов, современный скоростной лифт. Кроме того было смотировано оборудование вращающейся смотровой площадки и ресторана «Седьмое небо».

На открытие телевышки пригласили друзей из Челябинска, приехали монтажники из Ленинграда, радио, теле инженеры из Москвы. Лучших из монтажников, строителей наградили памятными подарками. Вот так в столице Узбекистана появилось уникальное техническое чудо».

Э.В.КАЗИМОВ

8 КОММЕНТАРИИ

  1. Светлая память Шарафу Рашидовичу, Вахиду Ахуновичу и благодарность за прекрасный результат, в виде Ташкенской телебашни, которая радует своим величием ташкенцев и гостей столицы. Огромная работа и коллосальный труд были вложены в реализацию такого масштабного проекта. Благодарность всем кто участвовал в созидании телевышки.( Светлая память погибшим..это горько осознавать…)

    Я очень люблю это место, посещаю, любуюсь видами Ташкента с высоты птичьего полёта. Время, там наверху, пролетает незаметно.

    • Александр, здравствуйте!
      Я руководил всеми монтажниками-верхолазами и участвовал в монтаже м/к, начиная от приемки анкерных болтов на фундаментах башни (с 03.01.1980 до поднятия флага на башне в январе 1985 г. Знаю абсолютно всё про её монтаж и все события, которые происходили на объекте и вне его, даже то как шло негласное соревнование с параллельным строительством телебашни в Алма-Ате.
      Мне интересно знать фамилию Вашего отца. Если можете, сообщите.
      Бывший начальник участка №5 Монтажного Управления № 26 (г. Ленинград) треста «Спецстальконструкция», главный инженер и руководитель проекта на объекте строительства Ташкентской телебашни, Янченко Борис Константинович.

      • Добрый день Борис Константинович! Мой папа тоже участвовал в строительстве телебашни. Только он был крановщиком, но так же был монтажник-высотник, звали его Михаил. Может вы его помните?

  2. Есть планшет строителей с фотографиями, некоторые обведены- те, которые погибли во время строительства, отец со слезами рассказывал про эти события

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь

Последние новости

Человеческое достоинство и конституционные гарантии их реализации

Согласно Конституции Республики Узбекистан каждый гражданин имеет право на защиту от посягательств на его честь и достоинство, репутацию, вмешательства...

Больше похожих статей