Убеждён, что большинство наших уважаемых читателей даже не слышали её имя. А на Западе она известна, как автор опер, инструментальной музыки, исполняемой на фестивалях: Wien Modern Festival (Вена), Philharmonische-Akademie-Konzerte ( Гамбург), Young Euro Classics ( Берлин),Kasseler Musiktage, Audi Vorpsrung (Мюнхен), Aspekte( Зальцбург), Randfestspiele, Klangwerkstatt (Берлин), Nuova Musica (Тревизо), Sound Source (Лондон), Театраформ (Ганновер).
Она плодотворно работает с дирижерами: Кент Нагано, Омер Меир Веллбер, Джонатан Стокхаммер, Владимир Юровский, Макс Ренне, Элиас Гранди, Рюдигер Бон, Мануэль Наври, Мигель Перес Инеста, Йонас Янулевичюс, Йоханнес Х. Шахтнер, Джозеф Бастиан, Дэвид Коулман. Как исполнительница она сотрудничала с такими отмеченными наградами солистами, как Симоне Рубино (ударные), Джулиан Штекель (виолончель), Юрий Ревич (скрипка), Томас Гульд (скрипка), Наталья Пшеничникова (сопрано), Константин Манаев (виолончель), Матиас Бауэр (контрабас) и другими.
Ее творчество освещает различные стороны Новой музыки — и нетрадиционные инструментальные техники, и эксперименты с элементами музыкального театра со сложными структурными, ритмическими компонентами (Ein Brief, Silberklang, опера Alles über Sally), или под влиянием выразительной драматургии мастеров романтизма в оратории для хора и оркестра по Цветаевой и в Концерте для виолончели, но в то же время умело использует изображение элегантных стилистических текстур музыки нео-барокко (Вариация, CPE Bach Cadences, Соната для Джузеппе Тартини).
Кто же эта бесспорно талантливая женщина, получившая заслуженное признание среди музыкантов и меломанов многих европейских стран? Конечно же, ничего случайного. Азиза Садыкова родилась в семье известного узбекского композитора – Талибжана Садыкова — одного из основателей узбекской оперы и симфонической музыки, который сотрудничал с Рейнгольдом Глиэром, вершиной чего стала написанная в 1940 году опера «Лейли и Мажнун». Среди наследников Талибжона Садыкова было несколько известных музыкантов и вокалистов, к сожалению, не всегда реализовавших своё дарование. Так, как это ни странно, её родная тётя Феруза Садыкова, солистка театра им. Навои вынуждена была покинуть сцену по требованию своего мужа Рустама Алимова, возглавлявшего в то время отдел культуры Совета Министров Узбекистана.
Особая атмосфера и творческая атмосфера, царившая в доме Садыковых, формировали её и как музыканта, и как личность. Немаловажное значение имела и её учёба в специализированной музыкальной школе-интернате имени Успенского, где она познала творчество Баха, Моцарта,Грига, Рахманинова и бесконечно любимого Шопена. Начинала учёбу она как пианистка и музыковед, но затем решила специализироваться как композитор, чему способствовал прежде всего Дмитрий Янов-Яновский. Не случайно, она стала создавать сочинения в стиле актуальной музыки авангарда, хотя использовала классическую поэзию Омара Хайама и Хафиза.
Но, сказывалась гены — главным путеводителем для неё всегда была узбекская фольклорная музыка, воспроизведённая в другом сонорном звукосочетании с мистическими полутонами и обертонами. Именно в этот период танбур/сато стал одним из любимых узбекских инструментов. В консерватории совместно с Таиром Кузиевым, они создавали интересные звуковые композиции в сочетании с европейскими инструментами. Сочинения Азизы зазвучали на международном фестивале современной музыки «Ильхом XX». Ей было всего 18 лет, но талант был замечен самим Марком Вайлем, который пригласил написать музыку к произведению Абдуллы Кадыри в спектакле «Белый Белый Чёрный Аист», гастролировавший затем в Лондоне, Ганновере, Москве.
Прервав обучение в Ташкентской консерватории, Азиза по направлению Фонда «Умид» продолжила образование по классу композиции и концертного органа на степень бакалавра в Королевской Бирмингемской консерватории в Великобритании. Магистратуру она окончила уже в Лондонской Консерватории Тринити. Учеба была весьма плодотворной, она как органистка ездила на мастер-классы и концерты в Париже, где играла в Соборе Нотр-Дам, Соборе Святого Сульпиция, Святого Евстафия и Базилике Святой Клотильды. А как композитор она была замечена такими ее кумирами, как Арво Пярт, Стив Райх, Джордж Крамб, Губайдулина. Сотрудничала с английскими ансамблями, например, с Бритен Синфония и Лондонской Синфониетой.
Талант, как правило, многогранен. Во всяком случае, У Азизы Садыковой раскрылось ещё и дарование художника. Впечатлённая картинами Сергея Алибекова, она вдохновилась узбекской народной тематикой, равно как и нашими национальными красочными костюмами, музыкальными инструментами, в целом – философским мистицизмом Востока, Исламом и Суфизмом. Это воплотилось в картинах «Мальчик с гранатом», «Пери», «Птицелов», написанных маслом или китайской тушью. Но, человек ищущий и неравнодушный, она не замыкается только восточными настроениями — её влекут, к примеру, тексты Хармса и Кафки, что позволило органично сочетать фигуративное с абстракцией. Прошедшие две выставки в Берлине прославили узбекского художника — её работы приобрели коллекционеры в Лондоне, Берлине, Париже, Вашингтоне и Тбилиси. Азиза мечтает показать свои работы и в Ташкенте, во всяком случае в период недавнего пребывания на Родине она обсуждала эту идею с Ташкентской Галереей Изобразительного Искусства.
Но вернёмся к музыке. В 2017 году Джулиан Штекель дал премьеру виолончельного концерта Азизы Садыковой с филармоническим оркестром Гейдельберг под руководством Элиаса Гранди. Концерт для ударных Lichtscherben в исполнении звездного перкуссиониста Симона Рубино получил большое признание в Бетховенсхалле в Штутгарте с оркестром SWR и теперь является частью его репертуара. Азиза полна идей и замыслов на 2020 год.
Она получила несколько высоких наград и поощрений. Би-би-си выбрала А.Садыкову для телевизионного документального фильма «100 женщин». Ее работы были показаны на BBC Radio, Немецком радио Kultur, Rundfunk Berlin, телеканале «Культура» на российском ТВ, MDR Figaro Dresden, SWR2.
В одном из свежих оркестровых сочинений «Зеркальный контрапункт», прозвучавшем этим летом на Бахфест и в фестивальном турне известной скрипачки Хилари Хан и дирижера Омера Вельбера, Садыкова осуществила идею, где фуга Баха вкрапливается в «наше» современное сонорное пространство. В октябре в главном концертном зале Германии – Эльбской Филармонии прошла волнительная премьера её сочинения, связанного с текстом письма Бетховена к «неизвестной возлюбленной».
В целом 2019 год был значимым для неё как композитора и художника. Начался он с премьеры концерта “Осколки света» для перкуссиониста и большого оркестра с виртуозом Симоне Рубино и Штутгартским радио-симфоническим оркестром в Бетховен холле. Затем была премьера на Бахфест в Лейпциге с Бременской филармонией и авторский концерт в Брюсселе с ансамблем Фракталес. Был создан видеоклип на пьесу «Нагорача»(на базе узбекских мелодий) с выдающимся виртуозом Константином Манаевым. Прошли премьеры во Франкфурте и городах Рейна и запись на диск в радио студии Хесише Рундфунк, сотрудничество с британским дирижёром Джулз Гэйл с оркестровым сочинением памяти Гумилева в Моцартеум Зальцбурге и в Москве. Закончился год крупным проектом с Государственной оперой Пекина, где прозвучала её опера Ринг (Кольцо Нибелунгов), своего рода новый взгляд на Вагнера.
А новый, 2020 год был ознаменован участием в Международной конференции «Умидовцев», которые в начале 90-х прошлого столетия были направлены на учёбу в престижные вузы западных стран. Мы случайно встретились на Форуме в Национальной кинокомпании Узбекистана. Её подвёл ко мне Эльжон Аббасов (сын Шухрата-аки), а она с благодарностью напомнила мне, что когда-то я опубликовал статью о наших студентах, направленных за рубеж. Мы условились встретиться, чтобы узнать о её судьбе и дальнейших планах. Признаюсь, я боялся обнаружить в ней снобистки настроенного баловня западных поклонников, но оказалось, что более всего она мечтает поработать во благо своей Родины Узбекистана.
— Только в каком качестве меня примут в Ташкенте? Это далеко не праздный вопрос, потому что быть простым музыкантом я бы не хотела, а возглавить какое-либо филармоническое, либо учебное заведение мне было бы интересно. Это было бы моим скромным вкладом в реализацию выдвинутой уважаемым Президентом Ш.М.Мирзиёевым идеей вернуть способных узбекистанцев, волею судьбы оказавшихся за рубежами нашей республики, для практического способствования духовного и экономического развития Узбекистана. Я готова, дело теперь за теми, кто решает судьбы нашей древней и богатой талантами культуры – сказала на прощание Азиза Садыкова.
Конечно, я был рад такой патриотической готовности большого мастера.
Ало Ходжаев.
Ну всё, теперь народ Узбекистана прозрел и горько сожалеет, что не слушал всех этих… ну вот тех — этих, про которых там всё написано…
Принц Датский, ты диванный критик! А чем ты похвастаешься?! Достал уже со своей критикой! Сделай уже что-нибудь полезное!
Назначте Азизу Содикову зам министром культуру, куррующим музыкальные симфонический оркестр, школы Успенского и Глиэра, консерваторию. Продвижению молодых и талантливых молодых людей.