back to top
11.5 C
Узбекистан
Вторник, 26 ноября, 2024

К вопросу о зеленой кроне и охранном законодательстве

Топ статей за 7 дней

Подпишитесь на нас

51,905ФанатыМне нравится
22,961ЧитателиЧитать
7,060ПодписчикиПодписаться

Практически каждая рубка чинар на улицах и в общих дворах воспринимается как браконьерская. Как защищает законодательство Узбекистана зеленую крону? Рассмотрим на примере недавнего резонансного случая.

К вопросу о зеленой кроне и охранном законодательстве

Итак, Чиланзар

Этот жилой массив Ташкента – сам, как город. Строительство началось в шестидесятые. Землетрясение 1966 года только ускорило темпы застройки. Его просторные дворы засажены чинарами, ясенями, дубами, айлантами. Хотя дома, в основном, панельные, благодаря лесопаркам это райское место.

Санитарная рубка (терминов «обрезка» и «формовка» в законодательстве нет) здесь проводится время от времени, чтобы убрать сухие ветки, а высохшие и гнилые деревья спилить под корень. Поскольку деревья в последние годы не поливаются, арычная сеть не действует, а служба химической защиты растений при городском хокимияте ликвидирована, то деревья ослаблены и подвержены болезням. Тому же способствуют управления благоустройства, которые режут стволовые ветки и стволы, не обрабатывая срезы варом и стимулируя насекомых-вредителей.

К этим напастям добавилась браконьерская охота, особенно, за ценной твердопородной древесиной. В 2019 году в Ташкенте сотрудники городского управления по экологии и охране окружающей среде зафиксировали полтораста случаев браконьерства. К нарушителям приняты меры.

Жителями практически каждая рубка деревьев ценных пород на улицах или в общих дворах воспринимается как браконьерская. Что убирается в соответствии с законодательством и во благо, а что вопреки, рассмотрим на примере резонансного ЧП 28 ноября на 11 квартале Чиланзара.

Товарищество частных собственников жилья «Хилола-сервис» обслуживает полтора десятка домов. Два года назад управлением благоустройства Учтепинского района на 11 квартале Чиланзара уже проводилась масштабная санитарная рубка.

Спустя два года потребовалось подрезать ветки деревьев, чтобы открыть видеокамеры и обезопасить электросеть вдоль тротуаров. Таких деревьев ТЧСЖ «Хилола-сервис» насчитало сто. Как получить разрешение? Читаем постановления Кабинета Министров, касающиеся использования растительного мира и регламентирующие рубки в городах. Назовем номера: №№ 290, 255, 43.

По Регламенту

Сначала откроем Постановление Кабинета Министров № 290 «Об урегулировании использования биологических ресурсов и о порядке похождения разрешительных процедур в сфере природопользования» (см. http://lex.uz/docs/2485767). Принято в 2014 году. Действует свыше пяти лет. Растительному миру посвящено Приложение 1. Обратим внимание на то, что в нем предусмотрено ведение реестра разрешений на рубку деревьев (пункты 66, 67, 68) и обнуление всех выданных разрешений 31 декабря (пункт 21).

В этом же утвержденном Кабмином Приложении 1 приводится ряд типовых бланков, и в том числе типовой бланк разрешения хокимията на рубку деревьев. В нем должны быть обозначены номер, дата, тип работ, точное места рубки, породы деревьев, диаметры, если они из природы изымаются, а еще срок выполнения. Бланк подписывает заместитель районного хокима. Подпись заверяет печатью. В таком виде документ является разрешением.

К вопросу о зеленой кроне и охранном законодательстве

Пошаговый «Регламент оказания государственных услуг по выдаче разрешения на рубку деревьев и кустарников, не входящих в государственный лесной фонд», утвержден Постановлением Кабинета Министров № 255 от 31.3.2018г. (см. http://lex.uz/docs/3646584) Действия от подачи до получения разрешения расписаны и в тексте Регламента, и в пошаговой таблице.

Обращаем внимание на пункт 3: «Рубка деревьев и кустарников, не входящих в государственный лесной фонд, без получения разрешения запрещается».

Точное толкование слова «рубка» дано в Постановлении Кабинета Министров «О порядке посадки, ухода, рубки и инвентаризации деревьев и кустарников на землях, не входящих в государственный лесной фонд» № 43 от 17.1.2019г. (см. http://lex.uz/ru/docs/4167936). В пункте 3 дается определение терминов, в том числе и санитарной рубки. Обрезка поврежденных и сухих веток тоже входит в это понятие.

Шаг за шагом по листве

Осень, листва опадает. Как действовать ТЧСЖ? За всеми процедурами пошагово мы проследуем вслед за «Хилола сервис». У заявителя (юридического и физическое лица) есть выбор — подать заявку онлайн или обратившись непосредственно в Единый центр государственных услуг.

К вопросу о зеленой кроне и охранном законодательстве

В любом случае необходимо оплатить госуслугу. За нее, если заявка оформляется онлайн, платить немного дешевле сбора в размере 30 процентов от минимального размера заработной платы. На дисплее в Едином центре указано госпошлина – 66,9 тысячи сум, оплата услуги — 14,1 тыс сум.

К вопросу о зеленой кроне и охранном законодательстве

На этом этапе все по регламенту. Исполнительный директор и бухгалтер ТЧСЖ оплачивают взнос, оператор оформляет заявочную анкету под диктовку. В ней указывает цель: рубка сухих и сгнивших деревьев и обрезка веток у остальных вокруг домов. Заявитель подтверждает документ своей электронно-цифровой подписью. Больше ничего платить не требуется, если сухие-больные.

Такова общая практика: центры государственных услуг в течение одного часа с момента заполнения анкеты направляют заявки в электронном виде в хокимияты районов и органы Госкомэкологии. Согласно регламенту, какие части деревьев и кустарников необходимо обрубить, определят территориальные органы Госкомэкологии в течение пяти рабочих дней со дня поступления анкеты.

Заявка от «Хилола сервис» подана 18 октября. Инспектор из Управления по экологии и охране окружающей среды Ташкента пришел на территорию, судя по составленному им акту и подписанному председателем ТЧСЖ, исполнительным директором и представителем округа 22 октября. Как определял сухостой? Все же осень, деревья сбрасывают листву. Есть листва – дерево живое. Если опала – поди догадайся. Даже профессиональных лесоводов отсутствие листвы поставит в тупик. Им потребуется специальный инструмент. А если инспектор не лесовод и без инструмента… Четыре дерева определил на срез под корень. Сотрудники ТЧСЖ подписывают акт: «Мы не лесоводы. Доверяем»

Жители ни сном, ни духом. Они обожают лесопарк под окнами.

Далее по регламенту экологи оформляют согласование, отправляют в электронном виде в хокимият Учтепинского района, а также в Центр государственных услуг района. Хокимият выдает разрешение. Этот документ и привезли на место событий экологи, когда жители забили тревогу. «Четыре дерева рубятся под корень согласно разрешению замхокима». Изучим документ с печатями, который предъявили экологи.

К вопросу о зеленой кроне и охранном законодательстве

Названы четыре дерева без расположения. В качестве координат места их рубки перечислены 11 домов, а это целый жилой массив. Не указаны диаметры гнилых и сухих деревьев, предназначенных для рубки. Указан срок действия разрешения 20 ноября — 29 января 2020 года. Ну и еще немаловажная деталь: подписи замхокима нет.

На основании этого «разрешения» (возьмем в кавычки, так как документ не соответствует требованиям законодательства) приезжает бригада управления благоустройства района. Заявителей — то есть администрацию ТЧСЖ – на поляну не приглашает. Инспектора, определявшего мертвые деревья, тоже нет. Бригада рубит. Жители звонят во все колокола. Приезжают три эколога, привозят с собой документы, в том числе и вышеупомянутое «разрешение». Никаких нарушений в происходящем не усматривают. Стволов двух дубов и айланта на месте событий уже нет. Разрезанный ствол чинары беспрепятственно загружается в грузовик и увозится.

Зачем законодатели предусмотрели реестр и инвентаризацию

Реестр – это информация в открытом доступе онлайн: что, где, почему и когда. Пусть горожане знают и проявляют гражданскую активность.

Напомним, ведение реестра выданных разрешений предусмотрено Постановлением Кабинета Министров № 290 еще в 2014 году. Цитируем пункт 66: «Уполномоченные органы ведут реестры выданных разрешений и размещают их на своих официальных веб-сайтах». Почему не ведут? От районных хокимиятов ждать не приходится. Логично, что этим должно заниматься городское управление по экологии и охране окружающей среды, куда в электронной форме стекаются все заявки и откуда в электронной форме рассылаются разрешения экологов в виде согласований. В компьютерную эпоху достаточно одного клика, чтобы выполнить пункт 68: «Информация, содержащаяся в реестрах выданных разрешений, является открытой для ознакомления с ней юридических и физических лиц».

Что мешает? Управление по экологии не хочет признавать себя уполномоченным органом. Пять лет Постановлению, в котором даны разъяснения: «Уполномоченные органы — государственные органы и другие организации, на которые актами законодательства возложены функции по выдаче субъектам предпринимательства документов разрешительного характера; документ разрешительного характера — решение, принимаемое и выдаваемое природопользователю уполномоченным органом, дающее право на совершение действий и (или) осуществление определенного вида деятельности, в форме разрешения, согласования, заключения, а также в иных формах, предусмотренных законодательством».

К вопросу о зеленой кроне и охранном законодательстве

В январе 2019 года принято уже упомянутое Постановление Кабмина № 43. И в нем вновь указано на ведение реестров. В этом же Постановлении поставлена очень важная задача по инвентаризации деревьев. С теми возможностями, которые сейчас предлагают информационные технологии, с навигатором в каждом смартфоне и опытом в инвентаризации других стран, она реальна. Не хватает человеческих ресурсов, можно привлечь волонтеров — студентов, общественников, жителей.

Инвентаризация позволяет узнать реальные цифры, сколько чего растет на улицах, в парках, скверах, во дворах, какого качества. Где требуется реконструкция, подсадка и где остро необходима обработка от насекомых-вредителей. Сроки указаны сжатые и давно прошли. Инвентаризация не начата. Химзащиты как не было так и нет. Полив, предусмотренный Постановлением, не обеспечен. Экстремальная жара за сорок в 2019-м длилась месяц. Многие каштаны и чинары от сухости посбрасывали листву.

Мина под деревья и кустарники, не входящие в гослесфонд

А теперь внимание: обратим внимание на мину, которую заложили разработчики из профильной структуры в природоохранное законодательство. Среди многочисленных пунктов и приложений ее не сразу заметишь.

Помните пошаговую процедуру в Регламенте? Обязательная плата за подачу заявки, далее электронный документооборот, составление акта инспектором на выявление сухих, гнилых и заключение на рубку. Про рубку тоже знаем: это всеобъемлющее понятие, включающее вырубку дерева под корень и обрезку веток. Помним пункт 3 действующего Постановления Кабмина № 255: «Рубка деревьев и кустарников, не входящих в государственный лесной фонд, без получения разрешения запрещается».

Но можно включить пару строчек в законодательный акт под номером 43 и забудьте, о чем говорилось выше. Пункт 34 отменяет разрешение для рубки сухих и трухлявых. Придут к вам во двор благоустроители или браконьеры и скажут: «Разрешения нет, потому что для санитарной рубки сухих и больных деревьев оно не требуется. Они у вас все такие. А у нас алиби по законодательству». Быстренько спилят, порубят, а потом доказывайте, что было живым.

Дальше будет только хуже, если сохраним отношение к зеленой кроне, не входящей в гослесфонд, как сейчас.

НАТАЛИЯ ШУЛЕПИНА

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь

Последние новости

Что изменится в Узбекистане с 1 декабря?

Опубликован перечень главных изменений в законодательстве Узбекистана, которые вступят в силу с 1 декабря текущего года. Состоится туристическая ярмарка Ежегодно...

Больше похожих статей