Сегодня девять дней как его не стало. Боль не уходит – она каждый день в сердце и голове. Как могло так случиться? Нелепо. Страшно. В это трудно поверить. Он излучал столько энергии, что не возникало сомнений: Виталий Лазарев счастлив. Его внезапный уход поверг его коллег, друзей, близких знакомых в шок, с ужасом осознавших, что Виталика больше нет, и стал для всех настоящей трагедией. Многие из них скорбят по нему и до сих пор выражают в социальных сетях свою любовь, уважение и благодарность к нему.
Виталий Лазарев был одним из лучших тубистов Узбекистана, по-настоящему, преданный своему делу. Он жил своей профессией, любимой тубой и преподавательской деятельностью. Он был талантливым и прекрасным музыкантом, добрым, солнечным и лучезарным человеком. Его жизнь оборвалась внезапно и неожиданно. Он, как яркая комета взлетел, сверкнул, осветив светом своего таланта, чистотой души, всепобеждающей любовью к музыке, взмыл и остался там… в этой безмерной, бездонной, бесконечной глубине мироздания, имя которой Вечность. За две недели до ухода он играл в симфоническом оркестре Государственного академического оркестра Большого театра имени А.Навои, в котором работал много лет, занимался с учениками, собирался пойти на концерт Студенческого духового оркестра, выступления которого никогда не пропускал – в нём играли и его воспитанники. Увы, не смог…
Какая несправедливость, когда уходят молодые, энергичные, влюблённые в своё дело люди! Уходят, как Виталик, в самом расцвете сил, постоянно находясь в движении, в пути, не останавливаясь ни на минуту. Он строил грандиозные планы на будущее, оставшиеся неосуществлёнными – болезнь не отступила, не пощадила его. Он жил, торопя время, словно предчувствуя свой ранний уход в 35 лет…
Я помню Виталика ещё студентом консерватории. Он занимался у меня по курсу «История западноевропейской музыки». Никогда не пропускал занятий, был целеустремлённым и любознательным студентом. Всегда аккуратный, деликатный, интеллигентный, щедрый на комплименты, он был в центре студенческого братства. Сокурсники его любили за живой, весёлый, добрый нрав. И его нельзя было не любить. Безграничная, позитивная энергия, которую он нёс, не оставляла равнодушным никого. Он всегда светился. И свет его шёл изнутри. Любил задавать вопросы, иногда задерживался в аудитории, увлечённо рассказывая о своей любимой тубе – одном из самых тяжёлых инструментов оркестра. Сравнивая её с роялем, он говорил, что туба раз в тридцать легче и сетовал, почему же она, как правило, воспринимается как что-то огромное и неповоротливое? Почему от тубиста никто не ждёт ничего, кроме длинных нот, простой басовой линии и «бомбовозного» соло, когда сегодняшние оркестровые партии позволяют очень даже хорошо самовыразиться, и что всегда найдётся, что поиграть тубисту. Он мог до бесконечности говорить о своём любимым музыкальном инструменте, обращённым к чувствам, наделённым экспрессией и выразительностью. Ему очень хотелось доказать, что тубист обладает значительно большим потенциалом, чем думает дирижёр. Поскольку нот у тубиста обычно немного, сыграть их правильной аппликатурой, динамикой, штрихом и ритмично довольно просто. И это будет звучать точнее, правильнее и чище, чем технически сложные мелодические голоса. Однако тубист, по признанию Лазарева, должен проявить максимум инициативы, сознательности и начать делать что-то помимо оркестровых партий.
Увлечённо рассказывал он и о своём кумире Владиславе Блажевиче – замечательном исполнителе-тромбонисте, композиторе, педагоге, дирижёре, музыкально-общественном деятеле. В Узбекистане это имя известно, как одного из ярких представителей российской школы игры на духовых инструментах.
Спустя годы, Виталий, будучи уже педагогом, проведёт в Камерном зале Государственной консерватории Узбекистана концерт, посвящённый 130-летию со дня рождения Владиславе Блажевича. Меня он попросит выступить в роли лектора-музыковеда и ведущей концертной программы. Поэтому я очень хорошо помню и тот вечер, и зал, в котором собрались самые разные по интересам, но родственные по духу люди, сплочённые единым чувством – любовью к духовой музыке. Концерт был выдержан в формате камерного вечера: в зале приглушённый свет, на сцене цветы и рояль, над которым портрет Владислава Блажевича, который впоследствии всегда висел в классе Виталия Лазарева. Вокруг царила радость. Возвышенную атмосферу, перед началом мероприятия, создало звучание фанфар, исполненных участниками концерта, что органично подготовило к его началу. В зале работали телевизионные камеры.
А на сцене играли тубисты – ученики Виталия Лазарева и трубачи Фархада Абдуллаева. Среди исполненных сочинений не было неудачно сыгранных. Однако самое яркое впечатление на слушателей произвёл исполненный Виталием Лазаревым с исключительным мастерством и глубокой задушевностью выражения Концерт №2 для тубы и фортепиано В.Блажевича, ставший украшением концертной программы. Чудесно и неожиданно мягко играл он на своём трудном и малоподатливом инструменте. Порою звук тубы напоминал виолончель, поющую великолепным звуком бельканто. Он был благородным, мягким и очень красивым. Слушатели восторженно приветствовали солиста, в исполнении которого царствовала её Величество музыка, поэтому в зале долго не смолкали крики: «Браво!». Это было в 2012 году, а моя память до сих пор хранит волшебные звуки тубы Виталика…
Свою исполнительскую деятельность Виталий Лазарев успешно совмещал с педагогической в Республиканском специализированном академическом лицее музыки Национальной гвардии Республики Узбекистан, где заведовал кафедрой баритона, тромбона и тубы. Для своих учеников он всегда был, наряду с педагогом по специальности, первым помощником и союзником в освоении секретов игры на тубе. Работая со своими подопечными, Виталий Николаевич не ограничивался только разучиванием произведений, он объяснял содержание музыки, смысл слов, особенности фразировки, дыхания, проявляя при этом свою эрудицию. Он многое знал и многое умел, и потому для учеников являлся эталоном высочайшего профессионализма. А ежегодные концерты его класса были неотъемлемой частью профессиональной подготовки тубиста, прививали чувство сцены, артистизм, исполнительскую культуру, познание репертуара, умение строить концертную программу.
Заслуги Виталия Лазарева, в разные годы, были отмечены Почётными грамотами и дипломами. Он всегда сохранял творческую активность и жизненную энергию. Ездил с учениками на конкурсы и фестивали, участвовал в концертах. Он радовался возможности работать, быть полезным своей семье, друзьям, коллегам и ученикам. Руководство лицея вполне закономерно рекомендовало его кандидатуру к награде государственного уровня, до которой, увы, он не дожил…
Бесконечно жаль, что этот красавец с внешностью былинного героя, замечательный музыкант и обаятельный парень с обезоруживающей улыбкой, так рано ушёл от нас. Мы благодарны ему за тот светлый и тёплый свет, который он оставил в наших душах, за большую дорогу, проложенную в удивительный мир тубы, за её волшебные звуки, когда он играл, делая мир вокруг нас чище и светлее. Он был молодым и красивым, улыбчивым и милым, добрым и отзывчивым. Таким мы и запомним Виталия Лазарева …
Инесса Гульзарова, музыковед.
Фото Эрнеста Куртвелиева (№2) и из интернета
Соболезнования родным и близким! Как любитель духовой музыки видел этого парня много раз. Очень жаль, что от нас уходят достойные…
Выражаю глубокие соболезнования близким и музыкальному сообществу Республики Узбекистан. Очень жаль, когда такие таланты так рано уходят.
Юсупов Эркин, солист оркестра Большого театра России, профессор МГК им. Чайковского
соболезную родным коллегам друзьям