США уходят с северо-востока Сирии, но говорят, что оставят свои силы на сирийских нефтяных месторождениях. Насколько это будет возможно в условиях ослабевающей гегемонии США — вопрос спорный, но это, безусловно, указывает на новый формат газовой войны на Ближнем Востоке.
В этой связи мы должны разобраться в складывающейся ситуации.
Американский коридор
Цель США — создать энергетический коридор, протягивающийся от Персидского залива до Восточного Средиземноморья, и эта цель лежит в основе проблем, с которыми мы сталкиваемся сегодня в нашем регионе.
Несомненно, проектируется не просто энергетический коридор, а в то же время коридор, на основе которого будет построено курдское государство, и, наконец, коридор, который разделит страны региона!
Как энергетический коридор он должен затруднить доступ Китая к энергоресурсам, ослабить значение российского газа, остановить продажу иранского газа, а также обеспечить контроль над газом Катара, Египта и Восточного Средиземноморья.
Без понимания этого вопроса невозможно в полной мере постичь ни сирийскую проблему, которой уже более восьми лет, ни напряженность между Катаром и другими странами Персидского залива, ни противостояние между Турцией и Катаром, с одной стороны, и Саудовской Аравией, с другой, в том числе на почве «Братьев-мусульман» (запрещена в РФ — прим. ред.), ни новую энергетическую войну, разворачивающуюся в Восточном Средиземноморье.
Для лучшего понимания рассмотрим маршруты конкретных газовых проектов в регионе и их последствия.
Египетский, катарский и иранский газ
1. Египетский газ должен был поступать на европейский рынок через Иорданию, Ливан, Сирию и Турцию. Проект, запущенный в 2008 году, лег в долгий ящик в результате внутренних беспорядков, «возникших» в Сирии в 2011 году.
2. Катар в 2009 году предложил Сирии трубопровод, по которому катарский газ должен был достигать европейского рынка через Саудовскую Аравию, Иорданию, Сирию и Турцию. Это был проект США, который шел вразрез с интересами союзников правительства Асада — России и Ирана, и Дамаск отверг его.
3. Отклонив проект передачи катарского газа в Европу, правительство Асада в 2011 году заключило соглашение о транспортировке иранского газа. Оно предполагало прокладку трубопровода по маршруту Иран — Ирак — Сирия и продажу иранского газа из Восточного Средиземноморья на европейский рынок.
Как возник хаос в Сирии?
В условиях, когда народные волнения привели к свержению власти в Тунисе и Египте, США 14 марта 2011 года созвали «Мировой саммит перемен» в Стамбуле. На этом саммите в то время премьер-министр Эрдоган говорил: «Мы обязаны содействовать переменам, сформулировать направляющие рекомендации». А бывший министр иностранных дел Давутоглу (Davutolu) предупреждал: «Если мы не возьмем на себя активное руководство переменами, тогда наша страна больше всех в регионе пострадает от этих событий».
И через четыре дня, 18 марта 2011 года, в Сирии начались беспорядки.
Анкара предложила Асаду ввести в правительство «Братьев-мусульман» и, естественно, получила отказ. А страны Персидского залива в июне 2011 года сделали Асаду следующее предложение: в случае отмены соглашения о трубопроводе Иран — Ирак — Сирия они окажут помощь в размере 150 миллиардов долларов, и беспорядкам придет конец! Когда Асад отверг и это предложение, границы Сирии были открыты, и в страну проникли десятки тысяч террористов для усиления хаоса и свержения правительства.
Энергетическая политика
В процессе внутренних беспорядков в Сирии Америку представляли три страны: Турция, Саудовская Аравия и Катар. Но Асад и сирийский народ сопротивлялись, Иран и Россия помогали. Таким образом, атлантический фронт не смог осуществить свою цель — свергнуть Асада и разделить Сирию. В это время между Египтом и Кипром, а также между Израилем и Кипром были обнаружены крупные запасы природного газа.
В это время происходит еще одно важное событие. Между представителями США в Сирии произошел раскол по оси «Братьев-мусульман». Как известно, «Братья-мусульмане», которые как организованная сила присоединились к народному движению, свергнувшему Мубарака в начале 2011 года, «украли революцию» у народа. Впоследствии народ восстал, чтобы также свергнуть власть «Братьев-мусульман». На этот раз военные «украли революцию» у народа, и страну возглавил ас-Сиси. После этого пути Саудовской Аравии, которая поддержала ас-Сиси в Египте, и Турции с Катаром, которые выступили против ас-Сиси, разошлись.
Новый эмир Катара Аль Тани, пришедший к власти после того, как его отец отрекся от престола, пожелал сотрудничать с Ираном, с которым у Катара совместное месторождение природного газа, и стал мишенью нападок со стороны стран Персидского залива. Надо напомнить, что крупнейшими запасами газа обладают Россия (35 триллионов кубометров), Иран (33 триллиона кубометров) и Катар (25 триллионов кубометров), при этом запасы совместного месторождения Ирана и Катара оцениваются в 51 триллион кубометров. Запасы Восточного Средиземноморья сделали союзниками Египет, Израиль, греческие власти Кипра и, конечно, Грецию. Израиль и Саудовская Аравия также приняли решение о стратегическом сотрудничестве против Ирана.
Настоящий партнер в Восточном Средиземноморье
Из этой картины, которую мы коротко представили, возникает следующий важный вывод: ситуация до 2011 года была гораздо лучше для Турции с точки зрения энергетической политики.
Но, с другой стороны, на что указывает эта картина? Не только из-за «террористического коридора», но и для того чтобы суметь занять позиции в газовой войне в Восточном Средиземноморье, Турция должна сотрудничать с Сирией как с самой близкой в этой регионе страной!