На Узбекско-американском бизнес-форуме в Вашингтоне Министр торговли США Уилбру Росс заявил, что вступление Узбекистана в Евразийский экономический союз может значительно затруднить вступление страны во Всемирную торговую организацию (ВТО): «Вступление Узбекистана во Всемирную торговую организацию является одной из важнейших задач рыночных реформ. Мы решительно поддерживаем эти усилия и с нетерпением ожидаем ответа правительства на вопросы, вытекающие из Меморандума ВТО о внешней торговле. В то же время мы призываем наших узбекских партнеров внимательно рассмотреть влияние новых соглашений на вступление в ВТО. Например, желание вступить в ЕАЭС теперь может усложнить процесс вступления в ВТО и продлить срок, установленный узбекскими властями».
Данная постановка вопроса со стороны У. Росса вызывает сомнения и возражения в связи с необоснованностью и некорректностью по следующим соображениям:
Во-первых, ЕАЭС создан в целях всесторонней модернизации, кооперации и повышения конкурентоспособности национальных экономик и создания условий для стабильного развития в интересах повышения жизненного уровня населения государств-членов. А ВТО создана с целью либерализации международной торговли и регулирования торгово-политических отношений государств-членов и ВТО не является международной организацией в юридическом смысле.
Отсюда видно, что цели ЕАЭС и ВТО различны, они затрагивают различные аспекты функционирования национальных экономик и международной торговли, а главное, они ни в коей мере не противоречат друг другу.
Во-вторых, следует обратить внимание на то, что Кыргызстан с 1998 года, Армения с 2003, Россия с 2012, Казахстан с 2015, Молдова с 2001, являясь членами ВТО, одновременно входят и в состав ЕАЭС, а Молдова является наблюдателем ЕАЭС. И это не вызывает у международного сообщества каких-либо сомнений или противоречий.
В-третьих, самое существенное обстоятельство, которое, на мой взгляд, и является главной причиной вызвавшей опасения У. Росса. Это все более растущая популярность и интерес мирового сообщества к ЕАЭС. При, в настоящее время, всего пяти государств-членов ЕАЭС, в рамках Зоны свободной торговли находятся Вьетнам, Иран, Китай, Куба. На стадии переговоров – Египет, Таиланд, Монголия, Сербия, Индия, Сингапур. Выразили интерес – Венгрия, Израиль, Камбоджа, Лаос, Пакистан, Перу, Республика Корея, Сирия, Тунис, Чили, Япония, Индонезия. То есть еще 22 страны мира, причем и с других регионов мира, потенциально могут стать членами ЕАЭС. А это уже широкомасштабное глобальное экономическое сообщество, которое можно сравнить как минимум с Европейским союзом. Следует обратить внимание на то, что первопричиной создания в свое время ЕС является, на мой взгляд, противостояние Европы экономической и политической гегемонии США.
Поэтому вступление Узбекистана в ЕАЭС и дальнейшее ожидаемое расширение данного экономического Союза и на этой основе: повышения конкурентоспособности национальных экономик и создания условий для стабильного развития в интересах повышения жизненного уровня населения государств-членов ЕАЭС; именно это вызывает беспокойство У. Росса как представителя политических кругов США.
А по поводу вступления Узбекистана в ВТО, думаю уместным будет привести здесь критику в адрес ВТО. Заявленная цель ВТО — это распространение идей и принципов свободной торговли и стимуляция экономического роста. Критики считают, что свободная торговля не делает жизнь большинства более процветающей, а лишь приводит к дальнейшему обогащению уже богатых (как стран, так и личностей). Договоры ВТО также обвинялись в частичном несправедливом приоритете транснациональным корпорациям и богатым странам. (Ждановская А. Что такое ВТО? В чьих интересах в ВТО принимаются решения? Чем опасна ВТО? «Левая политика», 2009, № 9, С. 38-55.) .
Критики также полагают, что небольшие страны имеют очень малое влияние на ВТО, и, несмотря на заявленную цель — помощь развивающимся странам, — развитые страны концентрируются, прежде всего, на своих коммерческих интересах. Также, по их утверждениям, вопросы здравоохранения, безопасности и защиты окружающей среды постоянно игнорируются в пользу дополнительных льгот для бизнеса, что, однако, напрямую противоречит целям и уставу ВТО.
А.С. Усманов
Доктор экономических наук, профессор,
Действительный член Международной академии
экономики и бизнеса
"Из Вашингтона погрозили пальцем", прислушаются или нет — там в структурах Гос.власти ведь только от них зависит — Решение.
Это чисто политическое дело — выбор ЕАЭС или ВТО. В любом случае, дешевые импортируемые товары будут выдавливать местное производство, и не важно, российские ли товары или же западные
За вступление в ЕАЭС.