На протяжении нескольких дней экспертное сообщество и общественность Узбекистана бурно обсуждают заявление Председателя Сената Федерального собрания РФ Валентины Матвиенко о том, что Узбекистан прорабатывает вопрос вступления в ЕАЭС. Наблюдается четкое разделение мнений с приведением ряда доводов как в пользу интеграции, так и против нее.
Вопрос вступления Узбекистана в какое-либо интеграционное объединение сопряжен с рядом серьезных вопросов геополитического и экономического характера. Некоторые из них мы задали политологу, директору Центра исследовательских инициатив «Ma’no» Бахтиёру Эргашеву.
Бахтиёр Исмаилович, дайте, пожалуйста, экспертную оценку заявлению Председателя Сената Федерального собрания РФ, сделанному в Ташкенте.
Заявление о том, что Узбекистан прорабатывает вопрос вступления в ЕАЭС, и что это — позитивный шаг в рамках евразийской интеграции, озвучила российская сторона, председатель Сената Федерального Собрания России В.И. Матвиенко. И на сегодняшний день нет официальных заявлений узбекского правительства, которые бы подтвердили или опровергли данную информацию.
Я бы не хотел обсуждать заявление руководителя верхней палаты парламента России. Считаю более целесообразным постараться проанализировать кратко ситуацию в целом.
При всех различных интерпретациях экспертов данного заявления В. Матвиенко, есть факт, который бесспорен. Этот факт заключается в том, что на сегодняшний день создана рабочая группа по изучению вопросов вхождения Узбекистана в ЕАЭС, всех плюсов и минусов, приобретений и потерь от этого процесса.
Насколько я знаю, все заинтересованные министерства и ведомства Узбекистана в настоящее время проводят анализ рисков и выгод от вступления в ЕАЭС. И насколько я понимаю, результаты работы будут положены в основу большого аналитического документа, и мы тогда получим более-менее полную картину того, как оценивает правительство Узбекистана последствия вступления в ЕАЭС. И только тогда можно будет говорить более предметно: по каким направлениям сотрудничества в рамках данного интеграционного объединения существуют плюсы, минусы, перспективы.
Очевидно, что процесс интеграции, вхождения в то или иное интеграционное объединение непременно должен быть открытым, и страна, которая принимает тот или иной выбор, должна его делать на основе четких расчетов и открытых обсуждений.
Сторонники интеграции в качестве основного довода приводят улучшение положения трудовых мигрантов в России. Действительно ли стоит рассчитывать на положительные изменения в данном вопросе, и считать этот довод важным?
Свыше двух миллионов узбекистанцев сейчас работают в качестве трудовых мигрантов в России. При условии вступления республики в ЕАЭС эти люди получат определенные привилегии при устройстве на работу, оформлении патентов на работу. Данный шаг устранит определенную часть бюрократической нагрузки на трудовых мигрантов препятствия на всех этапах трудовой деятельности, и уравняет права узбекских и, к примеру, кыргызских мигрантов. Довод интересный.
Но давайте обратим внимание на текущие тенденции, изменения в демографической ситуации Узбекистана. Уже сейчас рождаемость в нашей стране достигла своего пика, и будет оставаться на этом уровне. Затем нас ждет определенный спад. По прогнозам, к середине XXI века население Узбекистана стабилизируется на отметке приблизительно 50 миллионов человек. И приблизительно уже к 2030-2035 годам, особенно с учетом экономических реформ, развития бизнеса, реализации активной промышленной политики, ориентированной на создание новых рабочих мест и устойчивых источников дохода, для Узбекистана существенно снизится актуальность вопроса о трудовой миграции. Поэтому вступать в ЕАЭС только для того, чтобы защитить права двух миллионов людей, количество которых будет сокращаться – не самое дальновидное решение. Должны быть более важные доводы и факторы.
Возможно, эти факторы связаны с самым важным для любой страны направлением – развитием экономики?
В этой связи хотелось бы отметить, что интеграция Узбекистана, страны, население которой превышает 30 миллионов человек, со второй экономикой в Центральной Азии – это очень серьезный шаг, как для ЕАЭС, так и для Узбекистана. Нужно понимать, что есть отрасли, которые выиграют, сферы и отрасли, в которых выигрыши и потери уравновесят друг друга, и, наконец, отрасли, которые, по крайней мере, в первое время, проиграют от вхождения в ЕАЭС.
Ряд экспертов в качестве положительного момента от вступления Узбекистана в ЕАЭС называют возможное увеличение притока российских инвестиций и технологий. Однако стоит отметить, что Россия уже несколько лет не является главным инвестором в Узбекистане. Основные инвестиции поступают из Китая, и есть большие сомнения, что это изменится, даже если Узбекистан присоединится к ЕАЭС.
Озвучивались цифры о присутствии больше 1000 российских предприятий в Узбекистане. Но все это было сделано и делается сейчас а не в рамках ЕАЭС, и я не думаю, что нынешняя динамика наращивания торгово-экономического сотрудничества между странами будет кардинально усилена после интеграции. Несомненно, некоторые процессы станут более интенсивными, но не столь глобально.
Бесспорно, вступление в ЕАЭС активизирует продвижение узбекского бизнеса, узбекской продукции в РФ. В выигрыше окажутся экспортеры плодоовощной продукции, экспортеры узбекского текстиля и обувной промышленности – те сферы, в которых у страны есть определенные конкурентные преимущества. Для них будут созданы еще более комфортные условия – увеличатся объемы поставок, выручка. Но, на мой взгляд, положительная динамика наблюдается и сейчас, вне интеграции, в рамках двустороннего сотрудничества.
Если говорить об отраслях, которым от вступления Узбекистана в ЕАЭС грозят серьезные неприятности, то это, конечно же, автопром. Российская автомобильная промышленность при выпуске двух с лишним миллионов автомобилей в год, и Узбекистан с 200 тысяч авто — это все-таки очень большая разница.
А, например, туристическая отрасль не должна ощутить серьезных, кардинальных изменений, ни отрицательных, ни положительных.. Безвизовый режим с Россией – главное условие роста турпотока. И он работал все эти годы. При этом рост числа туристов произошел только в последние годы. Таким образом, рост потока туристов из России, наблюдающийся в последние годы — он связан не с наличием безвизового режима, а с другими факторами. И вступление в ЕАЭС вряд ли помешает этому процессу или сильно интенсифицирует его.
Если же говорить в целом, просто в силу разницы размеров экономик России и Узбекистана, несомненно, будет сильный приток российских товаров в республику. Уже сейчас из более чем 4 млрд. долл. США ежегодного торгового оборота между странами, только чуть больше 1 млрд. долл. США приходится на экспорт из Узбекистана в Россию. Остальная сумма – это импорт российской продукции. У нас огромный дисбаланс во взаимной торговле с Россией. Такой же отрицательный баланс у нас в торговле с другим членом ЕАЭС — Казахстаном. И как мне представляется, вхождение в ЕАЭС эти процессы только усилит.
Нам это нужно? Стране, которая хочет создавать рабочие места для своих граждан, чтобы они не были гастербайтерами в других государствах? Нам нужно развивать свое производство, отечественный бизнес. А вхождение в ЕАЭС будет сопряжено с жесткими требованиями по открытию своих границ, снижению таможенных пошлин, отмене акцизов. Все это может в определенной мере негативно повлиять на узбекскую экономику, особенно на начальном этапе.
Кроме этого, интеграция в рамках ЕАЭС предусматривает передачу части вопросов, к примеру, таможенно-тарифного регулирования, на наднациональный уровень. У них уже принят свой Таможенный кодекс. При этом есть определенная часть узбекского общества, бизнеса и элиты, которая не готова торговать суверенитетом ради ЕАЭС, несмотря на ряд экономических выгод. И их тоже надо слушать.
А каков геополитический аспект этого вопроса?
Узбекистан со второй половины нулевых годов реализовывал свою внешнюю политику на основе двух принципов, которые не всегда декларировались официально, но действовали на практике. Первый принцип — это принцип сбалансированной стратегической равноудаленности от мировых центров сил – США, России и Китая. И второй – дистанцирование от участия в интеграционных объединениях, инициированных внерегиональными силами. Это касается не только ЕАЭС, но, к примеру, зоны свободной торговли ШОС, где будет уже главенствовать Китай, в силу его подавляющей разницы в экономическом потенциале стран ШОС.
Вхождение в ЕАЭС будет означать отказ Узбекистана от этих принципов. Политика сбалансированной равноудаленности принималась и уважалась внешними игроками, мировыми державами. И вступление в ЕАЭС станет очень резким креном в сторону одного из центров сил под названием «Россия», и автоматически сделает Узбекистан сторонником одного из полюсов сил. А это вызовет очень серьезные вопросы и недоумения политического характера. Готов ли Узбекистан на них отвечать?
То есть, вы выступаете в качестве противника интеграции?
Я хотел бы отметить, что национальный суверенитет, национальные интересы Узбекистана для меня, как гражданина и эксперта-аналитика — приоритетны. И я в своей деятельности исхожу только из этого приоритета. И вся политика реально суверенной страны должна исходить из этого приоритета. И в экономических расчетах тактические выгоды не должны превалировать при принятии решений об интеграции.
А по поводу вашего вопроса я отвечу — нет.
Я лишь говорю — давайте не будем закрывать глаза на проблемы, которые могут нас ожидать. Необходимы тщательные расчеты, чтобы данный выбор был осознанным, рациональным, без эмоций. Давайте изучать опыт стран-соседей, присоединившихся к ЕАЭС, которые после интеграции получили целый набор проблем – это и рост цен, и умирание местного бизнеса, который с трудом выдерживает или не выдержал вовсе конкуренции с российским бизнесом.
Я всегда против эмоций и эмоциональных кренов в любую сторону. Эмоциональные крайности – это совсем не то, что нужно при рассмотрении данного вопроса. А они пока преобладают над разумом. Мало у кого есть анализ и точные, выверенные данные по процессу интеграции.
Если о присоединении Узбекистана к ЕАЭС говорить пока рано, и существует ряд рисков, связанных с интеграцией, есть ли альтернативные и эффективные варианты сотрудничества, к примеру, с Россией, которая является стратегическим партнером Узбекистана?
На самом деле, Узбекистану было довольно комфортно в рамках активного двустороннего сотрудничества с Россией. Это партнерство реально работает. В последние годы произошел настоящий взрыв в наших союзнических отношениях по всем направлениям. Например, Узбекистан – единственная страна вне ЕАЭС, которая покупает российское вооружение по внутрироссийским ценам. Очень неплохо решались и решаются вопросы безопасности в регионе без формального участия Узбекистана в ОДКБ.
Узбекистану также довольно комфортно в рамках зоны свободной торговли СНГ, куда входят все страны ЕАЭС. То есть, потенциал развития сотрудничества как в рамках двусторонних отношений так и и многосторонних объединений (в виде ЗСТ СНГ) — есть.
Кроме того, если есть добрая воля для развития сотрудничества, всегда можно придумать и новые форматы взаимодействия. ЕАЭС создает зоны свободной торговли с Турцией, Вьетнамом, Ираном и рядом других стран. Почему бы не продумать варианты такого сотрудничества с Узбекистаном? Не обязательно вступать в ЕАЭС – ведь всегда есть промежуточные форматы, которые позволят оптимизировать те или иные стандарты, регулирующие нормы, сделать их более транспарентными и взаимоприемлемыми для всех сторон.
Я против «фельдфебельского» подхода, когда всех хотят выровнять в одну струнку, «затащить» те или иные страны в те или иные интеграционные форматы. Есть разные формы политического, экономического взаимодействия стран между собой. И обязательно-совместное членство в тех или иных интеграционных объединениях – не единственный вариант.
Я сторонник того, что экономическое и политическое взаимодействие со странами ЕАЭС – это несомненный приоритет для Узбекистана. Но вот форматы формализованного, в рамках членства в ЕАЭС, сотрудничества имеют очень серьезные последствия, и не все они — положительного свойства.
Полностью согласен с данным товарищем. Вхождение в ЕАЭС не дает особых выгод для нашей страны, только зависимость
В России только 2 миллиона узбеков? Каждый пятый наш брат в России. У тебя неправильная информация. Изучай хорошо
Да очень познавательно.
Я надеюсь там на верху прислушуються к мнению данного автора
Я с вами согласна дмитрий вступать в ЕАЭС какая необходимость мы и.так безЕАЭС со всеми налаживаем все вопросы без еще одной бюрократическо й площадки и нехотим быть зависимым .бабушка 76 лет узбекистан яшасин жон узбекистон.
ЕАЭС это очень круто. Потому будет немногочисленные
бюрократия зокончется .и будут свобода выбора
Мы не должны под влиянию России податься, Россия сама переживает не лучшие для себя времена, но и зачем же нам такая обуза?
Россия всегда будет от любого сотрудничества странами искать для себя выгоду рынок сбыта продукции, дешёвую рабочую силу. Сами россияне уезжают на заработки в Европу
А то что в каждой, я подчёркиваю в каждой узбекском семье есть хотя-бы один родственник который работает в РФ и ежемесячно присылает сюда деньги — валюту! Это не зависимость? Так что не смешите!
Подумайте о людях,которые на разработках в России!!!!Как им тяжело,сколько людей погибает,при пересечении границы, которые не могут сделать документы.Нужно вступать !и это моё личное мнение!!!Тогда и нам жизнь, будет проще. От Таджикистана и Киргизии не было,что вступили.Зато их народ живет лучше…
Я, не согласен с автором ни в одном пункте его рассуждений. Автор признает что от вступления в ЕАЭС выигрывают два миллиона трудовые мигранты, а их минимум три миллиона мучаются в странах ЕАЭС и они кормят семьи из 4-5человек, а это уже 12миллионов, они высылают деньги, члены их семей нанимают людей, строятся, эти деньги тратят в Узбекистане, ещё 2-3 миллиона человек косвенно пользуются плодами их труда. Также автор рассуждает какие отрасли выигрывают, а какие потеряют при вступления в ЕАЭС Узбекистана, пишет что выигрыше окажутся экспортеры плодоовощной, текстильной продукции, обувной промышленности и что у них будут более комфортные условия, увеличится объемы поставок, будет стабильный рынок и увеличение выручки, а Узавтопрому пророчит банкротства. Теперь сравним, Автопром материалоемкое производства, в Асаке работают 4-4,5тысячи работяг, 4-5 тысячи в аппарате ну максимум в этой отрасле занято 10-15тысячи человек, ещё пользуются налоговыми льготами и поддержкой государства,а выигрывающих отраслях, они традиционно трудоемкими считаются, миллионы занятых. Также, пишет что сейчас наш главный инвестор не Россия, а Китай и после вступления в ЕАЭС вряд-ли увеличатся российские инвестиции,а надо постараться, чтобы увеличить российские инвестиции, мы с Россией почти 100лет жили рядом, наш народ постоянно количестве умножался, если с Китаем будем дружить, то они через 150 лет нас в себе растворяют. Автор пишет, что "есть определенная часть узбекского общества,бизнеса и элиты, которая не готова торговать суверенитетом ради ЕАЭС несмотря на ряд экономических выгод, их тоже надо слушать"- вот здесь он показал чьих интересов защищает. Эта та элита,которая в 90-х между собой распределила и монополизировала ввоза в республику товаров и на этом заработало миллиарды, а после вхождения в ЕАЭС надо открыть границы,убрать разные ограничении, и малый и средний бизнес сами будут на прямую выходит на поставщиков, это значит опять же простому народу будет лучше.
Ни в коем случае Узбекистан не должен вступать в этот "таежный союз". На примере Казахстана, 80% российских продукции на прилавках страны! Малый и средний бизнес умирает, или скоро вообше умрет! Независимый формат развития наиболее эффективный.
Нет прав без обязанностей, нет обязанностей без прав. Если старшая сестра решила, это не значит, что мы должны сломя голову рвануть в ЕАЭС. Эта организация на сегодня — клубок проблем.
[quote=Сергей][quote=Джасур]Мы не должны под влиянию России податься, Россия сама переживает не лучшие для себя времена, но и зачем же нам такая обуза?[/quote]
А то что в каждой, я подчёркиваю в каждой узбекском семье есть хотя-бы один родственник который работает в РФ и ежемесячно присылает сюда деньги — валюту! Это не зависимость? Так что не смешите![
Лично уменя к примеру ни одного родственника в России
Также у моих соседей
Господа , если местный бизнес не выдержит это значит что товары из России будут дешевле и качественнее чем местное .
Пропадёт только тепличный бизнес который кормится из кармана народа за счёт закрытых границ , причём за частую предоставляя товары хуже качеством.
Вам нравится ездить на нексиях и Лачетти за 15 тыс баксов и ждать ещё очереди? Весь мир смеётся над этим.
Господин чиновник пишет, что есть элита, бизнесмены, которые не хотят терять суверенитет республики, а то что от этого страдает простой народ, покупая простые предметы первой необходимости как предметы роскоши, а то что с каждым днём цены поднимаются на фоне подъёма курса доллара, ни о чем не говорит? И ещё то, что простые люди вынуждены покупать автомобили по завышенным ценам, но и по заоблачным процентам брать автокредиты и иные кредиты, его как чиновника и слуги простого народа, а не элиты, не волнует?
Узбекистан часто показывал себя как не надёжный партнёр, к примеру взять постоянные вхождения и вхождения из одкб. Пора бы уже волю проявить, а то на двух стульях пытаемся усидеть.
Если вступит в еврозийский союз,тогда нужно ужесточение миграционной политики РФ.И так смотришь на этих диких людей.Ведут себя как зоопарке.Если не ужесточат тогда русские взбунтуются.
риски?самый большой риск,провал-удар по порахурам в ру!у нас не будут бороться с порахурами,не умеют,не хотят,нет профессионалов,не так ли?да это и не надо делать при семейно-клановом управлении,рука руку и руки моют!поэтому полные провалы в ведении экономики,финансов,все прибыли забирает госчиновники,все-все-все,все валюты там,наверху,+бюджетники тоже хорошо питаются с барыгами-коммерсантами на основе семейно-клановых связях и на этом все,точка!75%простых и смертных не в счет,такова финансовая философия этой страны.точно!а при вступлении в евразес 15-20% прибыли попадет как-то,не знаю к нам,бедным,нищим и угнетенным,но попадет,а?!но вы,госчиновники никогда уже нам не уступите,запомните это,это предсказание этой стране,нет будущей нормальной жизни нам,не будет,слышите?
Нужно признать, что отечественный бизнес производит товары/услуги низкого качества и по очень высоким ценам. В случае вступления в ЕАЕС, в Узбекистане появятся дешевые и более качественные товары/услуги, с намного большим ассортиментом, и местным производителям придется снижать цены, на что местный бизнес не согласен, т.к. привык к прибыли в 300%.
необходимо вести, ограничение рождаимости.
Если стабилизация будет в районе 50 миллионов то это значит плюс 17 к тому что есть. 2 миллиона рабочих мест в России и потребуется дополнительно еще 5 (треть от 17). Итого 7 миллионов рабочих мест. Это неподъемная задача. Она решаема только там где земли и воды немеряно — то есть в России. Суверинитет это особо оговариваемый пункт и его никто не отменял. Но о семнадцати миллионов дополнительных людей надо думать и думать уже сейчас.
Не нужно поддаваться эмоциям. Мы однозначно попадем в зависимость от России. Это явно видно из того с каким рвением политики РФ рассуждают об этом.
Да!что вы говорите?а эти 2милиона людей которые отправляют своим семьям деньги и там тратят их родные.и давайте подсчитаем в среднем за год от2милионов мигрантов.?так что там на верхушке эй!Муму не мутите.тоже мне авторы.
Салом хурматли Узбекистонликлар.Мен Россияда ишлаб келганман, у ердаги шароитни жуда яхши биламан.Жуда куп юртдошларимиз хатто хужжат килишга хам пул топа олмасдан кийналганларни курдим.Евро союзга кушилиш керак.Чунки оддий бир киши мисолида тушинтирмокчиман.Фараз килинг бир киши хар ойда 4 минг рублдан патент тулайди ва яна руйхатда туришга хам уртача 3 минг рубль кетади, демак хар ойда ойда 7 минг рубль кушимча харажат дегани.Агар шу пулни уйга жунатса 7*150 1050000 бир миллион эллик минг сум дегани.Энди 2 млн га купайтирсанггиз-чи бу канча маблаг келади дегани.Узбекистонда кимнидир уйи обод булади.
Согласен с автором, в том, что торопиться не надо. Как говорится 7 раз отмерь и один раз отрежь. Безусловно надо все просчитать. Но 50 млн. прогноз, что будет через 30 лет? Как говорил один наш мудрец: "Или ишак или падишах помрет". Россия со своими территориями может принять и катастрофическим демографическим кризисов, сможет принять и 20 -30 и 100 млн. человек. Нам надо туда не на время, а на постоянно переселяться и родственников и знакомых перетаскивать. Учитывая климатические изменения с водой будет все хуже и хуже, а в пустынях выживать пока мы не научились, наглядный пример Арал и территория вокруг. Так что думать есть над чем, вопрос есть чем думать?
Не надо думать о двух трёх милионов
Гастрбайтерах .надо думать о суверинитете республики.сотрудничать надо держа
Растояние.никаких гарантии нету после присоединений издадут какой
Закон о мигрантах ивсё
Вопрос с мигрантами можно решать и с помощью двусторонних соглашений, и все узаконить, защищать права своих граждан необходимо и без ЕАЭС. Наши граждане на заработки едут не только в Россию! И обратите внимание, бардак и плохое отношение к гражданам др. стран в основним в России (к выходцам из ЦА, тоже в основном), не хочу обобщать всю Россию и её граждан, но проблемы с мировоззрением у некоторых, скажем коренных жителей, там есть. Думаю, что такие проблемы не должны решаться с входом в какие-либо объединения. Так что при решении данного вопроса нужно ДУМАТЬ ШИРЕ и ГЛУБЖЕ. А ДРУЖИТЬ надо со всеми, с соседями однозначно! Для чего существуют двусторонние отношения, думаю при желании и развитии взаимовыгодных отношений они могут быть более продуктивными и менее бюракратичными. Самое главное, нужно у себя в стране, нам самим порядок наводить, экономику поднимать, людям дать работу и обеспечить хорошую, достойную жизни!