Многие пользователи Узнета используют социальные сети не только как площадку для общения, но и как точку входа в новостные сайты. И лишь немногие пользуются поисковыми системами. Почему?
21 августа состоялся узбекско- казахский международный круглый стол на тему «Казахстан и Узбекистан: горизонты сотрудничества», организованный Центром исследовательских инициатив «Ma’no» (Ташкент, Узбекистан), при поддержке посольства Республики Казахстан в Узбекистане.
Среди всех прочих вопросов, обсуждаемых экспертами, особое внимание привлекла презентация директора Института по вопросам безопасности и сотрудничества Центральной Азии (Казахстан) Шавката Собирова.
Характеризуя информационное поле Центральной Азии, он приводит сравнительные параметры наличия новостных сайтов, новостей и посетителей.
Так, по его данным, в Казахстане находятся 164 информационных сайта, которые в июле 2019 года выдали 38,545 новостей. При этом, в этом же месяце эти сайты зарегистрировали 10,486,120 посетителей.
В Узбекистане им было отмечено 29 информационных сайтов, выдавших 5,625 новостей в июле 2019 при 957,136 посетителях.
В Кыргызстане также 26 информационных сайтов, но они опубликовали 10,181 новостей, которые прочитали 1,495,521 посетителей.
Меньше всего сайтов (16) и новостей (1,568) оказалось в Таджикистане, впрочем, и посетителей тоже — 89,824.
Касаясь характера контента в новостных сайтах Казахстана, Шавкат Собиров отмечает, что в погоне за рейтингом, в них доминируют материалы о происшествиях. Но, как оказалось, новостные сайты Узбекистана от них не отстают.
Он также отметил высокую ликвидность медиа в Интернете и рост популярности материалов на казахском языке.
Информационное поле Узбекистана активно развивается. К примеру, заметен рост медиа в Интернете и его ликвидность в Узбекистане, который «обогнал» Кыргызстан в 2018 году в динамике роста. И такая же картина, как и в Казахстане, контент на узбекском языке «обгоняет» русскоязычный.
Очень быстро развивается рынок и в Кыргызстане при большой популярности международных и российских медиа и росте популярности контента на кыргызском языке.
В Таджикистане же наблюдается низкая востребованность медиа и практически отсутствует онлайн рынок для медиа.
В последние годы социальные сети стали катализаторами информации и заметно политизируются. И стали шлюзом для входа на новостные сайты. Это заметно по Узбекистану и Кыргызстану, у которых аудитория использует социальные сети для поиска новостных сайтов.
48% пользователей интернета в Узбекистане заходят в новостные сайты посредством Фейсбука. В Кыргызстане этот показатель еще выше – 67%.
Как это ни странно, в Казахстане ситуация с этим резко отличается. 67% пользователей интернета Казахстана для поиска новостных сайтов используют поисковую систему Гугль.
Различия объясняются тем, что в Казахстане количество новостных сайтов в несколько раз больше. Удобнее находить их в поисковых системах. В Кыргызстане и Узбекистане при малом количестве новостных сайтов, гораздо удобней находясь в Фейсбуке, просто пройтись по ссылке какого-либо материала, чтобы сразу попасть на нужный новостной сайт.
Рынок Центральной Азии становится интересным для глобальных поисковых систем и при активном развитии медиапространства, появлении еще большего количества сайтов в Узбекистане, эти различия будут постепенно выравниваться.
М.ДЖАНГИРОВ