В рамках проекта «Повышение осведомленности и партнерство для устойчивого водного и экологического развития в Узбекистане. Компонент 3» (UzWaterAware), Региональный экологический центр Центральной Азии (РЭЦЦА) при финансовой поддержке Европейского Союза организовал стади-тур в Германию с целью изучения опыта работы со СМИ.
Германия считается одной из ведущих стран в мире успешно решающей вопросы экологии и охраны окружающей среды, а также эффективного использования водных ресурсов. И выбор Германии для обмена опытом работы со СМИ в целях информированности населения по данной тематике, оказался не случайным.
Не случайным стало и формирование узбекской делегации, в состав которой вошли представители пресс-служб профильных министерств и ведомств, партнерских активных ННО, СМИ и специалисты РЭЦЦА.
И вполне закономерно, что первая встреча в рамках визита, состоялась в Федеральном министерстве окружающей среды, охраны природы и ядерной безопасности.
Встречал делегацию доктор Юрген Кайнхорст, начальник отдела по сотрудничеству, который подробно рассказал о работе ведомства со СМИ.
Прежде всего, он заявил, что ведомство представляет и отстаивает интересы Германии в парламенте Евросоюза, где кстати, в мае проходят перевыборы. В парламенте функционирует комиссия по водным проблемам и экологии, направляющая политику стран ЕС. При этом Юрген Кайнхорст подчеркнул, что Германия, как и все остальные страны, подчиняется законодательству ЕС, но 30% решений принимается непосредственно внутри страны.
Министерство координирует деятельность своих представительств во всех землях Германии, участвует в разработке и принятии законов и различных проектов по экологии и водной тематики.
В то же время, ведомство активно сотрудничает с участниками защиты окружающей среды, активистами гражданского общества, депутатами, ННО и СМИ.
Им было обращено внимание на то, что в задачах их ведомства делается приоритет не на то, что прописано в документах и контрактах, а на реальное выполнение конкретных программ.
Говоря о конкретных программах, он отметил роль ЕС в региональном, национальном и локальном управлении водными ресурсами, а также участие Германии в проектах по международным водным ресурсам.
В этом контексте он сказал, что благодаря открытой политики руководства Узбекистана, открылись ещё большие возможности для международного сотрудничества. В частности, Кайнхорст коснулся проектов в области сельского хозяйства Узбекистана по защите почвы от эрозии с целью сохранения сельхозугодий, в том числе участков для выращивания фисташек.
Доктор подчеркнул, что Германия готова инициировать ряд проектов в Узбекистане, но для этого нужны партнеры в лице государственных организаций, бизнеса или ННО.
Отвечая на вопрос узбекской делегации, как удается Германии, расположенной в лесистой зоне, успешно реализовывать проекты в пустынной местности, он ответил, что опыт по изучению роли деревьев, в частности саксаула для сохранения оазисов в пустынной местности набран еще с советских времен и до сих пор сохраняет свою актуальность.
Свой опыт наработанный в пустынях на различных континентах и накопленную огромную базу данных они готовы передать и, в качестве примера привел проект с бюджетом в 5 млн евро и рассчитанный на пять лет по сохранению тугайных лесов в пойме реки Аму-Дарьи.
Германия готова участвовать в развитии инфраструктуры городов и регионов в рамках китайской инициативы «Один пояс-один путь». Однако, Юрген Кайнхорст сделал оговорку, что здесь министерство хотело бы видеть своих экспертов для приближения к европейским стандартам.
В ходе встречи Юрген Кайнхорст проинформировал членов делегации о том, что правительство Германии активно сотрудничает с различными организациями, в том числе экологическими, выделяя на эти цели 4,5 млн евро.
Одним из важных направлений министерства, по его словам, является работа со СМИ. С целью информирования общественности ежедневно обновляется информация на сайте и работает пресс-центр.
Отвечая на вопрос о появлении критических материалов в СМИ в адрес министерства, он ответил просто. По его словам, это надо понимать так, что идет партийная борьба за голоса избирателей, все партии и движения могут использовать при этом экологические вопросы в качестве аргументов.
Министерство считает это нормальным явлением и на это не реагирует, но если в материале была допущена явная ошибка, то связываются с автором и проводят разъяснительную работу.
Но если в СМИ появляется серьезная негативная информация по тому или иному вопросу, то моментально собирается пресс-конференция с разъяснением позиции министерства.
Насколько пригоден опыт работы немецких экологов со СМИ в Узбекистане? Безусловно, к методам их работы стоит присмотреться. Для этого ведомствам так или иначе, связанным с использованием водных ресурсов и экологическими проблемами, необходимо регулярно обновлять свои информационные ресурсы и проводить встречи со СМИ.
В то же время, средствам массовой информации нужно больше выпускать материалы, касающихся освещения проектов в сфере экологии или деятельности профильных ведомств. Думается, что конструктивные критические материалы вынудят ведомства на ответную реакцию.
В этом случае, интерактивный контакт обеих сторон позволит выявлять более правильную и объективную оценку той или иной проблемы, что в итоге более эффективно будет влиять на осведомленность населения по вопросам экологии.
М.ДЖАНГИРОВ, фото автора