Постановлением главы государства от 21 мая 2019 года намечено реформирование и реструктуризация государственных предприятий и коммерческих банков с участием государства в уставном капитале.
В документе, в частности, отмечено, что большинство предприятий и банков с участием государства функционируют с низкой рентабельностью.
Некоторые несут значительные убытки в связи с растущими затратами на ресурсы и несовершенством механизмов регулирования цен и тарифов на производимые ими товары и оказываемые услуги. Структура управления в предприятиях и банках с участием государства не располагает реальными стимулами для повышения эффективности их деятельности.
В соответствии с постановлением, на Министерство финансов возлагается функция координатора реформирования и реструктуризации предприятий и банков с участием государства. В структуре министерства образованы Главное управление тарифной политики и реформирования государственных предприятий на базе Главного управления финансов и тарифного регулирования базовых отраслей промышленности, топливно-энергетического комплекса и развития геологии, и Управление координации реформ коммерческих банков с участием государства. Оба управления подчинены первому заместителю Министерства финансов.
Соответственно, Министерство финансов:
-координирует деятельность министерств и ведомств в вопросах реформирования предприятий с участием государства, в том числе осуществления работ по реструктуризации государственных предприятий, хозяйственных объединений путем разделения их хозяйственной и регулирующей функции;
-разрабатывает с привлечением экспертов международных финансовых организаций предложений по обеспечению эффективного владения, управления и реформирования коммерческих банков, предусмотрев поэтапное сокращение участия в них государства.
Чем чреват высокий уровень присутствия государства в экономике? Государственные предприятия продолжают доминировать в национальной экономике, занимая значительную долю в топливно-энергетическом, горнодобывающем комплексах, сферах машиностроения, транспорта, химической промышленности и телекоммуникаций. По официальным данным, в настоящее время в экономике осуществляют свою деятельность 603 акционерных общества, из которых 486, или 80,6% АО имеют государственную долю общей стоимостью в 52 трлн сум. Кроме проблемы низкого доверия частных иностранных инвесторов к предприятиям, подконтрольных государству, подобная ситуация приводит к серьезным проблемам в эффективности их функционирования.
Государственные средства, государственный долг (заимствования на внешнем рынке) и средства от приватизации (поступления от продажи государственной собственности) составляют около 62% всего объема инвестиций. Отсутствуют современные системы проектного управления, являющиеся важным механизмом эффективного расходования государственных средств при финансировании крупных инвестиционных проектов.
Сохраняющаяся значительная роль государственных предприятий в экономике сдерживает формирование полноценной конкурентной среды, снижает эффективность и прозрачность функционирования данных отраслей экономики, а также приводит конфликту государственных и коммерческих интересов.
По оценке аналитиков, устаревшая и непрозрачная система управления, совмещающая в себе функции государственного регулирования и коммерческой деятельности естественных монополий, не позволяет внедрять на предприятиях современную систему менеджмента, обеспечивать их финансовую устойчивость и рентабельность.
В. НОВИКОВ