Наше представление о том, какими должны быть условия быта, правовые, политические отношения в обществе сформировались на примере этих условий и отношений в развитых обществах. Высокое качество этих условий и отношений является для многих обществ эталоном. И если качество этих условий и отношений в слабых обществах не соответствует эталону, то это вызывает неприязнь, гнев и недовольства в этом обществе. Однако высокое качество этих условий и отношений в развитых обществах имеет свою цену, и она настолько высока, что слабые общества платить такую цену просто не могут.
Общества обладают своей ценой и качеством. Невозможно за низкую цену создать высокое качество. Цену общества наиболее правильно отражает ВНД (валовой национальный доход) на душу населения, а качество – уровни развития инфраструктуры, образования и здравоохранения, демократии и правовой системы, культуры и искусства, уровни безработицы и коррупции, конкурентоспособности обществ и его институтов и т.д. Чем выше цена общества, тем выше его качество, и наоборот. В мире не существует страны, которая бы обладала высоким качеством при низкой цене, и это не случайность, а закономерность! Безусловно, отдельные личности в слабых обществах могут обладать намного высокими, чем в развитых обществах показателями качества. Но это утверждение верно исключительно части, а не целого, то есть всего общества.
Зависимость качества общества от его цены можно увидеть и в теории Маслоу, которая утверждает, что человек не может обладать высоким спросом на социальные и престижные, духовные и эстетические потребности если у него не удовлетворены базовые физиологические потребности. Как и в теории Маслоу, потребности общества можно представить в виде пирамиды, на основании которой можно расположить базовые физиологические потребности – утоление голода, жажды, сексуальной потребности и т. п. Ступенью выше –потребности в безопасности, привязанности и любви, а также в принадлежности какой-либо социальной группе. Далее идут потребности в уважении и одобрении, в познании и эстетике — жажда знаний, жажда гармонизировать жизнь, наполнить ее красотой, искусством.
Чем богаче общество, тем высок в этом обществе спрос на эстетические, познавательные потребности и возможности их удовлетворить. А в слабых обществах ресурсы недостаточны, чтобы удовлетворить базовые, а тем более высокие потребности общества.
Теория цены и качества общества
Чем выше доход человека, тем выше уровень его жизни, его интеллектуальные и культурные, духовные и моральные качества. Качество жизни среднестатистического гражданина — врача, милиционера, преподавателя, прокурора и т.д., — с ежегодным доходом в размере $2.000 — не может быть таким же высоким и содержательным, как и качество жизни человека, доход которого составляет $60.000 тысяч/год. Соответственно, качество общества с низким доходом не может быть таким же высоким, как и качество общества с высоким доходом. Поэтому доходы людей определяют качество труда и образования, уровень производительности и качество функционирования институтов, государственной системы общества, в целом.
В слабых обществах повышение доходов госслужащих и других поставщиков услуг в корне не повлияет на повышение качества образования, правовой системы, медицины и т.д. Потому что качество этих услуг зависит не только от поставщиков, но и от потребителей этих услуг – населения и бизнеса. Низкий уровень доходов населения – это неполноценное питание, высокие уровни преступности и коррупции, гнева и недовольства, низкие уровни социальной отвественности, дисциплины и порядка, которые влияют на качество общества в целом.
Гуманизм и справедливость так же имеют свою цену, поскольку гуманное и цивилизованное общество — это, в первую очередь, общество сытых, не имеющих повода для страха и тревоги, гнева и безнадежности людей. Слабые общества гуманными и цивилизованными (в целом, а не в части) быть не могут, потому что их ресурсы недостаточны, чтобы удовлетворить базовые потребности людей.
Если ограниченные ресурсы в этом обществе распределить среди всех граждан поровну, то это будет гуманно, но не справедливо по отношению к тем, кто обладает большими способностями и вносит больший вклад для создания этих ресурсов. Если распределить ресурсы по способностям – то это будет справедливо, но не гуманно с учетом того, что неудовлетворённой большей части общества достанется еще меньший объем ресурсов. Но основная суть в том, что кем и как бы ни распределялись ресурсы, в слабых обществах они не достаточны, чтобы удовлетворить базовые потребности всех членов общества. Это означает, что каким бы ни была политика распределения ресурсов – посредством рынка или государством — базовые потребности людей в слабых обществах останутся неудовлетворенными и избежать гнева и недовольства в этих обществах будет практически невозможно.
Размер имеет значение
Степень политической и деловой активности общества так же зависит от объемов дохода и сконцентрированного в этом обществе частного капитала. Капитал всегда стремится защищать свои интересы. И чем больше объем частного капитала, тем высоки возможности общества защищать свои интересы, поскольку интересы капитала в совокупности определяют интересы общества и его вовлеченность в законотворческие и политические процессы.
Общество с размером капитала в 1 единицу на душу населения не может обладать такой же деловой и политической активностью, как и общество с размером капитала в 1.000 единиц/на душу. Чем больше в обществе размер капитала, тем значительно его влияние на решения властей и политические процессы в обществе.
Риски тоже имеют свою цену. Для слабой страны риск в размере 100 единиц может составить 100% ВВП, в то время как данный объем риска составит всего лишь 1% от ВВП для сильного общества. Поэтому возможности сильных и слабых обществ сильно отличаются.
Форма и содержание
Экономические, социальные, политические, поведенческие и т.д. явления проявляются в виде определённых форм, которые обладают собственным содержанием. Содержанием американской улыбки является уровень американского благосостояния и культуры, а не способность произносить «cheese». Эта улыбка – отражение внутренней удовлетворенности, американского благосостояния и культуры. И люди, которые живут в тяжелых условиях не могут обладать внутренней удовлетворенностью, а значит и яркой и привлекательной американской улыбкой. И основным выводом из этого является то, что внутренняя удовлетворенность определяет форму улыбки, а не наоборот. Мы не станем обладателями американского благосостояния и культуры, даже если научимся замечательным образом произносить «cheese» и улыбаться по-американски. Поэтому, важно отличать форму явлений от их содержания.
Очень часто слабые общества стремятся подражать и копировать формы сильных обществ, что отражает благородные намерения и стремления. Однако копирование формы без содержания приводит лишь к имитации этих явлений, которые имеют ограниченные сроки годности и полезного действия.
Например, слабые общества копирует форму демократии и считают, что достаточно дать свободу слова, чтобы общество стало демократичным. Однако наличие свободы слова недостаточно для создания сильной демократии в обществе. Копирование законов развитых обществ, например, правил дорожного движения так же не сделают дорожное движение в слабых обществах безопасным и культурным. Поскольку социальная ответственность и культура не могут доминировать в обществах, где доминируют гнев и недовольство.
Демократия и свобода слова
Чтобы общество стало правовым оно, в первую очередь, должно исполнять свои обязательства — материальные и моральные. В сильных обществах доходы людей достаточно высоки, чтобы нести высокие расходы на исполнение своих обязательства и отстаивание своих прав. Высокие расходы на правовые услуги – это высокие доходы поставщиков правовых услуг (следователи, юристы, прокуроры, судьи, адвокаты), которые позволяют им получать качественные образование и медицинские услуги, обладать качественными условиями быта и труда. Все это формирует высокие культуру, правовое сознание и ответственность, качественное функционирование правовой системы в целом. Поэтому эффективное исполнение законов, цивилизованные правовые отношения – это роскошь, которую слабые общества позволить не могут, поскольку в слабых обществах люди не могут платить высокую цену за свои права и обязательства. А качественное право стоить дешево не может.
Низкое качество правовой системы и культуры создаёт условия, при котором моральные и материальные выгоды от нарушения законов значительно превысят выгоды от их соблюдения. В подобных ситуациях общества стремятся решать проблемы вне правового поля, что формирует нелегальные отношения и институты. Например, в 90-е годы прошлого века, большинство проблем в нашем обществе решались вне правового поля – коммерсантами, духовенством и т.д., что положило начало развитию таких институтов как «авторитеты».
Свобода слова играет крайне важную роль в развитии личности и общества, становлении правового государства, и является неотъемлемой частью демократии. Однако демократия – это не только свобода слова, поскольку в мире немало слабых обществ, где существует свобода слова, но отсутствует сильная демократия.
Слово может быть, как созидательным, так и разрушительным. Оно формирует мнения, отношения, взгляды, которые, в последствии, приводят к определенным действиям. Созидательное слово приводит к созидательным действиям в обществе, а деструктивное слово – к деструктивным действиям.
Слово способствует эффективному решению проблем, но оно не гарантирует их решение. Чтобы слово было созидательным, решало проблемы, оно должно быть грамотным и обоснованным, выражать в рамках закона определенные позиции и взгляды, интересы и требования определенных групп лиц. Для этого общество должно обладать зрелыми политическими взглядами, грамотной гражданской позицией, которая достаточно сильна, чтобы создавать сильные институты и обеспечить реализацию принципа разделения власти. И как показывает практика, подобных институтов и взглядов слабые общества создать не смогли.
Слово может использоваться как инструмент для различных интриг и провокаций, оно может легко раскачать слабые общества, где и так доминируют гнев и недовольства, поставив под сомнение решения властей. Однако слово не может раскачать сильные общества, поскольку это общество сытых, занятых и самодостаточных людей. Поэтому сильная демократия – это не только свобода слова, но и высокий уровень благосостояния общества, который обладает определенным иммунитетом.
Признание – это не оправдание проблем и отказ от их решения
Взаимосвязь цены и качества общества является базовым инструментом, посредством которого можно дать разумное объяснение системным проблемам и их причинам, определить их взаимосвязь, форму и содержание. Важно признать, что все слабые страны обладают проблемами, наличие которых – это неизбежность на определенном этапе их развития.
Однако неизбежность — это не оправдание этих проблем и бездействия. Это возможность разработать рациональные подходы для их решения, сконцентрировать свои трудовые, финансовые и природные ресурсы максимально на улучшение содержания, а не формы общества. Это возможность признать законы общественного развития, которые позволят обществам избавиться от внешних провокаций, вести независимую политику, больше полагаясь на собственные силы и ресурсы. Это так же возможность правильно оценить риски и возможности, расставить приоритеты общества, сконцентрировать свои ресурсы на решение тех проблем, которые вносят максимальный вклад в рост общества. Это возможность определить неизбежные проблемы и законсервировать их решение на определенное время, заключив консенсус с обществом.
Оптимизм вселяет положительный настрой и высокие ожидания, но здоровый оптимизм должен обладать реалистичными параметрами. Не правильно ожидать, что утро завтра наступит раньше, чем, когда-либо и что оно наступит раньше, только потому что сегодня 21 век!
Однако людям свойственно жить с ожиданиями, что общества могут достичь высокого уровня жизни в самое кратчайшее время. Но, чтобы достичь уровня развитой стран (ВВП надушу 30 тыс долларов) слабая страна должна расти в среднем на 20% в год в течении 20 лет, при росте населения в 1,2%. За все время своего существования, статистика не зафиксировала подобного роста какой-либо страны в течении 20 лет! Как и человек, который не может бегать быстрее тигра, прыгать выше страуса, так и развитие экономики имеет свои возможности и ограничения. Более того, человек имеет сильно ограниченное влияние на законы общественного и экономического развития.
Политика, выстроенная на ожидании того, что слабые общества могут за 20 лет войти в список развитых обществ мира и стремление этих обществ решить проблемы, которые выходят за рамки их возможностей могут создать новые проблемы, привести к нерациональному распределению ресурсов, агрессивной политике, банкротству и различным деформациям. Большая разница между высокими ожиданиями и состоявшейся реальностью приводит к разочарованиям, потере авторитета власти и политики, усиливает неприязнь, гнев и недовольства в обществе, создает идеологический вакуум, делая эти общества слабыми и нестабильными.
Итак, качество общества зависит от благосостояния и степени удовлетворенности его потребностей. И зрелые демократии существуют исключительно в обществах с высоким уровнем социально-экономического и политического развития. Слабые общества могут обладать некими формами демократии, но без содержания – высокого уровня благосостояния – эти формы всего лишь имитации, которые имеют ограниченный срок годности. Только по мере роста благосостояния и удовлетворения базовых потребностей, общества обретают качество – высокие моральные, институциональные, духовные и эстетические свойства.
Общество, которое не обладает ресурсами чтобы удовлетворить базовые потребности своих граждан не может удовлетворить потребности более высокого уровня и обладать высоким качеством. Если ресурсы удовлетворяют всего лишь 50% базовых потребностей общества, то это общество сможет удовлетворить свои базовые потребности примерно через 20 лет (при росте экономики на 5%), а эстетические потребности – не менее, чем через 60 лет! Нравится нам это или нет, хотим мы этого или нет, все это время в обществе будут доминировать гнев и недовольства, деструктивная критика и неприязнь, какими бы правильными ни были решения и политика властей.
Все без исключения слабые общества обладают низким качеством, поэтому причиной проблем этих обществ является то, что они бедные, а все остальное – это его симптомы. Признание этого не является основанием для оправдания проблем и бездействия в обществе, а является основанием для выработки рациональной политики развития, концентрации ресурсов на решении приоритетных его проблем.
Аваз Камалов, предприниматель
Интересная статья. Смесь социологии, позднего марксизма и европоцентризма. Много теоретически справедливых тезисов, но, они больше к европейским моделям общества относятся. Простые примеры азиатских тигров, таких как Япония, Ю.Корея, Сингапур показывают важность учёта большего количества факторов, чем просто экономический базис. Также в абсолют выставлено положение, что старания государства по поднятию заработной платы ничем хорошим не обернется, только гипер инфляцией. И т.д. и т.д… одним словом статья вызывает сомнение способности малых стран самостоятельно выйти из состояния "слабых стран", мол, как Вы по 20% расти будете 60 лет… А ожидаемый конец статьи — где мне казалось должны быть предложения как выйти, скромно отмечено — реформы нужны. И все… А ЧТО делать конкретно если нет "демократии"? Давать свободу слова — "зачем?", все равно вы слабая страна… Так что в целом одобряя попытку аналитически и социологически рассмотреть пути реформ, хотелось бы сказать — реформы идут, надо в них активно участвовать каждому, малые страны в состоянии самостоятельно выйти на высокий уровень и качество жизни, нужна более эффективная связь государства и общества, чтобы люди постоянно корректировали ход преобразований. А так спасибо, автору и редакции, с удовольствием прочитал материал
интересная и познавательная выжимка из какого то западного учебника по социологии ….