К виртуальной экспертной дискуссии на проекте «Центральная Евразия» присоединился таджикский правозащитник и эксперт по вопросам трудовой миграции Шухрат Латифов.
Даниал Саари (Казахстан), редактор Экспертной сети «Центральная Евразия»: какие основные проблемы на пути развития стран Центральной Азии (ЦА) и взаимоотношений между ними Вы бы отметили?
Шухрат Латифов (Таджикистан), программный координатор неправительственной организации TNWplus («Таджикистанская сеть женщин живущих с ВИЧ»), www.tnwplus.org: на такой вопрос трудно ответить двумя словами. В идеале следовало бы отметить многие факторы, тенденции и в целом дать анализ геополитической конфигурации в регионе. Однако, я ограничусь лишь несколькими предложениями.
Итак, основные проблемы на пути развития стран ЦА мне видятся следующими:
-монополизация основных ресурсов и секторов экономики чиновниками, что помимо всего прочего препятствует здоровой конкуренции;
-повсеместная коррупция;
-политическая и экономическая зависимость стран Центральной Азии от России;
-утечка «мозгов» — кадров (brain drain) из ЦА.
Эту проблему считаю необходимым рассмотреть подробнее. Первая волна выезда ценных кадров имела место в 1990-х, когда случился массовый исход представителей не титульных народов из региона. Вторая волна пришлась уже на 2000-е годы, когда уезжали представители национальной интеллигенции, родившиеся в СССР. И третья волна началась примерно с 2010-го года, когда молодые кадры стали покидать родные страны.
Первая волна была связана с обретением независимости и ростом национализма в ЦА. Многие были вынуждены уезжать с нажитых мест на свою историческую родину. Вторая волна была связана с возможностью получения гражданства Российской Федерации в рамках программы переселения соотечественников. Начиная с 2000-го года почти миллион жителей Центральной Азии получили гражданство России. Третья волна объясняется монополизацией основных ресурсов и целых секторов экономики чиновничьим аппаратом. Поэтому у молодых специалистов возникают серьезные трудности с получением достойной работы у себя на родине, а большинство их них предпочитает эмигрировать в США и Европу.
В свою очередь, проблем на пути взаимоотношений между странами региона тоже достаточно. Среди основных проблем выделил бы три следующие:
-неравное положение стран ЦА в существующих политических и экономических блоках на постсоветском пространстве;
-территориальные споры, рост национализма и радикализма;
-монополизация основных ресурсов и целых секторов экономики со стороны чиновников.
Д.Саари: как, на Ваш взгляд, можно было бы наиболее эффективно решать данные проблемы?
Ш.Латифов: эффективное решение проблем на пути развития стран Центральной Азии — сложный комплекс мер. Среди первоочередных мер я бы выделил следующие:
-искоренение коррупции;
-создание здоровой конкуренции на внутреннем рынке, поддержка предпринимательства, развитие малого и среднего бизнеса;
-обеспечение условий для привлечения иностранного капитала и создания новых рабочих мест, особенно для молодых специалистов;
-многовекторная внешняя политика, которая должна быть направлена на сокращение экономической и политической зависимости от РФ.
В свою очередь, развитие взаимоотношений между странами Центральной Азии возможно благодаря в первую очередь следующим мерам:
-решению территориальных споров и демаркации границ между странами региона;
-созданию Центральноазиатского экономического союза (по примеру Евросоюза), в том числе для уменьшения геополитического влияния и давления со стороны РФ;
-разработке единой центральноазиатской энергетической стратегии.
Владимир Парамонов (Узбекистан), руководитель аналитической группы «Центральная Евразия»: Даниал, если позволите, присоединюсь к обсуждению. Уважаемый Шухрат, спасибо за интересные оценки! Тем не менее, с отдельными акцентами не могу согласиться. В первую очередь, уверен, что сотрудничество между РФ и ЦА принципиально важно как для развития нашего региона, так и для развития самой России. В этой связи у меня появился один важный вопрос для дальнейшего обсуждения: может ли интеграция в Центральной Азии рассматриваться в качестве составной части интеграционного процесса / проекта на постсоветском пространстве? Приглашаю аргументировано ответить на этот вопрос всех желающих экспертов из стран ЦА.