В Мирабадском межрайонном суде по гражданским делам состоялось очередное открытое заседание по делу выселения жильцов дома №45 на проспекте Амира Темура. Истец — ЧП «Me’mor Mexanizatsiya Qurilish» — продолжает настаивать на проведении рыночной оценки квартир, попавших по решению бывшего хокима города Рахмонбека Усманова под снос, ответчики – Влад и Ольга Замановы – предоставляют суду новые документы, подтверждающие архитектурную ценность дома.
О переносе заседания из Ташкентского политехнического колледжа в здание суда стало известно сегодня утром у закрытых дверей учебного заведения. Выяснилось, что в актовом зале проводится другое мероприятие, и участники слушаний вместе с неравнодушными жителями отправились в суд. Несмотря на то, что они были открытыми, внутрь смогли попасть не все – зал скромного размера не позволил вместить всех желающих.
На заседании под председательством судьи Одилбека Хазраткулова рассмотрели ходатайства сторон.
Истец — сотрудник ЧП «Me’mor Mexanizatsiya Qurilish» Павел Ким — передал суду приказ о приёме на работу в компанию (один из двух затребованных документов). Трудовую книжку обещал принести в следующий раз. По ходатайству ответчика — Влада Заманова — вместе с ней истец должен будет предоставить суду ведомости о начислении заработной платы. Свою просьбу он объяснил тем, что приказ можно оформить задним числом, а ведомости, которые содержат информацию о выплате налогов, подделать невозможно.
Разбирательство по поводу переписки Влада и Ольги Замановых с застройщиком продолжится – суд направит запрос в АО «Узбекистонпочтаси». Павел Ким утверждает, что ответчикам было отправлено пять писем. Одно из них содержало предложение о проведении оценки для установления рыночной стоимости квартиры, остальные предусматривали различные варианты материальной компенсации в связи со сносом. Жильцы просят доказать, что они действительно получали письма от застройщика. По словам Влада и Ольги, их подписей на почтовых документах нет.
Другое ходатайство касалось уплаты госпошлины с так называемой «цены иска». Согласно п.10 ст. 129 Гражданского процессуального кодекса Республики Узбекистан, цена иска определяется рыночной стоимостью строения, но не ниже кадастровой стоимости или при отсутствии её не ниже оценки по обязательному страхованию.
Сотрудник ЧП «Me’mor Mexanizatsiya Qurilish» утверждает, что компания оплатила госпошлину в размере 2 МРЗП (вместо положенных 4% от цены иска), так как рыночная стоимость квартир Влада и Ольги Замановых им неизвестна.
«Не знаем, от чего отталкиваться», — сказал Павел Ким. – «Сами они не проводят оценку, хотя мы им предлагали это сделать и готовы покрыть все расходы; нас не пускают, чтобы мы оценили физическое состояние квартир».
Суммы единовременных компенсаций за квартиры Влада и Ольги Замановых (399 437 500 сумов и 295 000 000 сумов), которые фигурируют в исковых заявлениях, в ЧП «Me’mor Mexanizatsiya Qurilish» определили с помощью сравнительного анализа квадратных метров 15 жильцов, с которыми ранее заключили договоры. Этот факт является нарушением Закона «О защите частной собственности и гарантиях прав собственников» – подобную работу проводит независимая оценочная компания, с которой застройщик должен заключить прямой договор, но до сих пор этого не сделал.
Следующим вопросом для судебного рассмотрения стало заявление Влада Заманова о признании дома №45 на улице Амира Темура памятником архитектуры. Необходимые документы из имеющихся (копии экспертиз, акта и протокола №119 от 15 марта 2019 года) для подтверждения этих фактов суду предоставил начальник кадастровой службы Департамента культурного наследия Министерства культуры Шерматжон Шеримбетов.
По его словам, на следующей неделе завершится процесс реорганизации ГлавНПУ в Департамент культурного наследия при Министерстве культуры. Ожидается выход соответствующего постановления Президента Узбекистана и назначение руководителя новой организации – это прерогатива главы государства. После этого формальный вопрос с включением дома №45 в Государственный реестр объектов материального культурного наследия будет решён. До этого момента, впрочем, как и после, проект архитектора Г. Сваричевского находится под защитой закона. Районный и городской хокимияты получили об этом уведомления.
Также Влад Заманов передал суду копию архивного документа – заключение об историко-культурной ценности дома №45, согласно которому строение было принято под охрану государством II категории ещё в 1986 году. В распоряжение суда попало и заключение УзГАШКЛИТИ о наличии грунтовых вод на участке – они могут вскрываться на глубине 7-8 метров от поверхности земли, что ставит под сомнение возможность капитального строительства с подземной парковкой на территории.
Заключительным стало рассмотрение ходатайства о предоставлении суду проекта будущего многоэтажного дома и генерального плана города с включённым в него новостроем от ЧП «Me’mor Mexanizatsiya Qurilish». Истец предоставить ничего не смог, так как в компании считают нецелесообразным заниматься проектом, пока не решён вопрос с компенсацией, а выплатить её не получается, поскольку не могут определить рыночную стоимость квартир, попавших под снос.
Отсутствие каких-либо проектов и другой технической документации подтвердил документ, который ответчики попросили приложить к делу. Это ответ прокурора города Ташкента Ш.С. Облокулова (№10.2/856-19 от 16 февраля 2019 года) на обращение жильцов дома №45. В письме прокурор ссылается на информацию отдела строительства Мирабадского района, который сообщает, что «со стороны ЧП «Me’mor Mexanizatsiya Qurilish» проект предстоящего строительства для согласования до сего времени не предоставлен».
По результатам заседания суд решил отказать ЧП «Me’mor Mexanizatsiya Qurilish» в ходатайстве о проведении в процессе судебного разбирательства «судебной строительно-технической экспертизы», которая определит сумму компенсации за сносимые квартиры.
Следующее заседание состоится 14 мая.
ВИКТОРИЯ АБДУРАХИМОВА
То, что дом №45 будет включен в Государственный реестр объектов материального культурного наследия очень радует. Однако, осведомлены ли жители данного дома о том, что согласно Закону существуют особенности владения, пользования и распоряжения объектами материального культурного наследия, в том числе собственники обязаны обеспечить сохранность с обязательным выполнением требований по сохранению внешнего и внутреннего облика объекта материального культурного наследия. Как видно из фото этого дома, жители в целях улучшения своих жилищных условии произвели разные пристройки, которые по сути должны быть снесены для воссоздания исторического и эстетического вида данного дома. И в дальнейшем при каждом ремонте спрашивать соответствующего разрешения Минкульта…..и как они будут продавать свои квартиры, если примут такое решение?????
В судах еще есть коррупция!!! Потому рассчитывать на справедливое, законное, обоснованное решение, не стоит!!!
Тут написано что истец ЧП т.е.частное предприятие учрежденное одним физическим лицом целью которого является получение прибыли в интересах этого физического лица.Возникает вопрос -неужели корыстные интересы одного физического лица выше жизненных интересов нескольких граждан.
Нужен хороший адвокат, имеющий опыт работы в таких случаях. Надоели уже эти застройщики, дающие взятки в хокимияты районов.
У нас тоже один появился…