18 февраля в Ташкенте состоялась презентация первого в Узбекистане исследования по диагностике частного сектора, проведенного Международной финансовой корпорацией и Всемирного банка, где утверждается, что увеличение инвестиций частного сектора ускорят экономический рост Узбекистана.
В докладе были выявлены возможности для расширения вклада частного сектора в устойчивый экономический рост. Указывается на основные препятствия для реализации потенциала частного сектора, а также предлагаются конкретные рекомендации и решения, эффективно использующие опыт и знания частного сектора.
Исследователями были выявлены сектора, требующие незамедлительных действий. Это касается воздушных сообщений, где Узбекистан принимает очень мало авиа-рейсов и они очень дорогие. И это при том, что экономика страны, которая не имеет выхода к морю, окруженная другими сухопутными странами, нуждается в быстром и недорогостоящем воздушном транспорте.
Рекомендации IFC в этом секторе сводятся к дерегулированию НАК «Узбекистон хаво йуллари» и реструктуризации основной деятельности по авиаперевозкам компании. IFC рекомендует создание независимого органа, отвечающего за принятие политики и отделенного от регулирующего учреждения, отвечающего за вопросы безопасности. А также предлагается либерализовать соглашения по авиаперевозкам.
Химическая промышленность Узбекистана обладает большим преимуществом благодаря богатым природным ресурсам. Здесь предлагается разделить независимость регулирующих и контрольных функций от производства и предпринимательства. Также координировать стратегии АО «Узкимесаноат» и «Узбекнефтегаз» с постепенным устранением субсидий, верхних пределов цен и экспортного контроля.
В сфере ИКТ доступ к широкополосной сети недостаточен и дорогой. А как известно, цифровая экономика является залогом к ускоренному развитию посредством повышения продуктивности и внедрения технологических инноваций.
IFC рекомендует модернизировать существующие нормативные положения и функции контроля. Закрепление открытого и равного доступа к инфраструктуре «последнего километра» АК “Узтелеком”, а также снижение цен для операторов, устанавливаемых АК “Узтелеком”, для внутреннего и международного IP транзита.
В секторе сельского хозяйства, по мнению исследователей, Узбекистан мог бы стать «Калифорнией» Азии, поскольку страна располагает благоприятными агроклиматическими условиями для производства и экспорта плодоовощеводства. Однако регулирование мешает фермерам инвестировать больше в производство и экспорт.
Для улучшения плодоовощной отрасли рекомендации сводятся к принятию мировых государственных и частных стандартов и сертификации экспортируемых продуктов. Устранению предоплаты для экспортных продуктов плодоовощеводства и активизации инвестиций в современные системы орошения и исследовательских работ для вывода сортов сельскохозяйственных культур.
В секторе авиации мы начали процесс дерегулирования узбекской авиакомпании. Конечно, все это требует времени. Но мы работаем.
В секторе ИКТ мы работаем над стратегией, которая скоро будет обнародована. Мы можем реализовать рыночные реформы в системе ИКТ.
В химической промышленности наравне с другими как нефтегазовый сектор, электроэнергетика правительство продолжит процесс дерегулирования цен. Приспособление компаний к рыночным условиям, чтобы они могли конкурировать исключительно на рыночных условиях на внутреннем рынке и на внешнем. Мы очень надеемся на положительные результаты нашего первого проекта приватизации с участием иностранных инвесторов, все это произойдет в ближайшее время.
Плодоовощеводство. Есть Указ Президента, разработанный Министерством инвестиций и внешней торговли, который отменил существование госоргана, который создавал серьезные барьеры для сектора плодоовощеводства. Сейчас это сектор либерализуется. Предстоит работа по санитарным стандартам, стандартам качества. В целом правительство уменьшило свое участие в этом секторе и дало частному сектору больше возможности конкурировать. Правительство поддерживает предпринимателей с точки зрения налогооблажения, финансирования выделения дополнительных земель, чтобы они могли расширить свое производство.
Второй момент, экспорт является важным источником роста для Узбекистана. Мы работаем над улучшением, как структуры нашего экспорта, чтобы уйти от зависимости от сырьевых и энергоресурсов в контексте экспорта. И перейти больше к экспорту продукции с высокой добавленной стоимостью.
Есть много структурных проблем и сложностей в нормативно правовой базе, которые создают барьер для узбекских предприятий. Это законодательная нагрузка в первую очередь относится к налоговой системе.
Налоговые реформы действительно решают проблемы очень высоких барьеров для предприятий, которые препятствуют им превращаться в средние и крупные предприятия. Мы знаем, что именно средние предприятия начинают инвестировать в инновации, в обучение и подготовку своего персонала. Вносят больший вклад в увеличение производительности и росту ВВП».
Касаясь вопросов занятости, Шухрат Вафаев отметил: «Есть трудности в обеспечении занятости, создании устойчивых хорошо оплачиваемых рабочих мест. Что мы сделали на данный момент? В первую очередь это отмена требований прописки при трудоустройстве. Люди могут работать там, где они находятся, или они могут переехать в другой регион республики и найти официальную работу. Мы должны признать, что в столице основная масса рабочих мест, особенно в промышленном секторе».
В исследовательском отчете сделаны выводы о том, что разделение регуляторных функций от операционной деятельности позволят повысить качество оказания услуг и товаров.
В то же время, прекращение поддержки вторичных услуг обеспечит создание большего пространства для частного сектора и позволит Правительству сосредоточиться на политике.
Создание равных условий между предприятиями государственного и частного сектора открывает возможности для частного сектора, а повышение тарифов побудит население и промышленный сектор к устойчивому использованию энергии и к экономии на будущее.
М.ДЖАНГИРОВ, фото автора