back to top
14 C
Узбекистан
Понедельник, 25 ноября, 2024

Гражданин Ташкента Андрей Слоним: режиссёр, сценограф, поэт, публицист. Часть 1

Топ статей за 7 дней

Подпишитесь на нас

51,905ФанатыМне нравится
22,961ЧитателиЧитать
7,060ПодписчикиПодписаться
Гражданин Ташкента Андрей Слоним: режиссёр, сценограф, поэт, публицист. Часть 1

Юбилей известного деятеля – событие общественное. В особенности — юбилей заслуженного деятеля искусств Узбекистана, нашего современника, который отдаёт все силы служению искусству и своему народу. Дань почестей и уважения такому человеку — долг современников. Редакция начинает публикацию большого очерка о замечательном человеке, коренном ташкентце Андрее Слониме — режиссёре, сценографе, поэте и публицисте.

Заслуженному человеку из рода, который внёс большой вклад в жизнь города, в прошлом присваивалось звание потомственного гражданина. В наше время эти звания, к сожалению, давать не принято. Потому назовём героя очерка просто гражданином Ташкента — это высокое звание Андрей Евсеевич заслужил сполна, как и любовь поклонниковсвоего творчества и уважение коллег.

Гражданин Ташкента Андрей Слоним: режиссёр, сценограф, поэт, публицист. Часть 1

Семидесятилетие со дня рождения — дату солидную — Андрей Слоним отмечает творческим вечером в Государственном академическом Большом театре имени Навои, которому служит верой и правдой около трёх десятилетий. Вечер состоится 16 февраля и станет щедрым подарком юбиляра и всего театрального коллектива ташкентским зрителям — вход в театральный зал объявлен свободным.

Этот благородный жест, несомненно, в традициях ташкентской династии Слонимов, речь о которой впереди. Как и о том, что разумного, доброго и вечного Андрей Евсеевич успел посеять на ниве жизни. И о том, какими плодами наградила его судьба. О заслуженном, известном и талантливом человеке расскажут друзья, ученики, зрители и сам юбиляр. О современнике, предки которого оставили глубокий след в истории Ташкента и который достойно продолжает славную династию Слонимов, хотелось бы написать по возможности подробнее.

Гражданин Ташкента Андрей Слоним: режиссёр, сценограф, поэт, публицист. Часть 1

Из официального досье Андрея Слонима

Родился в 1949 году, в Ташкенте. В 1974 году получил диплом Ташкентского театрально-художественного института. Поставил более 65 спектаклей — оперных и драматических, является сценографом нескольких балетных постановок, во многих своих спектаклях выступал и как художник-сценограф.
Сегодня Андрей Слоним — один из ведущих мастеров оперной режиссуры Узбекистана. В постановках раскрывает музыкальную драматургию и образность произведения в своём, авторском осмыслении, владея современными стилистическими приёмами решения спектакля. Сохраняя верность стилю композитора, исторические характеристики эпохи, в которой происходит действие спектакля, наделяет героев узнаваемыми чувствами и чертами, близкими и понятными современному зрителю.

Дополним парадный портрет живыми словами.

Из воспоминаний Лидии Козловой, друга детства

— Шёл 1956 год. Я была второклассницей школы №44 имени Ушинского, когда в нашем классе появился Андрей Слоним. Он был на год младше нас, и до этого нигде не учился. Мы, поступившие в школу в 1955 году, целый год «грызли» гранит чтения, письма, арифметики. Конечно, испытали ревнивое чувство к мальчику, «перепрыгнувшему» первый класс. Наша учительница, Клавдия Владимировна Орлова, устроила новичку что-то вроде экзамена у доски. Задавала вопросы, диктовала предложения. После опроса наше недоумение рассеялось: Андрей справился со всеми заданиями для второго класса безукоризненно.

Так мы повстречались с обыкновенным вундеркиндом. Не помню, чтобы Андрей как-то старательно учился. Нет, он словно всё знал наперёд. К примеру, у нашего математика Игоря Абрамовича Дорфмана была такая забава: вызвать одновременно нескольких учеников, поставить в ряд у доски и задать немыслимые вычисления с неимоверными цифрами. Это «шоу» всегда имело один итог. Я с трудом пыталась вспомнить, какие же цифры только что прозвучали. Андрей, стоя у доски, немного наклонял голову, по-особому складывал руки на уровне груди, соединяя кончики пальцев левой и правой ладони, и совершенно спокойно, даже буднично выдавал «на гора» один за другим результаты.

Помнится, семья Слонимов устраивала замечательные ёлки в своём фамильном особняке. Дом, в котором жили Слонимы, знали все староташкентцы — такой он был, наш родной город.
Мы ходили на эти домашние праздники с удовольствием. Сопровождала нас мама Эти Левиной — тётя Лена.

Гражданин Ташкента Андрей Слоним: режиссёр, сценограф, поэт, публицист. Часть 1

М. Горький. «Мещане». Татьяна – Лидия Тюшнякова (Козлова), Бессеменов — Валентин Трущенко. Красноярский драматический театр имени А. С. Пушкина. 1980. Фото А. Мищенко

Страстным увлечением Андрея был драматический кружок. Как правило, он играл в школьных спектаклях злодеев, отрицательных героев детских сказок. В восьмом классе уже режиссировал, ставил небольшие миниатюры. У Слонимов все были театралами. И семья была особая, и мальчик особенный, непохожий на других. Он сочинял стихи и музыку, импровизировал на рояле, рисовал. Так что все его творческие задатки ярко проявились в детстве и юности. После окончания восьмого класса Андрей перешёл в 110-ю — самую лучшую ташкентскую школу тех лет, с математическим уклоном. Увлечение театром переросло в любимую профессию. Я тоже посвятила себя театру.

Из произведения Андрея Слонима «Шелест листвы воспоминаний (коллаж размышлений о былом)», опубликованного в журнале «Звезда Востока».

И я пойду по улице своей.
Дубы прошелестят слова живые,
И щёлканье упавших желудей
Отмерит дни ушедшие, былые.
На улице пустой лишь шум шагов
Приходы и уходы обозначит,
А звуки всех произнесённых слов
Сольются в хор, что слишком много значит.

«…Своя улица, несомненно, есть у каждого из нас, — пишет автор. — …Ты прожил на ней свое детство и юность, по обстоятельствам ты теперь живешь совсем в другом месте – а вполне реальная улица живет особой жизнью, которая вершится в иных пространствах и временах. …А ты ощущаешь неразрывное единение с ней – и с той, былой, и с нынешней, в чём-то совершенно другой, не схожей с прежней.
Мне доводится встречаться с «моей» улицей довольно часто. Как раз напротив дома, в котором я родился и вырос – находится здание Узгостелерадио. Здесь мне приходится нередко отвечать на приглашения редакторов радио и выступать в прямом эфире. А совсем недавно в этом здании проходила студийная запись оперного спектакля – премьеры оперы нашего известного композитора М.Бафоева «Хамса», которую мне довелось поставить. И я в многотысячный раз окидываю взором два заветных дома моей улицы…

Гражданин Ташкента Андрей Слоним: режиссёр, сценограф, поэт, публицист. Часть 1

Сейчас оба этих дома после многочисленных реконструкций несколько изменили свой вид. В них реконструировали перекрытия, обновили оконные переплеты, слегка изменили конфигурации фасадов. Но в целом они остались почти такими же, как были.
Все так же шумят своей листвой вековые дубы над этими домами. Эти замечательные дубы тоже неразрывно связаны с историей этих домов и хранят свои тайны. С детства, засыпая под шелест их листвы, а в периоды осени – под мерный стук падающих желудей – я привык слушать «шаги» этих таинств, неуловимую недосказанность всего, что осуществлялось как бы «рядом» с текущими событиями, но в неразрывной связи с каждым из них».

Вкратце перескажу историю семьи Андрея Евсеевича, коренного ташкентца в третьем поколении.

В начале 70-х годов XIX века его прадед Илья Слоним с супругой прибыл в Туркестан из Оренбурга. Ехала чета Слонимов на верблюдах – железной дороги между Ташкентом и Оренбургом тогда не существовало. Прадед устроился работать в ташкентскую типографию и вырастил со своей женой четверых талантливых сыновей. Один из них — Моисей Ильич, окончив ташкентскую гимназию с золотой медалью, поступил на медицинский факультет Казанского университета. Это был будущий дед Андрея Евсеевича.

Гражданин Ташкента Андрей Слоним: режиссёр, сценограф, поэт, публицист. Часть 1

Моисей Ильич Слоним

Получив диплом врача, он вернулся в Ташкент. Как уездный доктор объездил множество уголков Туркестанского края. Универсальный практический опыт позволил ему провести ряд изысканий по борьбе со специфичными местными болезнями. Талант диагноста и несколько стажировок в Петербурге и в Европе позволили М.И. Слониму стать одним из виднейших и авторитетнейших медиков Туркестана.

Именно М.И. Слонима — известнейшего врача — вызвали к заболевшей чёрной оспой велико русской актрисе В.Ф. Комиссаржевской, которая в 1910 году гастролировала в Ташкенте и Самарканде. Она единственная из своей труппы не сделала себе прививку против оспы. Болезнь в то время была неизлечимой. Всё, что было возможно для облегчения состояния больной Моисей Ильич выполнил с полнейшей самоотдачей.
— В нашем семейном архиве хранится врачебный дневник, — пишет Андрей Евсеевич, вспоминая эту историю, — где почерком, который сегодня трудно разобрать, дед фиксировал каждый момент состояния больной, чтобы любыми средствами постараться вырвать ее из объятий рокового недуга… Хранится в нашей семье и большая фотография Веры Федоровны, на которой остались автографы десятков актеров труппы Комиссаржевской и трогательная надпись: «Выдающемуся доктору М.И. Слониму – с благодарностью. Осиротевшая труппа»…

Врачом стал и брат деда – Соломон Ильич. Первым в Туркестане он выписал рентгеновский аппарат и с 1916 года вел с его помощью регулярное обследование больных. Помог очень многим. В те годы мало знали о губительной силе рентгеновских излучений, и защиты от них не применялось. Соломон Ильич в результате полученных доз облучения не прожил и пятидесяти лет…
Выдающимися деятелями были и два других брата Моисея Ильича.
Михаил Ильич стал генетиком, познав всю тяжесть репрессий за занятия «лжнеаукой», каковой объявили в 20-30-е годы генетику а Лев Ильич – замечательным инженером, авторе смелого и новаторского для того времени проекта моста через Салар рядом со старым Ташми. Мост служит городу доныне.

Гражданин Ташкента Андрей Слоним: режиссёр, сценограф, поэт, публицист. Часть 1

Экскурсия к дому Слонимов

Как же появились два дома Слонимов, известные и сегодня под этим именем? К ним как достопримечательности столицы ташкентцы ходят на экскурсию. Сейчас в зданиях размещён Республиканский Фонд ветеранов «Нуроний», до этого его занимал Союз театральных деятелей. Самым уместным было бы расположить в этих зданиях музей истории русского Ташкента — если таковой вообще мог бы быть создан.

В 1926 году государство стало активно поддерживать ученых и выдало ссуды на строительство для них жилья. Для семей братьев-медиков Моисея и Соломона Слонимов по проекту архитектора Бауэра выстроили два дома, отличавшихся общим академичным стилем. В начале тридцатых семья Соломона Ильича перебралась в Москву, его дом перешёл в собственность государства, в нём разместились новые жильцы.

Во втором доме, по адресу улица Карла Маркса, 51 – многим ташкентцам знакомому и уважаемому — продолжали жить дети и внуки Моисея Ильича. В нём-то и провёл детство и юность Андрей Евсеевич Слоним, трепетно храня в памяти все его особенности. Высокие потолки и толстые стены зимой сохраняли тепло, а летом — прохладу. Красивое парадное крыльцо, «онегинская» терраса, выходящая сад, где росли редкие для Ташкента три огромные голубые ели. Их привезли деду из Нальчика маленькими кустиками в кадках. И они жили вплоть до переезда Слонимов из этого дома в 1975 году.

Продолжение следует

Тамара Санаева
Фото из архива Андрея Слонима

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь

Последние новости

Новые правила оплаты адвокатам за государственную помощь

Эти изменения направлены на унификацию процесса предоставления бесплатной помощи и справедливое вознаграждение специалистов, сообщает правовой портал "Норма".

Больше похожих статей