back to top
38.2 C
Узбекистан
Воскресенье, 6 июля, 2025

Вечер памяти театрального художника Георгия Брима

Топ статей за 7 дней

Подпишитесь на нас

51,905ФанатыМне нравится
22,961ЧитателиЧитать
7,660ПодписчикиПодписаться
Вечер памяти театрального художника Георгия Брима

Плодотворное сотрудничество между Узбекистаном и Германией продолжает всё более деятельно развиваться в экономической сфере, образовании, культуре. Примеров политических и дружеских связей стран не счесть, но самым близким и наглядным свидетельством единения служат судьбы представителей талантливого и трудолюбивого немецкого народа — людей, оставивших значимый след в истории и культуре Узбекистана.

Знаменательно, что в преддверии рабочего визита руководителя нашей республики в Германию, который состоится 20-22 января наступившего 2019 года, в Национальном академическом драматическом театре Узбекистана 14 января прошёл вечер памяти Георгия Брима, почтить имя и творчество которого собрались известные деятели искусства и культуры, театроведы, ученики художника.

Вечер памяти театрального художника Георгия Брима

Министр культуры Республики Узбекистан Бахтиёр Сайфуллаев на вечере памяти Георгия Брима

Вечер открыл министр культуры Узбекистана Бахтиёр Сайфуллаев. Он отметил в своей речи неподражаемый талант художника-декоратора и выдающийся вклад Георгия Брима в узбекское театральное искусство. Подчеркнул, что Г. Брим в совершенстве владел мастерством живописи и секретами современной сценической техники, благодаря чему каждый спектакль обретал яркое сценографическое решение и декорации становились частью сценического действа.

Вечер памяти театрального художника Георгия Брима
Вечер памяти театрального художника Георгия Брима

Имя и творчество Георгия Брима — лауреата государственных премий, члена Союза художников СССР и заслуженного деятеля искусств Узбекской ССР, профессора кафедры театральной и кинодекорационной живописи, сценографа и художника Георгия Робертовича Брима — не забыто. В 1978 году оно занесёно в книгу трудовой славы Узбекской ССР, а в 1995 году художник был удостоен высокой правительственной награды — ордена «Дустлик». В галерее известных деятелей театра его портрет на почётном месте.

Вечер памяти театрального художника Георгия Брима

Любое дело, сотворенное немцем, даже родившимся вне исторической родины, всегда имело негласную марку высокого качества, добротности и культуры и ценилось окружением. Кроме перечисленных моментов в работах Г. Брима присутствует недюжинная сила художественного воображения и образности. Их видела самая широкая публика в театрах и концертных залах, на сценических площадках Узбекистана, Франции и Германии. Эскизы его работ представляли на ретроспективных выставках театральных художников. Одна из них прошла в 2012 году в Центральном выставочном зале Академии художеств. Другая — в Галерее изобразительного искусства Узбекистана, и там зрители могли по телемосту поделиться своими впечатлениями о работах Герогия Брима с сыном художника, живущим в Сиэтле (побратиме Ташкента), задать ему вопросы, тут же получив ответ. Мне тоже удалось тогда побеседовать с Евгением Бримом. Известный актёр, режиссёр, педагогог и мыслитель, создатель BRIM ART PROJECTS, он дорожит своими связями с Ташкентом.

Если заглянуть в летопись театрально-декорационного искусства Узбекистана, — в первые десятилетия XX века — мы убедимся, что в то время театральному искусству служили художники, ныне почитаемые как гении живописи либо признанные мастера сценографии. В их ряду С. Юдин, А. Николаев (Усто Мумин), В. Уфимцев, М. Гвоздиков, П. Рябчиков, Ш. Шорахимов, Х. Икрамов… Во второй половине столетия в созведии художников-сценографов блистали В. Акудин в театре кукол, Р. Туманков в Русском драматическом театре, А. Жибоедов в ТЮЗе и театре имени Мукими, Т. Шорахимов и С. Фесько – в ГАБТе, А. Батыков в театре оперетты, Ю. Гусейнов – в театре-студии «Ильхом». Наиболее ярким и широко известным в этом кругу был Г.Р. Брим, зарекомендовавший себя великолепными сценографическими творениями в Узбекском государственном драматическом театре, в театре имени Аброра Хидоятова, в ГАБТе имени А. Навои и других.

Вспомним о судьбе Георгия Робертовича. Немец по национальности, он был уважаемым человеком в Узбекистане, который стал для него поистине родным. Но вряд ли в молодости художник откровенно делился трудностями своей жизни. Окружающие знали немногое. Лишь самым близким известна была история семьи Бримов, которую на исходе жизни художник скупыми и пронзительными словами изложил в короткой автобиографии.

На свет Георгий появился в далеком 1935 году в селе Кировка в Азербайджане. До событий 1917 года оно называлось Алексеевка. В свое время там, на землях, принадлежащих князю Алексееву, было построено более полутора сотен дворов для немецких семей — по немецкому образцу. Отец будущего художника, Роберт Брим, перенял промысел своего отца и был потомственным виноградарем. Семья жила зажиточно. В крестьянском хозяйстве Бримов были фруктовые сады и виноградники, пахотные земли под пшеницу и картофель, домашняя скотина, свои лошади. С коллективизацией, в 1933 году, всё нажитое перешло в колхоз, и деда Георгия Брима — Фридриха Шиллинга, объявив кулаком и врагом народа, в 1939 году забрали ночью в НКВД. Скончался он от воспаления лёгких, далеко от теплой азербайджанской земли и своих родных — в холодной мурманской тюрьме.

Когда в июне 1941 года фашистская Германия вероломно напала на Страну Советов, по указу Сталина все немецкие семьи из Кировки выселили в Восточно-Казахстанскую область, разместив в пригородном хозяйстве. Затем начали рассылать на трудовые работы. Отца забрали 20 января 1942 года и отправили в Челябинск, на шахты. Мать в декабре 1942 года послали в Сызрань строить военные дороги. Ида Шиллинг оставила на попечении родственницы двоих сыновей. Старшему, Францу, шел девятый а Георгию — седьмой год. Да у приютившей их тётушки своих было семеро, тоже мал мала меньше…

Георгий и Франц вместе с другими детьми трудились в колхозе. Потом в графических работах художник отобразит свои воспоминания и один из листов подпишет: «Георг работал погонщиком, а Франц заплужником».
В 1944 году отец, находившийся в уральских шахтах, получил в письме газетную заметку о «стахановцах, которые ежедневно перевыполняли норму». Публикация в казахстанской газете называлась «Самые маленькие — самые обязательные», и в ней рассказывалось о его детях. Мог ли он радоваться, что им выпало так рано совершать трудовые подвиги? Страдала о сыновьях и мать, которая после нескольких пересылок оказалась в 1944 году в Красноводске, в Туркмении, и была взята на учёт в качестве спецпоселенца.

В 1945 году погибает в уральских шахтах отец Георгия — Роберт Брим. Город, в котором прервалась его жизнь, словно по иронии судьбы, назывался Копейск. Дешево стоила жизнь человеческая, но как дорого сам человек платил за неё!

Вечер памяти театрального художника Георгия Брима

Г. Брим. «Встреча с матерью после 5 лет разлуки» (барак, где жили женщины советские — немки в трудармии) 1946 г.

Преодолев массу трудностей, семья добиваются разрешения на воссоединение, и в 1946 году дети едут в Красноводск — к маме, которая как спецпоселенец не могла никуда выехать. Пять лет женщина не видела своих детей! Думала, приедут рослые мальчики – в породу Бримов. Сердце сжалось от боли, когда увидела их едва ли не такими же, какими оставила. Щуплые, маленькие и бледные ребятишки даже от слова «мама» отвыкли – пришлось заново привыкать.
В школу Георгий впервые пошел в 1946 году, в 11 лет. Жилось тяжело, но кроме школы он успевал посещать студию изобразительного искусства в Доме пионеров. Впечатлительная натура мальчика определила его жизненное предназначение. А привычка к труду стала залогом работоспособности и успеха.

В 7 классе Георгий перевёлся в вечернюю школу и устроился работать трактористом. Едва подростку исполнилось 16 лет, его поставили на учёт спецпоселения как лицо немецкой национальности. После вечерней семилетки Георгий просит у НКВД разрешения для поступления в художественное училище в Ашхабаде. Разрешение дали, и он уезжает учиться в Ашхабад.

В училище Георгий попадает к замечательным педагогам: ведущему художнику Ашхабадского театра оперы и балета Петру Ершову, который преподавал композицию на отделении театральной живописи, и Валентину Петровичу Чудинову, художнику ленинградской академической школы — тот вёл на курсе рисунок.

Лишь 17 февраля 1956 года на основании Указа Президиума Верховного Совета СССР от 13 декабря 1955 года юноша был снят с учёта спецпоселения. Закончил художественное училище с красным дипломом, и по закону того времени его должны были направить на учёбу в вуз Москвы или Ленинграда. Но на бывших спецпоселенцев общие законы, видимо, не распространялись. Георгия послали на работу в областной драматический театр имени «Кемине» в самом знойном городе Туркмении – Мары. Там и начал он самостоятельную творческую деятельность. Поначалу как художник-декоратор, а спустя год стал художником-постановщиком, и проработал в этом, казалось бы, забытом богом городке до 1961 года.

Мечта совершенствоваться в профессии не оставляла Брима. И он воплощает её: поступает в 1961 году в Ташкентский театрально-художественный институт (ТТХИ), в котором учится у таких мастеров как И.Вальденберг, Д.Ушаков, В.Рыфтин.
С отличием закончив в 1967 году вуз, Брим девять лет работает главным художником театра имени Хамзы, а в последующее десятилетие — главным художником театра имени Аброра Хидоятова. В эти же годы преподаёт на кафедре кино и театрально-декорационной живописи в ТТХИС. С 1989 года он профессор, затем заведующий кафедрой театрально-декорационной живописи. Не оставляет работы и после выхода на заслуженный отдых.

Вечер памяти театрального художника Георгия Брима

Театральный художник Александр Батыков, участник вечера памяти Г. Брима

Ученики Георгия Робертовича Брима и коллеги вспоминали на вечере о работе художника над спектаклями в театрах Ташкента. А ведь кроме того в его багаже спектакли в Ашхабаде, Мары, Коканде, Пловдиве в Болгарии!

«Царь Эдип» Софокла и «Мария Стюарт» Ф. Шиллера в 1970-м, «Самандар» А. Мухтара, «Бай и батрак» Хамзы в 1973 году были поставлены в Ташкенте, «Бей и ратай» Хамзы в драматическом театре имени Ивана Димова в Болгарии — в 1974 году.

Вечер памяти театрального художника Георгия Брима

«Царь Эдип»

Не перечислить всех спектаклей, в которых художник выступал, по сути, соавтором постановок, руководствуясь при создании спектакля принципом триединства «драматург-режиссер-художник». Эта схема стала главенствующей в узбекистанском театральном искусстве именно благодаря Бриму.

Вечер памяти театрального художника Георгия Брима

«Проделки Майсары»
Вечер памяти театрального художника Георгия Брима

«Проделки Майсары» (Германия, Георгий Брим)

Его с полным правом можно назвать соавтором спектаклей по произведениям узбекских авторов и классиков мировой литературы : «Бунт невесток» Саида Ахмада (1977) и «Живой труп» Л. Н. Толстого (1979), «Проделки Майсары» Хамзы (1978) и «В списках не значился…» по повести Б. Васильева (1975), «Премьера» Лоли Росеб в театре имени Моссовета (Малая сцена, 1983), «Искандер» А. Навои (1991) и «Великий шёлковый путь» в постановке режиссёра Б. Юлдашева в театре имени Аброра Хидоятова (1996).

Вечер памяти театрального художника Георгия Брима

«Отелло»
Вечер памяти театрального художника Георгия Брима

«Паяцы» Р. Леонкавалло

Оформлял он и едва ли не самые сложные театральные постановки — оперы: «Риголетто» Д. Верди (1970), «Проделки Майсары» С. Юдакова (1972), «Паяцы» Леонкавалло (1976), «Кармен» Бизе (1976), «Буран» М. Ашрафи и С. Василенко (1979), «Огненный ангел» С. Прокофьева (1984), «Отелло» Д. Верди. Все они поставлены на сцене ГАБТа в Ташкенте, и поклонники оперного искусства старшего поколения помнят «говорящие» декорации этих постановок, помогавшие воплощать замысел авторов. Эскизы к ним — сами по себе произведения искусства.

Вспомним спектакль «Нодирабегим».
«Брим отождествляет жизнь известной поэтессы с горящей свечой (такое сравнение, пожалуй, применимо и к жизни самого художника). Стройные статичные колонны-свечи делят пространство сцены. Тонкие деревянные резные колонны позаимствованы из типично узбекской классической архитектуры. Обычно в архитектуре XVIII-XIX вв. такими колоннами подпирались крытые террасы-айваны. Подобная манера оформления жилого помещения была широко распространена в Коканде и Бухаре, что немаловажно, ведь действие пьесы происходит именно в этих городах. По ходу спектакля колонна-свеча постепенно становится обуглившимся огарком: главная героиня пьесы «сгорает», как свеча. Сценография «Нодирабегим» очень изящна, поэтична, цветовое решение основано на разных оттенках белого. Создается ощущение чрезвычайной хрупкости и ранимости, ведь именно такой была душа Нодиры», — пишет Наргиза Ташпулатова (San’at 1/2000). И это мнение более чем справедливо.

Георгий Брим – автор декораций празднеств в честь Навруза и Дня независимости Узбекистана (1995), торжеств в ознаменование юбилея Амира Темура и Мирзо Улуғбека (Самарқанд, 1996), международного фестиваля “Шарк тароналари” в Самарканде (1997).

Вечер памяти театрального художника Георгия Брима

Оформление павильона выставки «Дни искусств» в Нью-Йорке (1992)

Была в его творческой практике и организация концертных выступлений в дни культуры и искусства Узбекистана в Баку, Киеве, Париже, в других городах мира.

Вечер памяти театрального художника Георгия Брима

Работа над занавесом для Дворца «Дружбы народов»
Вечер памяти театрального художника Георгия Брима

Многие знают роскошный интермедийный занавес во Дворце «Дружбы народов» — его расшили по эскизам Брима золотошвеи Бухары.

Трудное голодное детство в годы войны и непосильный труд в ранние годы не могли пройти бесследно для здоровья художника. Он ушёл из жизни в возрасте 62 лет в полном расцвете творческих сил — 19 мая 1999 года на исторической родине предков, в Германии. Упокоен в городе Ландсхут. Но память Георгии Бриме не угасает на солнечной земле Узбекистана, где талантливый художник прожил большую творческую жизнь, со страстью отдаваясь изобразительному искусству, преподаванию и сценографии.

Тамара Санаева
В статье использованы фото Г. Брима
Фото с вечера памяти предоставлены пресс-службой Министерства культуры Узбекистана

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь

Последние новости

В Юкоричирчикском районе 7-летний ребёнок сбежал из дома ночью, спасаясь от побоев матери и отчима

В адрес омбудсмана по правам детей Узбекистана поступила тревожная жалоба, связанная с 7-летним мальчиком, проживающим в Юкоричирчикском районе. Согласно обращению,...

Больше похожих статей