В экспертной дискуссии по вопросам развития и взаимодействия стран Центральной Азии участвует хорошо известный в регионе аналитик из Кыргызстана Дмитрий Орлов.
Владимир Парамонов (Узбекистан), руководитель аналитической группы «Центральная Евразия», www.ceasia.org: какие основные проблемы на пути развития стран Центральной Азии (ЦА) и взаимоотношений между ними Вы бы обозначили?
Дмитрий Орлов (Кыргызстан), генеральный директор аналитического центра «Стратегия Восток-Запад»: основная проблема заключается в том, что страны Центральной Азии «застряли» в 90-х годах. Я говорю здесь об уровне мышления правящих элит. Простой народ более восприимчив к переменам. Сейчас недостаточно провозглашать себя самыми «продвинутыми» в регионе по части демократии, нефти и газа или размеров государственного флага на главной площади.
Эта проблема определяет все остальные. Понятно, что в тех условиях, которые сейчас сложились, потребность объединяться обозначилась еще более жестко, чем 20 лет назад. Но до сих пор никто в регионе не смог внятно сформулировать некую общую для всех идею для объединения, которая привела бы к положительному результату. Поэтому возникает вполне естественный вопрос: на основе чего объединяться? К сожалению, такими объединяющими началами не стали ни общность языков одной группы (кроме Таджикистана), ни религиозная составляющая для всех — ислам. Если нет единства народов внутри самих государств ЦА, то и с межгосударственным сотрудничеством происходит то же самое. Давно всем известно: внешняя политика — зеркальное отражение политики внутренней.
Что же касается торгово-экономического сотрудничества, то никакое объединение и в этой составляющей невозможно: как минимум до тех пор, пока страны региона будут смотреть друг на друга, как конкуренты, а не партнеры. Подобная проблема, кстати, сейчас наблюдается и в ЕАЭС. В свое время, конечной целью его создания определяли единое экономическое пространство, но пока все происходит так, как происходит: то есть, плохо. То, что в научной среде называют «естественной комплиментарностью», в отношениях стран ЦА отсутствует напрочь.
С политической составляющей все тем более очевидно. Во-первых, в регионе есть государства, которые считают себя лидерами, а остальных — аутсайдерами. Во-вторых, все государства решают свои собственные задачи: даже те, кого считают этими самыми «аутсайдерами», не думая об общих интересах. Это то, что называется «геополитическим эгоизмом». А он, в свою очередь, — основа всех конфликтов, которые до сих пор были в регионе. Судя по тому, что ничего не делается для устранения их причин, эти конфликты будут еще.
Ну и разумеется, не будем забывать о тех проектах, которые реализуют в регионе всевозможные игроки: США, Китай, Россия, Турция, Иран, монархии Ближнего Востока. Там, где сходятся интересы разных «центров силы», разногласий не избежать. А жертвы этих разногласий — обычные жители региона: от Астаны до Ашхабада. К сожалению, политические элиты в странах региона под «многовекторностью во имя интересов нации» понимают свои личные интересы и выгоды. Очень жаль, что приходится в который уже раз говорить об этом. Прав был классик: «В этом мире все давно уже сказано. Но поскольку никто ничего не помнит, сказанное приходится повторять вновь и вновь».
В.Парамонов: что Вы предлагаете для эффективного решения данных проблем?
Д.Орлов: наиболее эффективно любая проблема решается, когда ее превращают в задачу. Если президенты государств региона действительно хотят объединения ЦА, им нужно поставить перед собой задачу устранить не только все вышеперечисленные безобразия, но и причины их возникновения. Конечно, это труднее, чем «мериться» местами в международных рейтингах, либо «молиться» на углеводородные ресурсы или демократию, но результат того стоит.
В первую очередь нам, надлежит избавиться от мифов, которые сопровождают регион все эти 27 лет. Надо не только узнать о себе правду, но и признать ее. А после — не сводить счеты, а вместе искать выход из создавшегося положения. Но для этого, кроме всего прочего, нужно не болтать о политической воле, а проявлять ее на деле. Безусловно, все это кажется утопичным, но перед Центральной Азией стоит вопрос выживания. Может, для кого-то это и новость, но слабых всегда грабят и бьют: хоть при наличии так называемого «международного права», хоть без него. А мы сейчас слабые. Со всеми вытекающими последствиями …
В.Парамонов: спасибо, Дмитрий. Согласен с Вами. Причем, мне представляется, что Вы еще достаточно дипломатично и корректно обозначили существующие проблемы. Уверен, что внимательный читатель оценит это.
Это утопия, правильно сказал собеседник. До сих пор боятся объедения, боятся, что кто-то другой будет править, а не он. Это как с союзным государством РФ и РБ. У всех свои интересы, которые завуалированно называют национальными.
Мы никогда не выберемся, потому что каждый тянет одеяло на себя