В Узбекистане продолжается обсуждение закона «О государственном контроле деятельности субъектов предпринимательства», разработанного Генеральной прокуратурой. Новый документ состоит из 30 статей.
В статье 4 определены основные принципы государственного контроля. В их числе и такой, в соответствии с которым все неустранимые противоречия и неясности законодательства, возникающие в связи с осуществлением предпринимательской деятельности и ее государственного контроля, толкуются в пользу субъекта предпринимательства.
Как следует из документа, основаниями для проведения проверки финансово-хозяйственной деятельности субъектов предпринимательства являются, в частности:
-систематическое (два и более раза в течение финансового года) нарушение налогового и таможенного законодательства по уплате налогов и других обязательных платежей;
-выявление нарушений налогового законодательства, превышающих сумму сто минимальных размеров заработной платы;
-выявление фактов нарушения налогового и таможенного законодательства субъектами предпринимательства, имеющими в уставном фонде долю государства более пятидесяти процентов.
Определены и сроки проведения проверок финансово-хозяйственной деятельности субъектов предпринимательства. Они не должны превышать тридцати календарных дней.
Законом определены права и обязанности проверяемых субъектов предпринимательства.
Проверяемые субъекты предпринимательства при проведении проверок имеют право:
-требовать от проверяющих должностных лиц контролирующих органов документы, являющиеся основанием для проведения проверки, знакомиться с документами, удостоверяющими личность проверяющих, и право допуска к проведению проверок;
-получать информацию о проводимой проверке, в том числе в Единой системе электронной регистрации проверок;
-приглашать для участия в проверке представителей объединений субъектов предпринимательства, Торгово-промышленной палаты , членами которых они являются;
-сравнивать информацию, внесенную в книгу регистрации проверок, с информацией, содержащейся в предоставленных проверяющим должностным лицом документах;
-не допускать к проверке лиц, не предоставивших основания для ее проведения, не указанных в решении о назначении проверки, не предъявивших свое служебное удостоверение и специальное удостоверение о допуске к проведению проверок, отказавшихся от заполнения книги регистрации проверок, а также в случаях ненаступления или истечения сроков проверок, указанных в решении;
-не выполнять требования проверяющих должностных лиц контролирующих органов по вопросам, не входящим в их компетенцию, и не знакомить их с материалами, не относящимися к предмету проверки;
-присутствовать при проведении проверки;
-фиксировать процесс проведения проверок средствами фото-, аудио-и видеотехники;
-пользоваться услугами переводчика, адвоката и налогового консультанта;
-получать от проверяющих должностных лиц контролирующих органов один экземпляр акта о результатах проверки в день ее окончания;
-давать разъяснения по вопросам, относящимся к предмету проверки, а также излагать в акте о результатах проверки замечания и возражения по результатам проверки;
-обжаловать результаты проверки в порядке, установленном законом.
При этом проверяемые субъекты предпринимательства при проведении проверок обязаны:
-по законному требованию проверяющих должностных лиц контролирующих органов предъявлять материалы и документы, относящиеся к предмету и программе проверки, необходимые для осуществления проверки;
-допускать проверяющих должностных лиц контролирующих органов к объектам проверки;
-оказывать содействие проверяющим должностным лицам контролирующих органов в исполнении их обязанностей.
В обсуждаемом документе отмечено, что действие настоящего Закона не распространяется на проверки:
-проводимые в рамках Закона Республики Узбекистан «Об исполнении судебных актов и актов иных органов»;
-полноты и достоверности учета поставки, потребления и своевременности осуществления расчетов за коммунальные услуги;
-проводимые в рамках возбужденного уголовного дела, а также на доследственные проверки, осуществляемые в порядке, предусмотренном уголовно-процессуальным законодательством;
-деятельности государственных учреждений;
-деятельности негосударственных некоммерческих организаций, за исключением случаев осуществления ими предпринимательской деятельности;
-деятельности постоянных учреждений и представительств нерезидентов в Республике Узбекистан;
-проводимые по инициативе субъектов предпринимательства и/или их учредителей.
Проверки деятельности государственных предприятий, осуществляются в порядке, установленном для бюджетных организаций, говорится в обсуждаемом законе «О государственном контроле деятельности субъектов предпринимательства».
В. НОВИКОВ