Указом Президента Узбекистана от 22 ноября 2018 года на Бюро принудительного исполнения при Генеральной прокуратуре с 1 января 2019 года возложена дополнительная задача по обеспечению полноты и своевременности поступления от населения обязательных платежей за услуги по сбору и вывозу твердых бытовых отходов.
В документе названы четыре проблемы, препятствующие выстраиванию в целом эффективной системы обращения с отходами в республике. Это:
-во-первых, низкий уровень платежной дисциплины отрицательно сказывается на финансовых показателях организаций, оказывающих услуги по сбору и вывозу твердых бытовых отходов, ограничивает возможности инвестирования в обновление основных фондов и повышение качества услуг, а также сдерживает привлечение субъектов предпринимательства в данную сферу;
-во-вторых, практически не ведется единый учет потребителей и оплаченных ими платежей, что способствует в данной сфере внебанковскому обороту наличных денежных средств и фактам их присвоения;
-в-третьих, органы исполнительной власти на местах не обладают достаточными финансовыми и организационными возможностями для реализации возложенных на них задач по обеспечению санитарной очистки и улучшению экологической обстановки регионов;
-в-четвертых, не выработаны четкие административные и рыночные механизмы взаимодействия между органами исполнительной власти на местах и обслуживающими организациями, в том числе в рамках соглашений о государственно-частном партнерстве.
Указом главы государства с 1 января 2019 года порядок, в соответствии с которым:
-а) внесение населением обязательных платежей за услуги по сбору и вывозу твердых бытовых отходов осуществляется ежемесячно не позднее 10 числа месяца, следующего за истекшим месяцем, за который производится оплата, на единые транзитные банковские счета с последующим их перечислением на специальные казначейские счета Совета Министров Республики Каракалпакстан, хокимиятов областей и г.Ташкента;
-б) оплата услуг обслуживающих организаций по сбору и вывозу твердых бытовых отходов, оказанных населению, осуществляется Советом Министров Республики Каракалпакстан, хокимиятами областей и г.Ташкента централизованно в соответствии с соглашениями о государственно-частном партнерстве и договорами;
-в) оплата юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями услуг по сбору и вывозу твердых бытовых отходов осуществляется на основе 100-процентной предоплаты непосредственно обслуживающим организациям на основании договоров, заключаемых между потребителями и обслуживающими организациями;
-г) внесение в суды заявлений о взыскании с физических лиц задолженности по оплате обязательных платежей за сбор и вывоз твердых бытовых отходов осуществляется территориальными органами Государственного комитета Республики Узбекистан по экологии и охране окружающей среды (далее – Госкомэкологии) в случае их неуплаты свыше шести месяцев.
При территориальных органах Госкомэкологии создаются центры по организации услуг санитарной очистки без образования юридического лица, говорится в документе.
В. НОВИКОВ