В Узбекистане продолжается обсуждение проекта закона «О государственно-частном партнерстве», разработанном Министерством финансов страны. Он состоит из 10 глав и 40 статей.
Настоящий закон, как отмечено в документе, устанавливает правовую основу государственно-частного партнёрства, включая правила и процедуры, связанные с их разработкой и реализацией, регулирующую их институциональную структуру, применимые принципы и различные другие вопросы. Под государственно-частным партнерством (ГЧП) подразумевается проект, предусматривающий взаимовыгодное долгосрочное сотрудничество между государственным партнером и частным партнером, а также разделение или распределение рисков и обязанностей. Названы девять основных целей государственно-частного партнерства:
-стимулирование экономического роста и устойчивого развития;
-эффективное и надлежащее распределение рисков между государственным и частным секторами;
-удовлетворение спроса на создание новой общественной инфраструктуры и/или восстановление и/или эксплуатация и/или поддержание существующей общественной инфраструктуры;
-обеспечение своевременной и качественной поставки и обслуживания на протяжении всего срока службы общественной инфраструктуры;
-улучшение качества государственных услуг и доступа к ним;
-привлечение финансирования (включая иностранные инвестиции) частного сектора во исполнение вышеупомянутых целей;
-содействие экономическому росту;
-освоение ноу-хау, навыков и ресурсов частного сектора в связи с развитием инфраструктуры и / или предоставлением государственных услуг;
-эффективное использование государственного бюджета.
В обсуждаемом документе названы четыре критерия государственно-частного партнерства.
ГЧП должно, во-первых, быть долгосрочным, относиться к проектированию, созданию, реконструкции, развитию, управлению и/или поддержанию общественной инфраструктуры и/или предоставлению государственных услуг, включать участие частного сектора и проводить разделение рисков и ответственности между государственным и частными партнерами.
Статьей 5 определен минимальный срок соглашения о ГЧП, который не может быть менее пяти лет. Что касается максимального срока соглашения, он не должен превышать разумно необходимый срок.
Статьей 7 обсуждаемого закона определены сферы применения государственно-частного партнерства:
-сбор, обработка, удаление, утилизация отходов;
-образование;
-деятельность в области здравоохранения;
-туризм, культура и спорт;
-строительство дорог и шоссе;
-общественный транспорт;
-железнодорожный транспорт;
-воздушный транспорт;
-электроэнергетика;
-возобновляемые источники энергии;
-логистические парки;
-индустриальные парки;
-водоснабжение;
-сельское хозяйство;
-канализационная система;
-информационные системы;
-любые другие секторы и подсекторы до тех пор, пока они не будут исключены законом, но только с предварительного одобрения ответственного государственного органа или органа власти на местах.
Статьей 28 определены гарантии и средства защиты частных партнеров. Установлено, что государственный партнер и частный партнер являются равными сторонами в соответствии с условиями соглашения о ГЧП. Любые меры, которые не позволят частному партнеру свободно управлять и распоряжаться своими инвестициями, продуктами и доходами или управлять и контролировать активы и деятельность, предусматриваемую ГЧП, а также любые другие формы препятствий и вмешательства в деятельность частного партнера, прямо не разрешенные соглашением о ГЧП или законодательством Узбекистана, запрещены, говорится в обсуждаемом документе.
В. НОВИКОВ
Как открыть Профессиональный футбольный клуб с нуля, если у частного лица есть свой спортивный комплекс, при партнерстве с городским Хокимиятом? И можно ли воспользоваться льготами сог,п,11 Постановления Президента РУз от 16.03.2018 г. ПП 3610 "О мерах по дальнейшему развитию футбола" , для привлечения спонсоров, и п,10 данного постановления?