back to top
14 C
Узбекистан
Понедельник, 25 ноября, 2024

Узбекская народность заслуживает особенного внимания…

Топ статей за 7 дней

Подпишитесь на нас

51,905ФанатыМне нравится
22,961ЧитателиЧитать
7,060ПодписчикиПодписаться
   Узбекская народность заслуживает особенного внимания…

Осенью 1892 года Самаркандская областная администрация приняла решение о создании специальной комиссия для всестороннего изучения быта и экономических условий жителей 15 волостей, прилегающих к областному центру. Для выполнения этой весьма сложной задачи в упомянутую комиссию было включено 30 опытных землемеров и других специалистов областного правления. Их деятельность началась 22 сентября 1892 и продолжалась два последовавших года. За этот временной отрезок чиновниками областного правления были обследованы практически все волости Самаркандского уезда, изучены географические, топографические и климатические условия, их административное устройство, ирригационное и судебное управления.

Объемистый отчет комиссии, заслуживший высокую оценку генерал-губернатора, носил поистине энциклопедический характер и стал образцом для подражания в других регионах Туркестанского края.

Оставляя в стороне экономические стороны произведенной работы, сосредоточим свое внимание на некоторых бытовых реалиях жизни узбекского народа конца XIX столетия. И хотя с той поры прошло более столетия, многие из них остались неизменными.

«Обычную верхнюю одежду узбеков – мужчин и женщин, — было сказано в отчете, — составляют халаты с длинными рукавами из бумажных местных тканей, ситцевых и тиковых, реже полушелковых (адрас). Зимние халаты отличаются от летних большею ватною подбойкою. В холодное и сырое время мужчины носят халаты (чекмень) из местного грубого сукна, только немногие имеют меховые недорогие халаты.

Мужчины носят обыкновенно один-два халата, женщины надевают халат только выходя со двора. Нижнее платье – длинная рубаха халатного покроя и широкие шаровары из грубой бумажной местной ткани (маты) составляют принадлежность обоих полов».

Узбекские мужчины традиционно носят тюбетейки и белую чалму, кисейную или из разных других бумажных и шерстяных легких материй. Зимой обувают ноги в сапоги из белой кожи или мягкие козловые ичиги с калошами. Причем сапоги, подмечают российские чиновники, надеваются узбеками на босы ноги. Поясницу обворачивают ситцевым поясом (бильбок). Женщины же покрывают голову ситцевым или кисейным платком (румол, дурия). Зимой они носят ичиги с калошами, а летом одни калоши на босу ногу. По существующим здесь обычаям мужчинам и женщинам полагается по две смены верхнего и нижнего платья в год. И только зажиточные люди имеют сверх этого еще одну-две лишние пары. В этом случае у женщин встречаются шелковые или полушелковые халаты и рубахи.

Довольно подробно и со знанием дела описано в отчете и питание местного населения. Оно довольно скромно и неприхотливо. В основе пищи узбека перечислены два десятка блюд, преимущественно каши. Каждому из них российские чиновники дают краткую характеристику. Так, например, шир-шуля представляет собой суп из риса, вроде кашицы, сваренный на воде и приправленный свежим или кислым молоком. Машава – пресная каша из риса и маша, приготовленная на воде. В зажиточных семьях в нее добавляют либо баранину, либо баранье сало. Куча (или гуджа) – каша из джугары, иногда разбавляемая кислым молоком. Довольно популярна у узбеков ярма – жидкая или густая каша из ободранной пшеницы на воде. Иногда к ней прибавляют кислое молоко, лук, морковь и репу.

Главным блюдом узбеков является плов. Это тоже своеобразная каша на бараньем сале или зыгирном масле с прибавлением небольшого количества какого-нибудь мяса (бараньего, козлиного, лошадиного или говядины). Зыгирное масло представляет собой смесь из семян льна, кунжута, хлопчатника, арбуза или дыни. Шир-бринч – молочная каша, употребляемая с коровьим маслом. Маш-кичири – густая каша из маша с примесью риса, сваренная на воде. Блюдо под названием сук – каша из проса на кислом молоке, разбавленном водой. Шала – густая каша из риса с примесью небольшого количества баранины и сала. В бедных семьях заменяет плов.

Из жидких блюд описаны крутаба, шурпа, пиява, умач, кара-шурпа, шир-чай, кара-чай, айран и катык.

Жизненные и хозяйственные потребности населения слагаются, в основном, из трат на продовольствие и одежду. Выделим из них главнейшие.

По наблюдениям членов комиссии занимающийся физическим трудом узбек в течение дня потребляет в девятимесячный рабочий период по четыре лепешки и по три – в остальные месяцы. Женщине же в течение всего года требуется по две лепешки в день, а малолетним детям по одной.

Для приготовления горячей пищи человеку требуется запас крупы, мяса и жиров, соли, чая. Кроме того, средства расходуются на виноград и бахчевые культуры, на табак и одежду. Узбеки – мужчины и женщины – широко употребляют молотый зеленый табак с примесью растительного масла и золы (насвай). Смесь эту закладывают щепоткой под язык…

Взрослый мужчина снашивает в год две смены белья по одному рублю пара. Сапог с калошами достаточно одной пары (цена 3 рубля 60 копеек), два халата по 2 рубля каждый. Одной чалмы ценою 2 рубля хватает на два года. Пояс ценой 1 рубль 50 копеек тоже хватает на два года. На два года хватает и одной тюбетейки ценой 40 копеек. Таким образом, вся мужская одежда обходится узбеку в 11 рублей 30 копеек в год.

Взрослая женщина потребляет в год две смены белья ценой 2 рубля каждая, ичиги с калошами – 2 рубля 40 копеек, два халата по 2 рубля каждый, головной платок – 45 копеек. Итого: женщина тратит на одежду 8 рублей 85 копеек в год. А потребность в одежде малолетнего обходится в половину стоимости одежды женщины, то есть 4 рубля 43 копейки.

Постельные принадлежности – одеяла и ватные подушки, а также кумганы, чайники, глиняная посуда и прочие хозяйственные мелочи (при отсутствии всякой мебели) обходятся недорого: 6 рублей 92 копейки в год.

Резюмируя вышеизложенное можно утверждать, по мнению чиновников, что благосостояние жителей находится в удовлетворительном положении, позволяющем им выполнять все жизненные и общественные потребности свои, уплачивать казенные денежные повинности и, сверх того, из оставшихся у них средств удовлетворять прочие свои потребности – религиозные требы, школьное образование детей, лечение болезней, приготовление калыма или приданого и прочее.

Примечательно, что составленный чиновниками областного правления Самаркандской области отчет завершается характеристикой узбекского народа. Говоря о многочисленных проблемах прошлого, пережитых населением Средней Азии, «узбекская народность, — свидетельствуют авторы отчета, — сохранила в себе немало таких высоких качеств, которым могли бы позавидовать и более культурные народности».

Жизнь земледельца в жаркой, искусственно орошаемой местности, представляет собой исключительно сложные для бытия условия, и человек, чтобы надежно обеспечить себе существование, должен был день за днем, в течение многих поколений, отвоевывать каждый клочок земли, представляющий ныне культурное поле. Искусственное орошение полей, обеспечивающее плодородие земли, требовало от земледельца продолжительного и тяжелого труда. Такой труд, веками усвоенный, выработал в узбеке замечательную выносливость и умение пользоваться рационально силами природы не только единолично, но и коллективно.

Сооружение грандиозных ирригационных каналов и оживление больших пространств некогда мертвой земли вынесено на плечах узбека. Он же додумался ввести в свое малоземельное хозяйство многопольную систему, поддерживающую, в течение многих веков, плодородие возделываемой земли.
Производя общими силами ирригационные работы, узбекский народ развил в себе в высокой степени долг взаимопомощи, поддерживающий существование в среде населения многих обездоленных людей и сирот.

«Если же добавить к сказанному отсутствие в среде узбекского населения нищих, бросивших труд и живущих паразитами на народном теле; умеренность в жизненных потребностях; бережливость; патриархальную, прочно воспитанную дисциплину, дающую узбеку силу в выполнении крупных общественных работ, и, наконец, широко развитое чувство гостеприимства, позволяющее путешественнику находить себе в каждом узбекском доме приют и пищу, — то узбекская народность не только приобретает полное право на уважение к себе, представляя много прекрасных, поучительных сторон, но и заслуживает особенного внимания»…

Р. НАЗАРЬЯН

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь

Последние новости

Новые правила оплаты адвокатам за государственную помощь

Эти изменения направлены на унификацию процесса предоставления бесплатной помощи и справедливое вознаграждение специалистов, сообщает правовой портал "Норма".

Больше похожих статей