back to top
14 C
Узбекистан
Понедельник, 25 ноября, 2024

Я — узбекский художник

Топ статей за 7 дней

Подпишитесь на нас

51,905ФанатыМне нравится
22,961ЧитателиЧитать
7,060ПодписчикиПодписаться
  Я - узбекский художник

7 октября Евгению Павловичу Мельникову исполнилось бы 90 лет.

Он был великим художником!

К каждой своей работе он относился, как ребенку. Первый раз я пришел нему домой 25 августа 2005 года.

  Я - узбекский художник

Тогда Указом первого Президента Ислама Каримова ему было присвоено звание Народного художника Узбекистана. Я тут же поехал поздравить художника. (А дело в том, что правительственные новости сначала приходят в наше агентство, а от нас – всем газетам, телевидению и радио.) Сначала Мельников мне не поверил, подумав, что это розыгрыш. Тогда я позвонил по «мобильнику» Кузиеву:

— Турсунали Каримович! Я поздравляю Евгения Павловича Мельникова с высоким званием Народного художника. Не хотите присоединиться?..

И только когда его поздравил сам председатель Академии художеств Узбекистана, он поверил. На Востоке обязательно принято за добрую весть дать суюнчи. Вот тогда он подарил мне чудный натюрморт «Маленькие талисманы».

На нем изображены полочка с бронзовой статуэткой воина и чётками, альбом древних памятников и плитка с майоликовой росписью. А в правом верхнем углу — старая подкова – символ вечности.

В тот день я фотографировал счастливого художника с его работами: с портретами художницы Лайло Салимжановой (старшей сестры Махтумы) и дедушки Ивана Ивановича – купца 2-ой гильдии, другими пейзажами.

Мы подружились, и я никогда не отказывал ему в просьбах. Возил к врачам, сделал эксклюзивные фотоальбомы: «Творчество», «Друзья» и «Семья ». И Евгений Павлович ценил это отношение к нему.

Я часто бывал у него, мы вспоминали нашего друга Рузы Чарыева, прошлые выставки и застолья. Их было четыре друга — художника: Рузы Чарыев, Евгений Мельников, Юрий Талдыкин и Владимир Бурмакин (первых троих уже нет с нами). В 60-годы они открыли совместную выставку, которая имела огромный успех. После неё их назвали «Ташкентский квадрат».

  Я - узбекский художник

Написал он и мой портрет с Рузы-ака. Как большой художник, он долго думал над композицией картины. И написал нас на фоне известного пейзажа Чарыева «Журавли летят в Пашкурт», а это село в сурхандарьинской глубинке – родина Рузы.

  Я - узбекский художник

Не один раз вспоминали мы и Михаила Александровича Вербова, который с 1918 по 1921 год работал первым директором Ташкентского музея искусств. Судьба подарила мне встречу с этим выдающимся художником в сентябре 1989 года, во второй его приезд в Ташкент, где жила его родная сестра Валентина Александровна. Тогда ему было 92 года, но, не смотря на почтенный возраст, он был бодр и подвижен, читал без очков.

В далеком 1922 году Вербов сделал с натуры рисунок В.И.Ленина, который и стал основой известного портрета, где вождь изображен в полупрофиль, держащийся правой рукой за жилетку. Крупская считала, что именно этот портрет наиболее точно воспроизводит его образ.

  Я - узбекский художник

Судьба Вербова действительно легендарна. Его кисти принадлежат портреты Ф.Э.Дзержинского, Н.Л.Семашко, И.А.Бунина, Ф.И.Шаляпина, К.С.Станиславского, Л.В.Собинова, Е.Л.Гоголевой.

Перед входом в музей Прадо в Мадриде фамилия Вербова высечена на мраморной доске рядом с именами таких мастеров, как Веласкес, Гойя, Рубенс. Он – единственный человек, удостоенный такой чести при жизни!

  Я - узбекский художник

И живя в Америке, он увидел репродукции картин Мельникова, и понял, что это большой мастер. Будучи в Ташкенте, он пришел в мастерскую художника. Предложил переехать в США. Понятно, что приглашая в страну за океаном, суля почет и деньги, такой человек не будет разбрасываться словами.

Но Мельников твердо повторил:

— Я – узбекский художник!

И хотя он жил рядом с мастерской в скромной двухкомнатной квартире за комбинатом «Рассом», никуда не ездил дальше Паркента, но страстно любил наш народ, эту дорогую землю, где щедро расцвел его талант.

Евгения Павловича похоронили 28 сентября на ташкентском кладбище Домбрабад…

  Я - узбекский художник

А «Сады Чарыева» — лебединая песня художника. Это и дань памяти другу и гимн нашей земле и её людям. Интересно проследить, как мыслит художник, как вынашивает своё детище. После долгих раздумий, он пишет портрет на фоне широко известной чарыевской картины «Кумкурганские яблоки».

«Живопись вечна», — любил повторять он. И поэтому относился к своей музе трепетно. И поэтому его творения будут жить вечно!

Р. ШАГАЕВ,
фото автора

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь

Последние новости

Новые правила оплаты адвокатам за государственную помощь

Эти изменения направлены на унификацию процесса предоставления бесплатной помощи и справедливое вознаграждение специалистов, сообщает правовой портал "Норма".

Больше похожих статей