В Узбекистане обсуждается проект постановления Президента «Об утверждении концепции развития фармацевтической отрасли Узбекистана в 2018–2022 годах».
В нем названы две системные проблемы узбекского фармацевтического рынка.
Первая — низкий уровень инвестиционной привлекательности в связи с длительными сроками запуска лекарственных препаратов в продажу (более трех лет с учетом разработки чертежей проекта, изготовления оборудования, монтажа, отработки технологий производства лекарственных препаратов).
Вторая — низкий уровень инноваций и технологий, используемых при разработке и производстве лекарственных средств.
Актуальной целью в обсуждаемом документе названо расширение присутствия отечественных лекарственных средств на внутреннем фармацевтическом рынке.
Отмечено, что в настоящее время к применению в медицинской практике в республике разрешены 6218 торговых названий лекарственных средств зарубежного производства и 2462 торговых названия лекарственных средств отечественного производства. Разрешены 1586 наименований изделий медицинского назначения, в том числе 228 — отечественного производства.
Лекарственные средства и изделия медицинского назначения в республике осуществляют 152 фармацевтических предприятия.
Объем потребления лекарственных средств отечественного производства населением и лечебно-профилактическими учреждениями составляет 57% в натуральном выражении и 25% — в денежном. На сегодняшний день местными компаниями обеспечивается 27 % от объёма потребления лекарственных препаратов, входящих в список основных лекарственных средств. По некоторым видам востребованных дженериковых препаратов в инъекционной и инфузионной форме достигнуто более 80-процентное импортозамещение.
Фармацевтическая отрасль Узбекистана активно выходит на международные рынки, в первую очередь на рынки стран СНГ. Расширение присутствия отечественных лекарственных средств и изделий медицинского назначения на внешних фармацевтических рынках является актуальной целью и диктует необходимость принятия срочных мер по организации и дальнейшему развитию отечественной фармацевтической отрасли.
Основной причиной медленных темпов увеличения объёмов экспорта является низкий уровень внедрения стандарта GMP, который регулирует производство и контроль качества лекарственных средств и является обязательными для фармацевтических предприятий.
В числе требующих своего решения вопросов названы:
-отсутствие единой концепции развития отечественной фармацевтической отрасли;
-несовершенство и слабая эффективность механизмов финансирования разработок лекарств;
-отсутствие механизма предварительного размещения государственных заказов на фармацевтические предприятия страны с целью обеспечения лекарственной безопасности на среднесрочную перспективу (1-3 года);
-недостаточность и слабая квалификация кадрового потенциала отечественной науки и производства;
-отсутствие у кредитных институтов (банков) в кредитных политиках долгосрочного и льготного финансирования условий разработок молекул оригинальных лекарственных средств и лекарственных средств из растительного сырья.
Основными задачами обсуждаемой концепции является, в частности, создание в республики государственных центров по проведению доклинических и клинических исследований, а также лабораторий в соответствии с международными стандартами GCP и GLP, защита внутреннего рынка от недобросовестной конкуренции и выравнивание условий доступа на рынок для отечественных и зарубежных производителей и др.
При этом концепция развития национальной фармацевтической отрасли основывается на решении следующих задач:
-развитие производства лекарственных средств по полному и не полному технологическому циклу;
-стимулирование производства путем льготного налогообложения, инвестиций, поощрение ориентации на продукцию отечественных предприятий при проведении государственных закупок лекарственных средств и изделий медицинского назначения;
-оценка экологической безопасности, целесообразности, рентабельности, конкурентоспособности производства синтетических субстанций;
-стимулирование развития фармацевтического производства путем льготного долгосрочного финансирования строительства и ввод в строй новый фармацевтических производств;
-финансирование отечественных разработок оригинальных лекарственных средств;
-определение приоритетных для импортозамещения дженериков и составления перечня препаратов растительного происхождения, производство которых можно наладить в республике;
-создание оригинальных лекарственных средств на основе биологически активных веществ, выделенных из лекарственных растений, произрастающих в Узбекистане;
-разработка технологий культивирования лекарственных растений;
-создание плантаций лекарственных растений, используемых при производстве лекарственных средств на основе лекарственного растительного сырья и др.
В. НОВИКОВ